Письмо Минфина России от 14.05.2020 № 24-01-08/39016 “О закупках у СМП и СОНКО и изменениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с распространением коронавирусной инфекции”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение, содержащее предложения, касающиеся организации закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем необходимым отметить, что Законом N 44-ФЗ предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в контракт, заключаемый СМП, СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ (часть 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (далее – Закон N 98-ФЗ), которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, согласно которым заказчикам предоставляется право до 31 декабря 2020 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта при закупках у СМП, за исключением случаев, если предусмотрена выплата аванса (часть 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Также в Закон N 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в 2020 году по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Кроме того, Законом N 98-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом (часть 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
В реализацию указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783”, предусматривающее списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции” (далее – Закон N 124-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, согласно которым с 1 июля 2020 г.:
снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;
предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Также Департамент отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 “Об особенностях реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов”, предусматривающие возможность внесения изменений в заключенные в 2020 году контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ содержит комплекс мер, обеспечивающих баланс интересов как заказчиков, так и участников закупок, в том числе СМП, СОНКО, и при этом направленных на повышение эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности, прозрачности закупок, развитие конкуренции путем обеспечения равного доступа участников к закупкам, что, в свою очередь, способствует эффективному расходованию средств, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, в связи с чем принятие указанных предложений нецелесообразно.
Преимущества в закупках для субъектов МСП
Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:
- организации малого и среднего бизнеса;
- организации инвалидов;
- социально-ориентированные некоммерческие организации;
- предприятия уголовно-исполнительной системы.
ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.
По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.
Преимущества участия в закупках для МСП:
- Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
- Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
- Особый размер обеспечения закупок.
- Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
- Сокращение сроков оплаты по договорам.
Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.
1. Закупки только для МСП
Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: “Доля закупок государственных компаний у субъектов малого“).
Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.
Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.
Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: “Изменения в закупках по 44-ФЗ“).
В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: “Запрос котировок в электронной форме“).
В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.
Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Единая регистрация в ЕИС
Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.
Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила. Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ). Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.
Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.
При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:
- обеспечение заявки;
- обеспечение исполнения контракта;
- обеспечения гарантийных обязательств.
По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:
- закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
- размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
- размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).
4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта
Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.
Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).
Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):
- Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
- Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
- Правопреемство не учитывается.
- Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
- Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
- Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
- Требуемый статус контракта – «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
- Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
- Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.
5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП
Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:
- 30 дней – для «обычных» закупок;
- до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.
С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:
Закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по 44 ФЗ
Что такое СМП и СОНКО в закупках?
Начиная свой путь в нашей сфере, любой участник Госзакупок (как по №44-ФЗ, так и по №223-ФЗ) очень быстро столкнётся с данными сокращениями и задастся закономерным вопросом: «Что такое СМП и СОНКО в закупках?». Расшифровываем и поясняем.
СМП – это субъекты малого предпринимательства.
Отнесение организаций к данной категории регламентировано Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Юридическое лицо признаётся субъектом малого предпринимательства, если:
- Среднесписочная численность составляет до 100 человек;
- Доход не превышает 800 млн. рублей;
- Имеет не более 25 % государственного участия.
СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации.
Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.
В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 15 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ требует закупить не менее 20 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.
По этой причине №44-ФЗ позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а №223-ФЗ, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сравнимых условиях.
Закупки для СМП и СОНКО по №44-ФЗ.
Такие закупки проводятся во всех возможных формах, предусмотренных законом. Начальная максимальная цена закупки с ограничением для СМП и СОНКО не может превышать 20 млн. руб.
Если мы имеем дело с заказчиком, у которого все закупки в течение года превышают установленную сумму, законом предусмотрена возможность выполнить требование о 15 % объёма. В этом случае заказчик объявляет процедуры на общих основаниях, без ограничений, но с условием, что победитель привлечёт соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Доля исполнения контракта такими субподрядчиками заранее устанавливается в документации о закупке и впоследствии учитывается как объём, закупленный у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по №223-ФЗ.
Такие закупки заказчики вправе осуществлять исключительно в виде конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для данных процедур законом установлены чёткие сроки подачи заявок, а также ряд других жёстких требований (к порядку проведения квалификационных отборов, обеспечению заявок, форме заявок, порядку их рассмотрения, порядку заключения договора).
Обычные конкурентные закупки (без ограничений для малого и среднего бизнеса) №223-ФЗ всё ещё позволяет проводить в бумажной форме. «Потолок» для начальной максимальной цены договора закупки, участниками которой могут быть только СМиСП законом не установлен.
Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? По каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО)? Есть ли какие-то нюансы? Отвечаем в нашей статье.
Кого относят к субъектам малого предпринимательства
К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:
- потребительские кооперативы и коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия — исключение);
- ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:
- среднесписочная численность работников;
- объём дохода за период в один календарный год;
- доля юрлиц в уставном капитале.
Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.
Более подробно об основных и дополнительных критериях, определяющих субъекты малого предпринимательства, мы писали в статье «Критерии бизнеса в 2021 году».
Кто относится к СОНО
СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально-ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.
К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:
- соцобслуживание, а также соцподдержка и защита граждан;
- помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
- мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
- охрана окружающей среды;
- защита животных и др.
Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.
Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ
Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ госзаказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО. Заключить контракт можно следующими способами:
-
Через проведение торгов, участниками которых могут быть только субъекты малого бизнеса или социально-ориентированные некоммерческие организации. Возможные виды конкурсов:
- открытые,
- с ограниченным участием,
- двухэтапные,
- электронные аукционы,
- запросы котировок и предложений.
Для участия в торгах и заключения контракта потребуется квалифицированная электронная подпись. Выберите подходящий тариф самостоятельно или с помощью нашего специалиста. Подключение займёт не более одного дня.
Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приёмке.
Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик.
Специфика закупок у СМП и СОНО
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контакты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.
Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 15 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.
Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме законом не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса, либо только у СОНО.
Чтобы найти выгодное предложение, воспользуйтесь услугой Астрал.Поставщик. Гибкие настройки, шаблоны для поиска, мониторинг торгов — всё в одном месте.
Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Особенности проведения закупок у СМП и СОНО:
- Можно осуществлять закупки любых товаров (работ, услуг).
- Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
- Конкурентная закупка возможна любыми способами, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
- Ограничения указываются в извещении об осуществлении закупки.
- Принадлежность к СМП (СОНО) подтверждается информацией об участнике закупок из единого реестра СМСП. Потребовать какие-либо дополнительные документы для подтверждения заказчик не может.
- Установлен сокращённый срок оплаты. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке.
- Залог в качестве обеспечения исполнения контракта:
- устанавливается в зависимости от цены контракта, его размер должен превышать размер аванса;
- устанавливается заказчиком в зависимости от цены контракта, уменьшенной на размер аванса, если аванс рассчитывается Федеральным казначейством;
- должен быть возвращён не позднее, чем спустя 15 дней после даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
- Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств не требуется предоставлять, если СМП (СОНО) подтвердили добросовестность.
- Антидемпинговые меры не применяются, если субъект СМП (СОНО) подтвердил добросовестность.
Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта. Гибкая линейка тарифов позволит выбрать наиболее подходящий комплекс услуг.
Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства
Ранее при закупках по 44-ФЗ предприятиям и ИП, выступавшим в роли поставщиков, нужно было заполнить декларацию о принадлежности к СМП. Это один из документов, дающий право на участие в различных торгах (тендерах).
С конца 2020 года эта декларация не является обязательной. В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП. Заказчики более не могут требовать от исполнителя (субподрядчика) заказа дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.
Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП. Образец заполнения:
Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.
Бланк декларации СМП: скачать.
Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)
Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность.
Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.
Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:
- для ответственного лица (контрактного управляющего или иного уполномоченного работника) — 15 тысяч рублей;
- для организации-заказчика — 50 тысяч рублей.
В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):
- для должностного лица — 50 тысяч рублей;
- для юрлица — 500 тысяч рублей.
Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 15 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.
Инструкция по составлению отчета о закупках у СМП и СОНО по 44-ФЗ
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ — это обязательный контрольный документ заказчика, иллюстрирующий количество тендеров у СМП и СОНКО. Бланк формируется ежегодно всеми организациями, которые приобретают товары, работы и услуги. Исключений не предусмотрено.
Скачать форму отчета СМП по 44-ФЗ за 2020 бланк с 01.07.2020 |
Скачать форму отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства за 2020 бланк с 01.04.2021 |
Скачать пример заполнения отчета СМП по 44-ФЗ по форме 2021 года |
Скачать образец отчета СМП с комментариями по заполнению из КонсультантПлюс |
Кто обязан отчитываться
Все организации, которые ведут закупочную деятельность, обязаны приобретать определенный объем товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих предприятий. Доля госзакупок у СМП и СОНКО — минимум 15% от совокупного годового объема закупок (ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ). Отчетность об объеме заказов у малого бизнеса сдают абсолютно все заказчики: если отчет у СМП не размещен, организации грозит штраф. Ежегодный контроль необходим для выявления реальных объемов и отклонений объемов от установленных норм по совершенным заказам у субъектов малого предпринимательства. Сдавать информацию надлежит, даже если в текущем году заказчик не закупал товары, работы или услуги у СМП (ч. 4 ст. 30 44-ФЗ).
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отчитаться об объеме закупок у СМП без ошибок и штрафов.
Какую форму отчета использовать
Теперь в отчетность включаются денежные средства по несостоявшимся закупкам, по которым в итоге заключили контракты с единственным поставщиком (письмо Минфина № 24-01-07/79316 от 02.11.2018). Предыдущий отчетный бланк не подходил под новые требования. Его пришлось заменить. С 01.07.2020 действует обновленный бланк (ПП РФ № 523 от 16.04.2020). Новая форма не имеет существенных отличий от первоначальной, которая утверждена постановлением правительства № 238 от 17.03.2015. Регистр лишь модифицировали под действующие нормативы ст. 30 44-ФЗ. Единственное изменение коснулось раздела 2 — пятого абзаца пункта 2: из расчета объема финансового обеспечения на контракты с единственным поставщиком исключаются закупки по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков.
С 01.04.2021 вступит в силу ПП РФ № 1799 от 07.11.2020 и новая форма отчета СМП. Изменится тот же пункт в том же разделе (абз. 5 п. 2): в расчете учитывается объем финансового обеспечения для оплаты контрактов с единственным поставщиком по ч. 1 и ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
Когда отправлять отчет о закупках у МСП
Сведения о ежегодных закупках у субъектов малого предпринимательства размещаются в Единой информационной системе. Ответственным лицам нет смысла усложнять свою работу — составлять отчет в бумажном варианте, а затем вводить информацию в ЕИС. Обновленный годовой отчет о закупках у СМП/СОНО формируют и размещают в ЕИС до 1 апреля года, который следует за отчетным периодом. Сведения вводятся в ЕИС ежегодно. Отчетность за 2020 год надлежит отправить до 01.04.2021.
Чтобы избежать нарушений и срывов при сдаче документа, рекомендуем отправить отчетную информацию заранее. Чем ближе предельный срок, тем больше пользователей одновременно формируют регистры, а это повышает вероятность технических неполадок ЕИС.
Как заполнять отчет по СМП
Отчетные сведения вводятся прямо в ЕИС. Пользователь существенно экономит время — часть сведений в системе рассчитывается автоматически. Функционал ЕИС позволяет сформировать документ, подписать и отправить его. Главное — не искажать информацию и не нарушать срок сдачи отчета о закупках у СМП по 44-ФЗ: в 2021 году необходимо отчитаться до 01.04.2021. Это рабочий день, переносов не предусмотрено.
Общие правила, как заполнить отчет:
- Сформировать форму в ЕИС.
- Подробно заполнить все вкладки регистра.
- Сверить введенные цифры с реестром контрактов.
- Подписать форму ЭЦП.
- Опубликовать до 1 апреля.
Пользователь придерживается этой схемы и заполняет бланк в онлайн-формате. Нет необходимости дважды заполнять одну и ту же форму (на бумаге и электронно). После того как расчетные показатели сводятся, готовый документ печатают и подписывают у руководства.
Приступаем к формированию отчетного документа. Актуальная пошаговая инструкция, как заполнить отчет СМП по 44-ФЗ за 2020 год (с учетом новых правил) для всех типов заказчиков:
Шаг 1. Заходим в личный кабинет заказчика в ЕИС. Выбираем блок «Отчеты заказчика» и нажимаем «Создать информацию об отчете заказчика». Проставляем тип отчетной формы — «Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО».
Шаг 2. Заполняем вкладку «Общая информация». Регистр формируется в личном кабинете организации, поэтому большая часть сведений прикрепится автоматически.
Пользователь указывает ОКТМО — кодировку территориального образования (код определяют через сервис ФНС) и отчетный период (сейчас — 2020).
Шаг 3. Заполняем вкладку «Информация об объеме закупок». Основное правило для каждой позиции — суммы прописываются в тысячах рублей. В некоторых блоках сведения проставляются автоматически.
В пункте 1 указываем СГОЗ — общий объем финансирования, запланированный на осуществление закупок в отчетном году.
2-й пункт — это сумма последующих пяти позиций. В этом блоке сведения о суммах контрактов разграничиваются по пяти направлениям:
- оборона и безопасность;
- предоставление кредитов;
- соглашения с единственным поставщиком (исключение — контракты, заключенные по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, по результатам несостоявшихся заказов у СМП и СОНКО);
- использование атомной энергии;
- закрытые конкурсы и аукционы.
Третий и четвертый пункты заполняются автоматически.
Пункт 5 предусмотрен для отражения контрактов, подписанных по итогам закупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
Пункт 6 — для закупок с привлечением субподрядчиков, представляющих СМП и СОНКО. Указываем фактический объем привлечения соисполнителей. Если сумма привлечения больше установленной в контракте, отмечаем первоначальный показатель из соглашения. Если победитель относится к субъектам МСП, то вносим сумму привлечения субподрядчиков (пп. «е» п. 2 приложения к правилам № 238, письмо Минфина России № 24-01-07/79316 от 02.11.2018).
Пункты 7 и 8 автоматически формируются по значениям из позиций 5 и 6.
В строку 9 вносим суммарную величину НМЦК по всем закупкам у СМП и СОНКО, признанным несостоявшимися, по которым не заключались контракты.
Нажимаем «Далее» и переходим к следующей вкладке.
Шаг 4. Заполняем вкладку «Информация о заключенных контрактах».
В этом разделе прописываем все реестровые номера по заключенным контрактам. Отмечаем уникальные записи по следующим соглашениям:
- заключенные с СМП и СОНКО (стр. 1);
- оформленные с привлечением субподрядчиков (стр. 2);
- заключенные по ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ (стр. 3, разбивка контрактов 3.1-3.5).
Все отчетные сведения указаны, сохраняем форму. Отчетность об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства надлежит распечатать, подписать у руководителя, отсканировать и прикрепить в раздел «Документы» формы, публикуемой в ЕИС.
Шаг 5. Подписываем и размещаем в ЕИС.
Заходим в раздел «Перечень отчетности заказчика», находим заполненный регистр, привязываем отсканированный документ. Проверьте дату — по правилам, дата составления и день публикации совпадают.
Выбираем действие «Разместить», подписываем ЭЦП и публикуем отчетную форму об объемах закупок у СМП и СОНКО.
Какая ответственность предусмотрена за нарушения регламента
Сдача отчета о закупках у СМП сопряжена с двумя правилами:
- в документе указываются полные и достоверные сведения;
- готовая и подписанная форма отчета по закупкам у СМП по 44-ФЗ до 1 апреля составляется и публикуется.
Несоблюдение этих правил грозит штрафными санкциями. Ошибки в отчетной форме или нарушенные сроки размещения отчета об СМП по 44-ФЗ предполагают штраф в размере 15 000 рублей (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП). Отсутствие ежегодного отчета заказчика повлечет за собой штраф 50 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП).
Как исправить ошибки в отчете
Заказчики заполняют отчетную форму, используя функционал ЕИС. Но система не всегда работает идеально: при заполнении подтягиваются не все соглашения, появляются ошибки в расчетах, блокируется ручной ввод данных. Если возникли проблемы с формированием отчета у СМП, обратитесь в техподдержку Единой информационной системы. Если срок сдачи отчетности подходит к концу, а система висит и не дает заполнить информацию, прикрепите файл с корректно заполненным и подписанным регистром.
Есть еще один вариант — проверить статус исполнителя контракта (указан ли СМП) и устранить ошибку в контрактной информации Единой информационной системы. Вот как исправить ошибки в ЕИС:
- Найти контракты с представителями СМП.
- Зайти в раздел «Документы». Перейти в последний документ и отменить его (установить недействительный статус).
- Вернуть контракт на исполнение.
- Внести изменения в контрактную информацию.
- В первой позиции выбрать «Исправление сведений». Указать обоснование таких корректировок (статус СМП у поставщика).
Делайте скриншоты каждого действия. Если система уведомит об ошибках и нарушениях сроков, прикрепите визуальные доказательства.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:
-
(в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) , , .
Какие льготы действуют?
1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :
- Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
- Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
- Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.
2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.
Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).
Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Начальная цена таких закупок не должна превышать 800 млн рублей.
Квоты для МСП
Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:
- Поучаствовать в которых могли только МСП.
- Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
- «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.
При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
В каких закупках могут участвовать МСП?
Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:
- Отвечает на запрос на разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если он поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
- Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
- Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
- Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.
Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):
- Сбербанк-АСТ
- АГЗРТ
- ЕЭТП
- РТС-Тендер
- Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
- Российский аукционный дом
- ЭТП ГПБ
- ТЭК-Торг
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)
3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:
- закупку провели на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только МСП,
- МСП выступали субподрядчиками.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.