Штраф за продажу алкоголя без лицензии, закон о лицензировании алкогольной продукции

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ.

Комментарии к ст. 14.16 КОАП РФ

1. Комментируемой статьей обеспечивается путем установления административной ответственности охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (с изм. и доп.); Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”, установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” (с изм. и доп.), определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции, а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (с изм. и доп.) понимает документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.

3. Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст. 492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (с изм. и доп.) определено, что сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

4. Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

5. Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта (за исключением случаев, указанных в диспозиции комментируемой статьи), ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (с изм. и доп.), не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Исковое заявление о признании членом семьи".

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

6. Часть 2 комментируемой статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

7. Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. При этом, как представляется, в случае предъявления собственником алкогольной и спиртосодержащей продукции не представленных своевременно по уважительным причинам сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а также справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) при рассмотрении дела суд может переквалифицировать административное правонарушение, установленное ч. 2 данной статьи, на ч. 3 этой же статьи.

8. Административная ответственность, установленная ч. 4 настоящей статьи, наступает при нарушении положений Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”.

9. Субъект данного административного правонарушения – должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1); по ч. 3 – должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50); по ч. ч. 3 и 4 – должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49). При необходимости применения меры наказания в виде конфискации соответствующей продукции (см. ч. ч. 3 и 4 данной статьи) дело передается на рассмотрении судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы по комментируемой статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 – 3, по ч. 4 – в части розничной продажи пива и напитков, изготовленных на основе этилового спирта); должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (по ч. ч. 1 и 2); должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 63 и 64 ч. 2 ст. 28.3).

При рассмотрении дел, отнесенных к компетенции перечисленных выше органов, протоколы составляются должностными лицами соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3).

Санкции за нарушения участников алкогольного рынка

За нарушения законодательства предусмотрены штрафы, с конфискацией или без нее, лишение лицензии, дисквалификация организации и другие наказания. За неоднократные преступления или нарушения в особо крупном размере предпринимателю грозит штраф, иногда с конфискацией, и даже лишение свободы.

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции регулирует Федеральный закон № 171-ФЗ. На сайте ФСРАР перечислены и другие нормативные правовые акты.

В январе-сентябре 2020 года Росалкогольрегулирование провело 3 882 проверок и обнаружило нарушения в 77,67% случаев.

Контур.Маркет — комплексное решение для розничных продавцов алкоголя. Прием накладных и передача данных о приемке и закупке алкоголя. Учет товаров онлайн. Касса по 54-ФЗ.

На какие статьи 171-ФЗ нужно обратить внимание алкогольной рознице и общепиту

Продавцам крепкого алкоголя необходимо знать Главу III закона № 171-ФЗ, в которой описаны все условия получения лицензии. Там же описан порядок приостановления или возобновления лицензии.

Об учете в ЕГАИС и декларировании продукции смотрите требования статьи 14 в Главе II, об особых требованиях к розничной продаже при оказании услуг общественного питания смотрите статью 16 в Главе II.

Ниже опишем некоторые нарушения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Административная ответственность

— Пункт 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  • Должностные лица заплатят штраф от 20 000 до 40 000 рублей;
  • Юридические лица — от 100 000 до 300 000 рублей.

Возможна конфискация продукции.

— Пункт 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

  • Должностные лица могут быть дисквалифицированы на 2-3 года. Штраф составит от 500 000 до 1 млн. рублей;
  • Юридическое лицо рискует приостановить деятельность на срок до 90 дней. Размер штрафа составляет до ⅕ совокупной выручки за предыдущий год, но не менее 3 млн. рублей.

Также у нарушителя могут конфисковать продукцию, оборудование или другое имущество, которое относится к производству или реализации алкоголя.

Читайте также:
Исковое заявление о переводе с одного вида пенсии на другой - бланк 2022

— Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

  • Физлицо оштрафуют на 30 000 — 50 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.
  • ИП или фермера-производителя вина оштрафуют на 100 000 — 200 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.

— Статья 14.19 КоАП РФ. Нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования продукции, а также нефиксация информации в ЕГАИС.

  • Должностное лицо оштрафуют на 10 000 — 15 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 150 000 — 200 000 рублей.

— Пункт 6 статьи 19.4 КоАП РФ. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции.

  • Гражданина оштрафуют на 10 000 — 20 000 рублей;
  • Должностных лиц — на 200 000 — 300 000 рублей.

— Пункт 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Невыдача чека по требованию покупателя или ненаправление ему электронной копии чека.

  • Должностное лицо оштрафуют на 2 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 10 000 рублей или вынесут предупреждение.

Уголовная ответственность

— Статья 171.3 УК РФ. Незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенные в крупном размере.

Осужденному грозит штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 3 лет. Штраф составит 2-3 млн. рублей или будет равен размеру дохода осужденного за период от 1 до 3 лет.

При нарушениях в особо крупных размерах штраф увеличится до 3-4 млн. рублей, а срок принудительных работ или лишение свободы — до 5 лет.

— Статья 171.4 УК РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенная неоднократно.

Осужденному грозит штраф или исправительные работы на срок до 1 года. Размер штрафа составит от 50 000 до 80 000 рублей или будет равен доходу нарушителя за последние 3-6 месяцев.

Отметим, что в этой статье описаны санкции не за все нарушения, которые возможны и предусмотрены кодексами РФ.

Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 9 декабря 2018 г. – Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 450-ФЗ

4. Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, –

Читайте также:
Когда дают бессрочную группу инвалидности и как ее получить

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 31 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

5. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ статья 14.17 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 31 марта 2017 г.

6. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ статья 14.17 настоящего Кодекса дополнена частью 7, вступающей в силу с 31 марта 2017 г.

7. Использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;

поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;

производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;

поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Оренбургской области

1. Оборот алкогольной продукции без лицензии (регулируется статьями 18 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ):
– Под оборотом понимается хранение и (или) розничная продажа алкогольной продукции.
– Оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии запрещен.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет;
– на юридических лиц – не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной за календарный год, но не менее 3 миллионов рублей с изъятием продукции.
2. Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, а также с поддельными документами (регулируется статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ):
– Оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства.
– Оборот алкогольной продукции, при отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в НЕЗАКОННОМ обороте.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
3. Оборот алкогольной продукции без маркировки (регулируется статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ):
-Федеральная специальная марка и акцизная марка (далее ФСМ и АМ) являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность оборота алкогольной продукции.
-Оборот алкогольной продукции без маркировки, либо с маркировкой поддельными марками запрещён.
Ответственность:
Является административным правонарушением (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
Использование для маркировки поддельных ФСМ и АМ считается уже уголовным преступлением (часть 4 статьи 327.1 Уголовного кодекса РФ) и наказывается:
– штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 5 лет либо без такового.
4. Недостоверный учет алкогольной продукции и несвоевременная фиксация, а также не фиксация информации в ЕГАИС (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

Читайте также:
Какие наказания грозят за ложное обвинение в преступлениях

-ЕГАИС предназначена для осуществления государственного контроля за объемом оборота алкогольной продукции.

-Запрещен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.19 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
5. Незаконная розничная продажа алкогольной продукции индивидуальным предпринимателем (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.17.1 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
6. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании алкогольной продукции (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Сдавать декларации необходимо ежеквартально не позднее 20 числа месяца;

-Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ( https://service.fsrar.ru/) .

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 15.13 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
7. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается несовершеннолетним;

-В случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать паспорт (то есть продавцу дано право требовать паспорт).

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
8. Розничная продажа алкогольной продукции в пэт-таре объемом свыше 1500 миллилитров (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в ПЭТ-таре объемом более 1500 миллилитров

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.

Разъяснение подготовлено прокуратурой Домбаровского района

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

25 октября 2021, 15:59

Памятка организациям и индивидуальным предпринимателям об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции

1. Оборот алкогольной продукции без лицензии (регулируется статьями 18 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ):
– Под оборотом понимается хранение и (или) розничная продажа алкогольной продукции.
– Оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии запрещен.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет;
– на юридических лиц – не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной за календарный год, но не менее 3 миллионов рублей с изъятием продукции.
2. Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, а также с поддельными документами (регулируется статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ):
– Оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства.
– Оборот алкогольной продукции, при отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в НЕЗАКОННОМ обороте.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
3. Оборот алкогольной продукции без маркировки (регулируется статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ):
-Федеральная специальная марка и акцизная марка (далее ФСМ и АМ) являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность оборота алкогольной продукции.
-Оборот алкогольной продукции без маркировки, либо с маркировкой поддельными марками запрещён.
Ответственность:
Является административным правонарушением (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
Использование для маркировки поддельных ФСМ и АМ считается уже уголовным преступлением (часть 4 статьи 327.1 Уголовного кодекса РФ) и наказывается:
– штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 5 лет либо без такового.
4. Недостоверный учет алкогольной продукции и несвоевременная фиксация, а также не фиксация информации в ЕГАИС (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

Читайте также:
Льготы многодетным семьям в Санкт-Петербурге

-ЕГАИС предназначена для осуществления государственного контроля за объемом оборота алкогольной продукции.

-Запрещен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.19 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
5. Незаконная розничная продажа алкогольной продукции индивидуальным предпринимателем (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.17.1 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
6. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании алкогольной продукции (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Сдавать декларации необходимо ежеквартально не позднее 20 числа месяца;

-Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ( https://service.fsrar.ru/) .

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 15.13 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
7. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается несовершеннолетним;

-В случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать паспорт (то есть продавцу дано право требовать паспорт).

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
8. Розничная продажа алкогольной продукции в пэт-таре объемом свыше 1500 миллилитров (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в ПЭТ-таре объемом более 1500 миллилитров

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.

Памятка лицензиату об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции

Основная задача Депэкономики Югры при осуществлении контроля – не выявление нарушений или назначение наказания, а профилактика нарушений, их предотвращение. Одним из важных условий, необходимых для предотвращения нарушения законодательства, является знание лицензиатами своих прав и надлежащего исполнения имеющихся обязанностей.

Депэкономики Югры просит Вас внимательно изучить настоящую памятку и руководствоваться ей в процессе осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Читайте также:
Детские пособия в Челябинске и Челябинской области в 2022 году

Ханты-Мансийска 8 (3467), телефоны: 360-190, доб. 4358, 4359, 4360, 4361, 4362, 4363, 4368, 4369, 4370, 4371, либо ознакомится с информацией на официальном сайте Депэкономики Югры www.depeconom.admhmao.ru в разделе «Лицензирование».

Обязанности организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции

Ответственность

Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом обязаны представить декларации в Депэкономики Югры:

1) организации, осуществляющие:

– розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

– розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;

– розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемой
в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года
№ 126-ФЗ «О связи» (перечень таких населенных пунктов в настоящее время находится в стадии разработки);

– розничную продажу алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС
и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ( https://service.fsrar.ru/ ). При наличии у организаций обособленных подразделений или объектов торговли у индивидуальных предпринимателей декларации представляются в целом по организации и по каждому обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП)/ по объекту торговли ИП (с указанием адреса).

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым аккредитованным удостоверяющим центром.

Декларирование объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции производится по формам приложений к порядку представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций утвержденному приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396 “Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций” (далее – Порядок).

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в т.ч. пива и пивных напитков, предусмотрены две отчетные формы:

· 1. Декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение №7 к Порядку) – представляют лицензиаты.

· 2. Декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (Приложение №8 к Порядку) – представляют лицензиаты и индивидуальный предприниматели.

Формы деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции позволяют вносить сведения, связанные с отсутствием фактической реализации алкогольной продукции в отчетном периоде.

При этом в случае если в отчетный период деятельность, по обороту не осуществлялась и отсутствовали остатки продукции на начало и конец отчетного периода, представление деклараций по формам, предусмотренным приложениями к настоящему Порядку, не требуется.

Корректирующие декларации предоставляют до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.

Вопросы, связанные с представлением деклараций в электронном виде, а также регистрацией в «Личном кабинете», можно задать по телефону: 8 (495) 662-50-52, добавочный 1946, 8 (499) 250-03-73. Дополнительно вопросы можно задать на официальном Форуме Федеральной службы ( http://forum.fsrar.ru/ ).

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исказивших информацию и (или) не представивших, либо представивших декларации с нарушением срока применяется административная ответственность по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание, предусмотренное за указанное нарушение – наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе на индивидуальных предпринимателей) в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В случае непредставления деклараций, искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков представления деклараций, юридическим лицам может быть направлено предписание Депэкономики Югры.

При повторном, в течение одного года, предоставлении недостоверных сведений в декларациях, либо несвоевременном представлении деклараций лицензия подлежит аннулированию в судебном порядке (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) на основании решения лицензирующего органа – Депэкономики Югры о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании (абзац 17 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Невыполнение предписаний Депэкономики Югры об устранении нарушений условий действия лицензии, в том числе:

– о представлении деклараций, т.е. искажении информации и (или) нарушения порядка;

– о нарушении сроков представления деклараций.

Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции будет приостановлено на срок, не превышающий 6 месяцев для устранения выявленных нарушений за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

Читайте также:
Нужно ли сотрудникам ежегодно писать заявления на предоставление стандартных налоговых вычетов

(абзац 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Согласно части 22 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль в области оборота алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Лицензия подлежит обязательному переоформлению в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств в случаях:

– реорганизации организации в форме слияния, присоединения или преобразования;

– изменения наименования организации;

– изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений;

– окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности;

– в случае утраты лицензии;

– изменения иных указанных в лицензии сведений.

До переоформления лицензии лицензиат может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии влечет за собой нарушение лицензионный требований, и как следствие приостановление лицензии лицензирующим органом на срок, не превышающий 6 месяцев (абзац 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Согласно статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции;

грубое нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции;

производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

При продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции направляется заявление в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

В случае представления заявления на продление срока действия лицензии менее чем за 30 дней до истечения ее срока действия продажу алкогольной продукции будет необходимо прекратить в день окончания срока действия лицензии до принятия решения о продлении (если решение о продлении к этому времени еще не будет принято).

При прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату необходимо подать заявление о досрочном прекращении действия лицензии в Депэкономики Югры.

Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции.

1. Об ответственности за продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального
закона № 171-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

При этом нарушение указанных норм может быть квалифицировано судами по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Об ответственности за продажу алкогольной продукции без лицензии.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Когда можно платить заработную плату ниже МРОТ в 2022 году

Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания
в лицензии мест их нахождения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», при рассмотрении дел, связанных
с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции
без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой
части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, осуществление организациями и их должностными лицами розничной продажи алкогольной продукции и (или) розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания
без лицензии на указанный вид деятельности и (или) по адресам (места нахождения обособленных подразделений организации), не указанным в лицензии, является нарушением лицензионных требований, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере
от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой).

Штраф за продажу алкоголя без лицензии, закон о лицензировании алкогольной продукции

Основные требования к обороту алкогольной продукции определены положениями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ).

Административная ответственность за нарушения в области оборота алкоголя установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Статья 23.50 КоАП РФ регламентирует характеристику органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Росалкогольрегулирование), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.19, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 — 14.46, частями 1 — 4 статьи 14.46.2, статьей 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 КоАП РФ.

Статья 14.16 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По этой статье КоАП РФ ответственность наступает за:

  • незаконную розничную продажу этилового спирта или спиртосодержащих добавок, или виноматериалов (часть 1 статьи 14.16 КоАП РФ);
  • оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. (часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ);
  • розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ);
  • нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ). Данные правила указаны в статье 16 Закона № 171-ФЗ.

Статья 14.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону правонарушения статьи 14.17 КоАП РФ составляют:

  • производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований;
  • производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований;
  • производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии;
  • производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1 500 миллилитров;
  • использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, при отсутствии лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
  • использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, при отсутствии лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.

Лицензии согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

  • производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
  • производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
  • розничная продажа алкогольной продукции;
  • перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции;
  • производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Читайте также:
Можно ли закрыть больничный раньше срока по собственному желанию: порядок выдачи больничного листа

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции влечет в соответствии со статьей 14.18 КоАП РФ наложение административного штрафа. В связи с этим обращаем ваше внимание на положения статьи 26 Закона №171-ФЗ.

Статья 14.19 КоАП РФ содержит нормы об ответственности за нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей» и Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда»).

Согласно статье 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа.

За незаконную продажу алкогольной продукции, а также продажу организациями алкогольной продукции без соответствующей лицензии административная ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.17 и статьей 14.17.1 КоАП РФ.

В уголовном законодательстве присутствует ряд статей, которые закрепляют ответственность за нарушения в области оборота алкогольной продукции.

Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) регламентирует ответственность за незаконное предпринимательство.

Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.

Статья 171.1 УК РФ регламентирует ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации.

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях 3 и 5 данной статьи), совершенные в крупном размере, образуют простой состав (часть 1) и наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Как получить лицензию на продажу алкоголя

Диана Шигапова

Алкогольные лицензии бывают разные, каждая из них дает право на определенную деятельность, например, на производство, поставку и хранение алкоголя.

На розничную продажу алкогольной продукции лицензии выдают чаще остальных, но и здесь нужно строго соблюдать требования. Расскажем, какие.

Кому и когда нужно получать лицензию

Лицензию нужно получать всем организациям, желающим продавать алкогольные напитки в магазине или общепите, в розницу или на розлив. Если у организации сеть магазинов, то лицензию по умолчанию делают одну общую для всех. Другими словами, лицензию выдают предприятию, а не конкретному магазину.

Индивидуальным предпринимателям лицензии на алкоголь не дают. Исключение: ИП, занимающиеся сельским хозяйством, — они могут оформить лицензию на производство и розничную продажу домашнего вина.

На продажу сидра, медовухи, пуаре, пива и пивных напитков лицензию получать не нужно, поэтому продавать эти напитки могут как организации, так и ИП.

Лицензионные требования

Чтобы получить лицензию, нужно соблюсти лицензионные требования, установленные Законом о государственном регулировании производства и оборота алкоголя № 171-ФЗ и региональными законами.

Общие требования по федеральному закону изложены в ст. 16 171-ФЗ:

Площадь торговой точки должна быть не меньше 50 кв. м, для сельской местности достаточно 25 кв. м.

Расположение. В здании, где будет работать магазин, продающий алкоголь, не должно быть образовательных, медицинских, культурных организаций. Не должно быть рядом спортивных комплексов, школ, детских садов. Лицензию не дадут, если продавать хотят на рынке, вокзале, в общественном транспорте.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Заявление в военную прокуратуру образец".

Отсутствие долгов перед ФНС. Если на первое число месяца обращения у заявителя будут числиться долги перед налоговой, лицензию ему не дадут — ст. 19 171-ФЗ.

Есть требования к размерам уставного капитала, расстоянию от магазинов до социально значимых организаций — все это нужно узнавать в лицензирующем органе субъекта РФ.

Где и как оформляют лицензию на алкоголь

Лицензию на розничную продажу алкоголя выдают уполномоченные на то региональные органы. Например, в Крыму лицензию выдает министерство промышленной политики, в Москве департамент торговли и услуг, а в Хакасии — министерство экономического развития РХ.

За всеми другими видами лицензий на алкоголь соискатели должны обращаться в Росалкогольрегулирование — федеральный орган государственной власти.

Документы для получения права на розничную продажу требуют такие:

Заявление о выдаче лицензии. Скачать бланк можно с сайта органа, выдающего лицензии;

Копии учредительных документов, заверенные у нотариуса (если не заверять, то вместе с копиями придется предоставить оригиналы);

Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, его постановке на учет в ФНС;

Выписка из ЕГРЮЛ с печатью. По ней будет виден размер уставного фонда;

Свидетельство о собственности, выписка из ЕГРН с печатью госоргана или договор аренды сроком 1 год и больше на помещение, где будет продаваться алкоголь.

Квитанцию об оплате госпошлины.

Документы можно отправить электронно, через Госуслуги.

За лицензию на розничную продажу нужно заплатить госпошлину — 65 000 ₽ за 1 год. Реквизиты платежек узнавайте на месте, они в каждом регионе свои.

Документы будут рассматривать 15-30 дней, за это время торговую точку навестит сотрудник лицензирующего органа, чтобы убедиться, что лицензионные требования соблюдены.

Какие права дает лицензия на розничную продажу алкоголя

Лицензия на розничную продажу дает магазину право закупать алкогольную продукцию (кроме импорта) у поставщиков, хранить ее у себя на складе, продавать клиентам в розницу.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания дает право на:

закупку алкоголя у поставщиков,

хранение алкоголя, в том числе после вскрытия тары,

изготовление коктейлей, кулинарных блюд,

продажу алкоголя потребителю во вскрытой таре или в розлив.

Когда могут отказать в выдаче лицензии

Лицензию на розничную продажу алкоголя могут не дать, если:

Соискатель лицензии предоставил недостоверную или искаженную информацию или неполный пакет документов.

У заявителя есть долг по налогам. Учитывается долг даже в 1 ₽.

Заявитель не выполнил лицензионные требования.

Соискатель лицензии не заплатил госпошлину.

Если лицензирующий орган отказал в выдаче лицензии, госпошлина заявителю не возвращается. Организации придется устранить нарушения, снова заплатить 65000 ₽, и опять подать заявление на выдачу лицензии.

Подключение к ЕГАИС и ККТ

Продающий алкоголь магазин должен иметь онлайн-кассу и быть подключенным к ЕГАИС.

ЕГАИС — это электронная система контроля передвижения товара от производителя к покупателю, ее придумали, чтобы убрать с рынка поддельный алкоголь и наполнить настоящим.

Поставщики, продавцы, перемещая алкогольную продукцию, вносят информацию в систему. Когда в магазине покупают товар, онлайн-касса формирует чек и ЕГАИС узнает, что такая-то единица ушла к покупателю. Больше она перемещаться не будет и нигде не появится.

Чтобы работать в системе, организации нужно сделать электронную подпись, зарегистрироваться в ЕГАИС, установить универсальный транспортный модуль (УТМ).

Реестр алкогольных лицензий

Информацию обо всех выданных, приостановленных, аннулированных лицензиях на алкоголь вносят в специальный реестр.

Посмотреть его можно на сайте Росалкогольрегулирования.

Как продлить лицензию на алкоголь

Чтобы продлить лицензию на розничную продажу алкоголя, нужно за месяц обратиться в лицензирующий орган с заявлением, и предоставить документы — квитанцию об оплате госпошлины, старую лицензию.

Какие именно понадобятся документы следует уточнять на месте.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ответственность за продажу алкоголя без лицензии

Если ИП будет продавать крепкие напитки, его оштрафуют на 100 000-200 000 ₽, и всю алкогольную продукцию конфискуют — ст. 14.17.1 КоАП РФ.

Если организация будет продавать алкоголь без лицензии, то ее оштрафуют на сумму не более одной пятой от совокупной выручки, полученной за календарный год. Руководителя организации тоже могут оштрафовать на 500 000-1 000 000 ₽, или дисквалифицировать на 2-3 года.

При продаже алкоголя в розницу организация должна соблюдать правила минимальных цен. Например, в 2021-2026 годах шампанское должны продавать не дешевле 164 рублей за 0,75 литра готовой продукции — по приказу Минфина № 232-н. Если отпускать алкоголь дешевле, то можно получить штраф 100 000 ₽ по ст. 14.6 КоАП и остаться без лицензии по ст. 20 171-ФЗ.

Меру наказания определяет суд.

Статья актуальна на 03.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: