Сравнительный анализ Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица отличий

Чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ: наглядное сравнение в таблице

В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары и услуги. Это так называемая контрактная система. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.

С 1 апреля контрактное законодательство изменено в части закупок способом запрос котировок в электронной форме (449-ФЗ от 27.12.2019):

  • увеличена максимальная стоимость таких заказов до 3 млн рублей;
  • сокращен минимальный срок подачи предложений до 4 рабочих дней;
  • ускорена процедура заключения контракта и отменен протокол разногласий;
  • разрешена отмена запроса котировок в электронной форме не позднее, чем за час до окончания подачи предложений;
  • запрещено внесение изменений в извещение.

Бесплатно следите за изменениями в госзакупках с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все поправки и разъяснения 44-ФЗ и 223-ФЗ для чайников от экспертов.

Что регулирует ФЗ 223

В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т.д. На первый взгляд, правила по ФЗ 44 и по ФЗ 223 очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов опытные поставщики разбираются, чем отличается ФЗ 44 от ФЗ 223. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать собственные условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. ФЗ 223 направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.

С 1 апреля вступают в силу изменения закона №223, которые относятся к тендерам для МСП (452-ФЗ от 22.12.2020):

  • изменен порядок проведения конкурса в электронной форме;
  • появились требования к заявкам;
  • уточнено, какие сведения запрашивать у участника.

Также расширяется перечень заказчиков и Минфин наделяется функцией мониторинга закупок.

С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены договора. На корректировку Положения дали 90 дней (86-ФЗ от 05.04.2021).

В чем разница 44-ФЗ и 223-ФЗ

Изложить содержание и кратко рассказать, в чем разница закупки по 44 и 223-ФЗ, довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам. Провели сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице, чтобы наглядно представить сходства и различия ФЗ 44 и ФЗ 223 по таким критериям:

  • заказчики;
  • участники;
  • преимущества для участников;
  • способы определения поставщиков;
  • торговые площадки для электронных торгов;
  • сроки для участия;
  • подпись для электронных документов;
  • обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств;
  • плата за победу;
  • борьба с демпингом;
  • обоснование начальных цен;
  • отчетность в ЕИС;
  • расторжение и изменение контрактов;
  • как и куда подаются жалобы.

Приводим таблицу отличий 223-ФЗ и 44-ФЗ с актуальными изменениями.

  • государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
  • орган, управляющий внебюджетным фондом государства; , Росатом;
  • бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов
  • предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%;
  • юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн рублей с поддержкой государства;
  • естественные монополии;
  • унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.

Есть заказы, в которых заказчики в документации устанавливают право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов. Например, средств для реабилитации инвалидов. Это указано в ч. 10 ст. 34 44-ФЗ

  • коллективные участники (подробнее: «Инструкция по совместному участию в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ»);
  • юрлица и физические и индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые. Подробнее: «Как самозанятые участвуют в закупках: возможности, правила, преимущества»
  • учреждения и предприятия УИС;
  • организации инвалидов.

Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 15% от общего объема госзакупок за год эти организации обязаны делать у таких поставщиков.

Вот в чем разница закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди субъектов малого и среднего предпринимательства: годовой объем закупок по ФЗ 223 у таких субъектов не меньше 20% совокупного годового объема договоров, а по ФЗ 44 всего 15%.

  • электронный аукцион;
  • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
  • закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);
  • запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
  • госзакупка у единственного поставщика;
  • запрос предложений.
  • закрытая конкурентная закупка;
  • конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
  • конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;
  • покупка продукции у единственного поставщика;
  • прочие способы, которые указаны в Положении.

Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП №656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП №1447-р от 12.07.2018. Среди них:

  • «РТС-тендер»;
  • «Электронные торговые системы»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • ЕЭТП;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Сбербанк-АСТ»;
  • «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
  • «ТЭК-Торг»

Заказчики обязаны размещать тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по ФЗ №44.

Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках. На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату

Читайте также:
Как происходит передача управления новостройками от застройщика к управляющей компании?

Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок.

Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в Положении

Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст. 4 №44). Она применяется на восьми федеральных площадках

Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках и на коммерческих (их около 170).

Более подробную информацию о пакете и отличии электронной подписи по 223-ФЗ от 44-ФЗ дают специалисты в удостоверяющих центрах в момент получения ЭЦП.

Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей. Для госзакупок с НМЦК меньше 1 млн заказчики вправе не требовать обеспечения заявки.

  • денежные средства на спецсчете (подробнее: «Как открыть спецсчет для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ»;
  • банковская гарантия (подробнее: «Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить».

Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч. 2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика). Размер составляет от 0,5 до 30% от НМЦК. А для госзакупок с ограничениями для СМП и СОНКО размер высчитывают от цены, по которой заключают контракт. У малого бизнеса есть возможность не обеспечивать госконтракт при определенных условиях. Подробнее: «Вносим обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».

Гарантийные обязательства с 01.07.2020 устанавливаются в необязательном порядке. Подробнее: «Как прописать в госконтракте гарантийные обязательства»

Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК — менее 5 млн рублей. В противном случае заказчики выдвигают такое требование (это их право), но не более чем на 5% от НМЦК.

Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в Положении.

Требования об обеспечении гарантийных обязательств в законе нет. Заказчики вправе прописать правила предоставления такого обеспечения в положении о закупках

Победителю госзакупки за победу придется отдать:

  • 1% от цены госконтракта, но не больше 6000 рублей;
  • 1% от цены контракта, но не больше 2000 рублей, если госзакупка проходит с ограничениями для СМП и СОНКО.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки

В тендерах с ограничениями для МСП плата с победителя, как правило, составляет 1% от НМЦ. Каждая площадка самостоятельно утверждает предельные значения платы за победу.

Каждый участник тендера подтверждает добросовестность или предоставляет увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25%.

Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст. 22.

С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены покупки. Как провести расчет — указывают в Положении, которое придется поправить в течение 90 дней.

Если Положение не опубликовать в ЕИС вовремя, то обосновывать начальные цены заказчику придется по 44-ФЗ (ст. 22)

  • о госзакупках у СОНКО и СМП;
  • сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок) (подробнее: «Мониторинг закупок по 44-ФЗ: кто и как контролирует»);
  • о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).

Годовые и ежемесячные отчеты:

  • о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;
  • о покупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Существенные условия контракта менять нельзя. Исключение — строительные закупки, в них изменяют объем и срок работ не более чем на 30%.

Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик составляют протокол разногласий.

В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменяют условия, как правило, по соглашению сторон.

Каким образом контракт расторгают:

  • при одностороннем отказе любой из сторон;
  • по соглашению сторон (подробнее: «Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон»);
  • на основании решения суда

Правил предоставления протокола разногласий при заключении контракта закон не регулирует. А при исполнении договора меняют:

  • количество;
  • объемы;
  • сроки исполнения условий.

Расторжение — только по решению суда, если один из участников нарушил существенные условия контракта

  • в ФАС России;
  • в уполномоченные на рассмотрение жалоб органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Как участники торгов должны проходить по процедуре обжалования, указано в ст. 18.1 135-ФЗ. Что обжалуют:

  • действие (либо бездействие) заказчика;
  • нарушение, которое допустил оператор ЭТП;
  • неразмещение сведений о торгах в ЕИС;
  • предъявление к участникам торгов требований, не предусмотренных тендерной документацией.

Рассказываем, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами: заказчики по 44-ФЗ опираются в работе исключительно на закон, те, кто работают по 223-ФЗ, — берут за основу положение о закупке. Этот документ разрабатывают по рекомендациям, которые изложены в федеральном законе о закупках отдельными категориями юрлиц. Часть регламента работы, который прописан в положении, заказчики разрабатывают самостоятельно.

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Читайте также:
Неправильная парковка автомобиля: как и куда обратиться с жалобой?

В чем отличие ФЗ-44 и ФЗ-223?

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки
  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
Читайте также:
На какие расходы на командировку Минфин ввел запрет на списание

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Отличия в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.

Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год

Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год

Органы власти, а также государственные и муниципальные организации, которые закупают для своих нужд товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств, делают это в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ. В настоящей статье мы расскажем подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие 44-ФЗ и 223-ФЗ

Первое, что бросается в глаза, это объем законов — 44-ФЗ во много раз больше, чем 223-ФЗ. Объясняется это просто. Закон № 44-ФЗ распространяется на закупки всех госзаказчиков и строго регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а поставщикам — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но в то же время, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Согласно закону, заказчики самостоятельно разрабатывают собственные положения о закупках, в которых описывают требования к участникам и способы определения поставщика. В результате участие в закупках по 223-ФЗ является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз изучать положение о закупках у каждого конкретного заказчика

Читайте также:
Не знаешь, что купить? Можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат?

Все остальные различия по 44-ФЗ и 223-ФЗ приведем для наглядности в сравнительных таблицах.

Кто заказчик и поставщик

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

  • органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.
  • предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %;
  • естественные монополии;
  • бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию за счет грантов, как субподряд, за счет собственных доходов;
  • унитарные предприятия, если тратят собственные средства.
  • организации с инвестиционными проектами более 500 млн рублей с господдержкой.
  • юридические лица (кроме офшоров)
  • физлица и предприниматели.
  • организации, предприниматели и физические лица;
  • самозанятые.

Как и где проходят торги

Способ проведения тендера

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утверждается Правительством РФ.

  • те же, что и по закону № 44-ФЗ;
  • иные способы (как в электронной, так и в бумажной форме), установленные положением о закупке и соответствующие требованиям к конкурентным процедурам.

Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (они проводятся только на тех ЭТП, которые используются при закупках по закону № 44-ФЗ).

  • закупка у единственного поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единого поставщика, установлен законом 44-ФЗ (коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков и т.д.).

  • закупка у единственного поставщика;
  • иные, установленные положением о закупке.

Случаи закупок у единственного поставщика каждый заказчик определяет самостоятельно.

На каких ЭТП проводятся торги

Восемь федеральных ЭТП:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Регистрация бесплатна.

Больше 150 ЭТП. Ограничений по выбору площадки нет. Регистрация может быть платной.

Закупки у МСП можно проводить только на ЭТП, отведенных для госзакупок по 44-ФЗ (см. «Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года»).

Какая электронная подпись нужна для участия в торгах

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

КЭП (для работы на восьми ЭТП по 44-ФЗ), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

Обеспечение заявки

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

В закупках с начальной минимальной ценой (НМЦ) до 1 млн рублей обеспечение может не устанавливаться. В остальных случаях:

  • от 0,5 до 1 % при НМЦ до 20 млн рублей;
  • от 0,5 до 5 % при НМЦ от 20 млн рублей;
  • 2% при если НМЦ свыше 20 млн рублей.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.

Не требуется при НМЦ менее 5 млн руб. При НМЦ свыше 5 млн рублей заказчик может установить размер обеспечения, но не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

– внести денежные средства на счет заказчика;

Для субъектов малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те субъекты, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом. Все условия он прописывает в положении о закупке.

Стоимость участия в тендерах

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС);
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди МСП и некоммерческих организаций.

Плата не взимается со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. В бумажных закупках, как правило, плату за участие не берут.

Жалобы и расторжение контракта

Обжалование действий заказчика

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Алгоритм подачи жалобы прописан в 44-ФЗ. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного — в течение 1 месяца

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Заявление об оказании содействия в получении гражданства РФ".

Расторжение контракта

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке (см. «Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ» и «Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон»).

Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

Заказчик прописывает все условия в своем положении о закупках.

Ответственность за нарушения

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Статьями 7.29–7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках.

Ст. 7.32.3 КоАП РФ. Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ.

В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.

  1. Базовые отличия
  2. Заказчики закупочных мероприятий
  3. Поставщики товаров или услуг
  4. Привилегированные участники
  5. Виды торгов
  6. ЭТП для проведения закупок
  7. Временной регламент закупочных мероприятий
  8. Способы идентификации участников
  9. Отчетность, обязательная для заказчиков
  10. Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
  11. Возможность и порядок изменения/расторжения договора
  12. Процедура обжалования действий заказчика
  13. Часто задаваемые вопросы
    1. В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
    2. Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
    3. На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

    Базовые отличия

    Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.

    Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг.

    Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.

    Заказчики закупочных мероприятий

    Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные.

    Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:

    • компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
    • естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
    • хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
    • бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.

    Поставщики товаров или услуг

    Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.

    Привилегированные участники

    Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:

    • организации инвалидов;
    • предприятия УИС;
    • субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
    • социально ориентированные НКО;
    • поставщики товаров из стран ЕАЭС.

    Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.

    Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:

    • поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
    • самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.

    Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.

    Виды торгов

    Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:

    • пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
    • электронные аукционы;
    • закрытые аукционы;
    • два вида запросов – котировок цены и предложений;
    • закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).

    Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:

    • конкурсы;
    • аукционы;
    • запросы котировок или предложений.

    Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.

    Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.

    ЭТП для проведения закупок

    Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе.

    Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.

    Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.

    Временной регламент закупочных мероприятий

    Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов – публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона.

    Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.

    Способы идентификации участников

    Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает.

    Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).

    Отчетность, обязательная для заказчиков

    Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:

    • документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
    • годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
    • отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.

    В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:

    • оформленных договоров;
    • договоров, подписанных с единственным поставщиком;
    • договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.

    По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:

    • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
    • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.

    Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

    Поставщик предоставляет три вида обеспечения:

    1. Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
    2. Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
    3. Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.

    В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:

    1. Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
    2. ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.

    Возможность и порядок изменения/расторжения договора

    Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде.

    Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.

    Процедура обжалования действий заказчика

    Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней.

    Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).

    Часто задаваемые вопросы

    В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?

    Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.

    Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?

    Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.

    На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

    №44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.

    Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий

    Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ — единая законодательная база регулирования государственной контрактной системы. Однако каждый из законов имеет свою сферу применения. Будьте внимательны в этом вопросе, чтобы не допустить ошибок.

    Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

    Заказчики по 223-ФЗ:

    • госкорпорации;
    • госкомпании;
    • публично-правовые компании;
    • естественные монополии;
    • автономные учреждения;
    • ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
    • компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
    • бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
    • федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.

    Заказчики по 44-ФЗ:

    • государственные и муниципальные органы власти;
    • Росатом и Роскосмос;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • государственные и муниципальные казённые учреждения;
    • бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

    Участники

    Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

    Преимущества для субъектов МСП

    Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

    По 44-ФЗ:

    • минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
    • разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
    • размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).

    По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:

    • минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
    • обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

    Виды процедур

    44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

    Виды процедур по 44-ФЗ:

    • конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
    • электронный аукцион;
    • закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
    • запрос котировок, в том числе в электронной форме;
    • запрос предложений;
    • закупка у единственного поставщика.

    223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

    Площадки

    Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.

    Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

    • реестр контрактов/договоров;
    • планы закупок;
    • положения о закупках согласно 223-ФЗ;
    • нормативно-правовые акты.

    Порядок проведения закупок

    44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

    НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом

    В закупках по 44-ФЗ:

    1. Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
    2. Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
    3. Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
    4. Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.

    В закупках по 223-ФЗ:

    1. Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
    2. Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
    3. Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
    4. Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

    Контракт (договор)

    По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.

    Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.

    Обжалование

    44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.

    В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.

    Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.

    Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Дистанционное и очное обучение госзакупкам

    Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

    Антикризисное предложение до 07 февраля

    Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

    При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Что регулируют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ
    • Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
    • Изменения в сфере госзакупок с 2020 года

    В нашей стране закупочная деятельность регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Между собой они имеют как сходства, так и различия. Причем последних немало.

    Закон 44-ФЗ является более строгим, правила работы в нем объясняются более подробно, то есть для начинающих специалистов лучше пользоваться именно им. Тем же, кто имеет опыт в госзакупках, идеально подходит 223-ФЗ.

    Впрочем, и поставщики, и заказчики обязаны свободно ориентироваться в обоих законах, понимать отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ. Только в этом случае можно избавить себя от досадных промахов.

    Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

    В Законе 44-ФЗ содержится описание норм контрактной системы, то есть правил, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары или услуги.

    01.01.2019 г. начали действовать очередные поправки в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для проведения большинства торгов стала обязательной электронная форма. Бумажный формат сохранен лишь для отдельных случаев. Суть новых правил участия в госзакупках состоит в том, что теперь поставщики должны иметь регистрацию в ЕИС. Это бесплатно, и процедуру нужно проходить раз в три года. Кроме того, изменился порядок получения аккредитации на торговых площадках потенциальными исполнителями.

    Закон 223-ФЗ включает в себя нормы организации, осуществления закупок для естественных монополий, госкорпораций, пр. Может показаться, что отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ по содержанию совсем невелики. Однако внимательное рассмотрение позволяет понять, что это не так. Работая с 223-ФЗ, участники получают больше свободы. У них появляется возможность прописывать свои условия проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, предполагает поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы как таковой.

    В отличие от 223-ФЗ, по нормам 44-ФЗ проходят тендеры, организуемые государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (кроме особо значимых), то есть больницами, детскими садами, воинскими частями, трамвайно-троллейбусными парками и т. п. В данном документе подробно описываются все этапы организации торгов, устанавливаются штрафы за несоблюдение норм.

    Еще одно отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ о закупках – последний вариант используется особыми заказчиками, а именно организациями, где более 50 % принадлежит государству. Этому же закону подчиняются монополии государственного масштаба, их «дочки», например, РЖД и ФПК. Более подробно на этом остановимся далее.

    Кроме того, работать с 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под действие 44-ФЗ. Отличие здесь состоит в том, что при этом они должны расходовать только самостоятельно заработанные средства. Последние могут быть выданы им как гранты либо предназначаться для найма субподрядчиков.

    В тексте 223-ФЗ используются исключительно общие фразы, без конкретики, так как здесь излагаются принципы, от которых заказчикам необходимо отталкиваться при подготовке Положения о закупках на ближайший год. После чего данный документ обязательно публикуется в ЕИС, на сайте www.zakupki.gov.ru. Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ для заказчиков состоит в том, что во втором случае государство дает большую свободу, поскольку лишь частично финансирует их закупки.

    Но нужно понимать, что используемый в 223-ФЗ подход, в отличие от 44-ФЗ, неудобен поставщикам, поскольку от раза к разу документация может кардинально отличаться. Это приводит к временным затратам на ее изучение, необходимости адаптировать бизнес-процессы и предложения к новым условиям. Но результат стоит всех приложенных усилий, так как 223-ФЗ применяют для проведения наиболее серьезных торгов.

    223-ФЗ

    Если говорить об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ для поставщиков, то основной недостаток 44-ФЗ состоит в том, что данный закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников торгов. Это связано с тем, что все средства на заказы идут из государственного бюджета. Любое несоблюдение установленных 44-ФЗ правил приводит к дисквалификации, штрафам, а в наиболее серьезных случаях к внесению в реестр недобросовестных поставщиков – что не позволяет компании работать на тендерах (и не только).

    Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

    Ключевые отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ в 2019 году представлены в таблице:

    • Государственные бюджетные учреждения.
    • Муниципальные бюджетные учреждения.
    • Организации, в которых более 50 % принадлежит государству.
    • Компании, сфера деятельности которых относится к регулируемым видам деятельности (снабжение водными, энергетическими ресурсами, пр.).
    • Организации-субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные, газовые компании, пр.).
    • Бюджетные организации, приобретающие товары или услуги из внебюджетных средств (используют собственные средства, средства субподряда, гранты, пр.).

    Юридические и физические лица, ИП

    Юридические и физические лица, ИП, коллективные участники

    Форматы проведения торгов

    • Конкурс (открытый; открытый в электронной форме; с ограниченным участием; с ограниченным участием в электронной форме; двухэтапный; двухэтапный в электронной форме).
    • Электронный аукцион.
    • Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы), оффлайн или в электронной форме.
    • Запрос котировок.
    • Запрос котировок в электронной форме.
    • Запрос предложений.
    • Закупка у одного исполнителя
    • Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
    • Конкурентная закупка в электронной форме.
    • Закрытая конкурентная закупка.
    • Закупка у одного исполнителя.
    • Другие способы, прописанные в Положении.

    В качестве торговых площадок могут выступать:

    • «Сбербанк АСТ».
    • «Заказ РФ» (или Общероссийская система электронной торговли ОСЭТ).
    • «Росэлторг» (или Единая электронная торговая площадка ЕЭТП).
    • «Национальная электронная площадка» (раньше называлась ММВБ-Госзакупки).
    • «РТС-Тендер».
    • «Российский аукционный дом».
    • «ТЭК-Торг».
    • ЭТП ГПБ («Газпромбанк») – секция «Государственные закупки».
    • АСТ ГОЗ (используется только во время закрытых тендеров на выполнение оборонного заказа).

    Участник получает аккредитацию на всех этих площадках сразу после регистрации в ЕИС. Отметим, что регистрация всегда осуществляется бесплатно, в отличие от площадок для работы по 223-ФЗ

    Всего существует свыше 170 торговых площадок.

    Организаторы имеют право выбирать ЭТП на свое усмотрение.

    Могут использоваться площадки с платным и/или бесплатным доступом, также допускаются различные условия участия

    Сроки предоставления заявок на участие

    Для всех этапов торговой процедуры 44-ФЗ устанавливает жесткие сроки. Их обязаны соблюдать все стороны, принимающие участие в тендере

    В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет заказчику самому фиксировать сроки в Положении о закупках. Поэтому всем участникам тендера по 223-ФЗ важно изучить конкретное Положение

    Необходимо подготовить такие отчеты:

    • О закупках у СМП И СОНКО.
    • Обоснование закупки у одного исполнителя.
    • Об исполнении условий соглашения либо одного из этапов.
    • Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
    • О количестве закупленных товаров при исполнении специального инвестиционного контракта
    • Ежемесячные отчеты.
    • Годовые отчеты о закупках:
    • инновационной, высокотехнологичной продукции;
    • у субъектов малого и среднего бизнеса;
    • ежемесячные отчеты

    Госзаказчик имеет право установить обеспечение в пределах 0–30 %, если договор заключается на сумму до 50 миллионов рублей. Если производится закупка медицинского оборудования или сумма превышает 50 миллионов рублей, обеспечение должны быть 5–30 % от НМЦК.

    Участник тендера может сам выбирать способ обеспечения контракта. Данную роль играет банковская гарантия или денежные средства, вносимые на счет организатора

    Заказчик сам устанавливает данную сумму, в отличие от 44-ФЗ, предписывающего более строгие ограничения

    Внесение изменений в положения, расторжение контракта

    Существенные условия договора не могут быть изменены. Подобные действия допускаются лишь в определенных законом случаях, если достигнуто соглашение между сторонами контракта (ч. 1 ст. 95).

    • по соглашению сторон;
    • по решению суда;
    • при отказе одной из сторон от выполнения своих обязательств

    Возможность корректировки условий соглашения фиксируются в Положении.

    Любые изменения существенных условий договора должны быть согласованы с исполнителем.

    Могут корректироваться количество, объем, цена закупаемых товаров/услуг, сроки исполнения.

    Расторжение допускается только при наличии существенных нарушений участником и производится по решению суда

    Обжалование действий организатора торгов

    Жалобы рассматривается в течение пяти рабочих дней и подаются:

    • В территориальное отделение федеральной антимонопольной службы.
    • В уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
    • Контрольный орган в сфере гособоронзаказа

    Жалобы на действия заказчика направляются в территориальное отделение ФАС.

    Сроки подачи жалоб устанавливаются Положением о закупках. Претензия рассматривается в соответствии с Положением и ГК РФ.

    Могут быть обжалованы:

    • действия организатора;
    • нарушения норм оператором ЭТП;
    • отсутствие сведений о тендере в ЕИС;
    • предъявление к поставщикам требований, которые не содержатся в документации по тендеру

    Считается, что между 223-ФЗ и 44-ФЗ есть одно главное отличие: по 44-ФЗ работать проще. Это связано с тем, что в госзакупках, проводимых по нормам данного закона, все требования, процедуры и условия жестко зафиксированы и являются общими для всех. Использовать на практике 223-ФЗ сложнее, зато он дает большой спектр возможностей всем сторонам контракта.

    Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

    При работе с 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, мало просто знать нормы закона, нужно также обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы его применения и уточняют положения законодательного акта. Не менее важно перед участием в закупке изучать документы, предоставляемые организатором. Практика показывает, что в некоторых случаях также приходится обращаться к другим законам, например, «О защите конкуренции». Поэтому если обозначить отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами, то для нормативного регулирования закупок при работе с 223-ФЗ необходимо пользоваться другими актами.

    Изменения в сфере госзакупок с 2020 года

    Каждый год в законодательство о закупках вносятся разного рода изменения. С 2020 года законы в сфере закупок будут иметь такие отличия:

    Обязательная регистрация исполнителей в Единой информационной системе.

    Изменения в сфере госзакупок с 2020 года

    С начала 2019 года данное правило распространялось исключительно на новых участников торгов. В отличие от новичков, те, кто прошел регистрацию в 2018 году, могли продолжать работать до окончания аккредитации или до конца 2019 года. С 01.01.2020 г. регистрацию на ЕИС должны иметь все, кто хочет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ, в конкурентных торгах для малого бизнеса по 223-ФЗ, в закупочных процедурах по постановлению Правительства РФ № 615.

    Регламентация работы в ГИС «Независимый регистратор».

    ГИС «Независимый регистратор» представляет собой официальное ПО, позволяющее участникам государственных закупок записывать свои действия на электронных площадках, в ЕИС. Система производит видеофиксацию, шифрует информацию и в дальнейшем хранит все необходимые данные. Программу можно установить бесплатно, для этого ее нужно скачать на официальном сайте zakupki.gov.ru

    Бывает, что из-за технического сбоя на электронной площадке поставщик теряет возможность участвовать в тендере. После торгов в 2020 году, в отличие от предыдущих лет, он сможет подтвердить факт нарушения с помощью данной программы.

    Записи торгов на ЭТП в закодированном виде отправляются на сервер «Независимого регистратора», после чего могут быть расшифрованы по запросу сотрудника ФАС.

    Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2020 г.

    Новые типовые контракты.

    С 01.01.2020 г. тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют отличия по формату используемых контрактов. Теперь участники госзакупок по 44-ФЗ должны работать с типовыми контрактами. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет самостоятельно выбирать форму соглашения.

    Типовые контракты разрабатываются федеральными министерствами и ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», после чего публикуются в ЕИС, а именно в библиотеке типовых контрактов.

    С 2019 г. было доступно 16 типовых контрактов, с 01.01.2020 г. к их числу добавились еще два:

    • на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
    • на выполнение проектных и изыскательских работ.
    • Изменение условий участия малого бизнеса в закупках госкорпораций.

    Речь идет о закупках по 223-ФЗ – все внесенные поправки создают более комфортные условия для участия малого бизнеса в тендерах госкорпораций.

    В отличие от предыдущих лет, когда по 223-ФЗ срок оплаты по контракту составлял 30 календарных дней, с 1.01.2020 г. он уменьшился до 15 рабочих дней. Данное правило распространяется на подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей закупок по 223-ФЗ, начатых после 01.01.2020 г.

    Не менее важно, что увеличен минимальный объем, закупки по которому госкорпорации должны произвести у малого бизнеса в течение года. Отличие составило 2 %, цифра выросла с 18 % до 20 % от общего объема договоров, подписанных по результатам торгов. Совокупный объем договоров, которые заключены при помощи тендеров, проводимых только для субъектов МСП, повысился до 18 %. Напомним, что ранее данный показатель находился на уровне 15 %.

    Замена электронной подписи.

    Электронная подпись для участия в торгах на ЭТП должна отвечать требованиям нового ГОСТа Р 34.10-2012.

    Замена электронной подписи

    В отличие от нового, прежний стандарт не соответствует современным требованиям шифрования. Поэтому квалифицированные электронные подписи, созданные по ГОСТ Р 34.10-2001, не могут применяться с 01.01.2020 г. Чтобы участвовать в госзакупках, обязательно проверьте свой электронный сертификат и замените на новый, если это необходимо.

    Новый порядок ведения реестров контрактов.

    Изменения затронули порядок формирования и обмена данными между организаторами торгов и Федеральным казначейством.

    С 5 января 2020 г. информация о закупке товаров, работ, услуг у малого бизнеса должна быть обязательно опубликована. В том числе, речь идет о тендерах, организованных исключительно для субъектов малого предпринимательства. Данные требования относятся к определенным юридическим лицам с госучастием и автономным учреждениям.

    Новые требования к операторам электронных площадок.

    Теперь операторов ЭТП обязали публиковать сведения об участниках, привлеченных к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридического лица. В отличие от предыдущих лет, с 2020 года все данные будут передаваться заказчикам, чтобы они могли убедиться, что поставщики отвечают требованиям ст. 31 закона 44-ФЗ.

    Новые требования к операторам электронных площадок

    Информация о привлечении к ответственности включает в себя наименование суда, номер дела, дату вынесения и дату вступления в силу постановления. Все данные автоматически генерируются в ЕИС при регистрации юридического лица на портале на основе сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.

    Усиление контроля за госзакупками.

    С 01.04.2020 г. будет использоваться новый порядок контроля документов по закупкам. Все они будут проверяться в Единой информационной системе. Если говорить точнее, то проверка затронет два параметра:

    • соответствие информации об идентификационных кодах закупки;
    • установление в планах-графиках, извещениях, протоколах, проектах контрактов объема закупки в пределах установленного лимита финансового обеспечения.

    Есть еще одно важное отличие: с этого года из закона исключаются требования, предполагающие контроль аналогичных сведений, содержащихся в планах закупок.

    Изменение организации детского отдыха.

    С 01.06.2020 г. начинает действовать закон, по которому государственные заказчики смогут приобретать услуги по организации отдыха детей только у компаний, внесенных в соответствующий реестр.

    Обучение госзакупкам без отрыва
    от работы, с практикой на электронной
    площадке РТС-Тендер и на
    тренажере ЕИС

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: