Режим труда и отдыха водителей в 2022 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года

С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2020 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.

Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
    • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
    • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  5. Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  6. Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

Что включает в себя рабочее время водителей

Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

  • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
  • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
  • время простоев не по вине водителя.

Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.

На кого не распространяются новые нормы:

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году

Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.
Читайте также:
Как написать ходатайство о награждении Почетной грамотой в 2022 году

За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

  • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

Рекомендуем

С 1 января 2021 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования, а также новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда работников-водителей. В программе сложные вопросы подбора и увольнения, новые нормы режима труда и отдыха, оплата труда, материальная ответственность водителей, обеспечение транспортной безопасности, ответственность работодателя за несоблюдение правовых норм.

Режим труда и отдыха водителей в 2022 году: составление графика, ограничение по времени, ответственность за нарушение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

Читайте также:
Фиктивный брак для получения гражданства России в 2022 году

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;

для остальных водителей – 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

Читайте также:
Место пребывания и место фактического проживания: отличия

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее – ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

Читайте также:
Запись ребенка в детский сад в Москве: электронные методы и личное посещение МФЦ, ОСИП

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее – экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма “регуляторной гильотины”.

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Режим труда и отдыха водителей в 2022 году: новые правила

Содержание

Содержание

  • Что считается рабочим временем
  • Сколько длится рабочая смена
  • Сколько водитель может работать без отдыха
  • Перерывы, предусмотренные правилами
  • Нормы отдыха
  • Штрафы для не соблюдающих режим
Читайте также:
Переоформление квартиры после смерти владельца: сроки, очередность

Водители относятся к особой категории работников. Они должны соблюдать и правила дорожного движения, и нормы внутреннего трудового распорядка компании. У трудовой инспекции водители – любимая категория проверяемых работников. Ни одна проверка предприятия не обходится без вопроса: «А водители у вас есть?». Как показывает практика, наибольшее количество штрафов образуется по этой категории сотрудников. Поэтому очень важно следить за изменениями в законодательстве, чтобы не давать повода проверяющим.

Для водителей, участвующих в перевозке пассажиров и грузов, с нового года вводятся новые правила рабочего времени ( Приказ № 424 Минтранса ). Водители колесных транспортных средств руководствуются в своей деятельности Положением о рабочем времени и времени отдыха. В этот документ и были внесены изменения, которые вступили в силу с нового года.

Важно! Обновленные требования по режиму труда и отдыха касаются не только водителей, нанятых на работу, но и индивидуальных предпринимателей, использующих личный автомобиль в рабочих целях. Также требования распространяются на водителей-вахтовиков.

Если водитель на предприятии перемещается по закрытой территории и не выезжает на дороги общего пользования, то на него новые требования не действуют. Также под исключение попадают водители служебных легковых автомобилей государственных органов и ведомственной охраны; водители военных автомобилей, пожарного и аварийно-спасательного транспорта; участники международных перевозок.

Что считается рабочим временем

В понятие рабочего времени профессионального водителя входит не только процесс вождения, но также специально предусмотренные перерывы и те периоды, когда водитель не находится за рулем. В это время водитель может подготавливать транспорт к поездке и осматривать его после ее завершения; ремонтировать транспортное средство самостоятельно; простаивать не по своей вине или ожидать погрузку груза, посадку пассажиров; тратить время на прохождение медосмотра перед выездом в рейс.

Перестал считаться рабочим временем тот промежуток, когда водитель охраняет груз или транспортное средство, а также время, когда водитель экипажа отдыхает и не занят управлением транспортным средством.

Сколько длится рабочая смена

По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.

Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.

При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.

Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.

Важно! Когда смена у водителя длится больше восьми часов, и ее нужно делить на части, то водитель обязан до перерыва отработать пять часов. Все оставшееся время допускается делить на части. Стоит помнить, что перерыв в течение одной смены не может быть больше трех часов для водителей городского и пригородного транспорта, и пяти часов – для всех остальных водителей.

Сколько водитель может работать без отдыха

Водители такси, работающие на легковых автомобилях, должны иметь нормированный рабочий день. Это время может составлять девять, максимум десять часов (только два раза в неделю). Как упоминалось выше, двенадцатичасовая смена может быть разрешена в случае если нужно добраться до места отдыха или завершить маршрут.

Важно! В неделю водитель должен быть за рулем транспортного средства не более 56-ти часов. При этом ответственное лицо должно следить за тем, чтобы за две недели рабочее время не превысило 90 часов.

Перерывы, предусмотренные правилами

Перерывы в течение рабочего дня могут быть разными:

  • для питания и отдыха
  • специальные перерывы
Читайте также:
Субсидированные билеты в Крым в 2022 году: кому они положены и правила их приобретения

Когда водитель отработает четыре часа своей смены, он получает право на обеденный перерыв. Его продолжительность может быть от тридцати минут до двух часов. Если рабочая смена превышает по своей продолжительности восемь часов, то водитель может иметь два перерыва. Но в сумме они будут составлять не дольше двух часов.

Например, водитель, доставляющий грузы на автомобиле между городами находится в пути одиннадцать часов. За этот промежуток времени он имеет право два раза сделать остановку, чтобы принять пищу и немного отдохнуть. Первые четыре часа поездки он не делает остановок. После этого наступает перерыв на обед и длится не менее тридцати минут. Если потребуется, перерыв может быть дольше – до полутора часов. Это получается исходя из того, что общее время отдыха не превышает двух часов. Но поскольку работник находится за рулем одиннадцать часов, то ему положены два перерыва, и каждый должен быть не менее получаса. Поэтому водитель должен сам разделить два часа отдыха на два раза как ему удобно.

Специальный перерыв дает возможность восстановить силы водителю, работающему в регулярных городских перевозках. Длительность перерыва составляет сорок пять минут. Отдых предоставляется каждые четыре с половиной часа. Если перерыв на обед и специальный перерыв совпадают, то дополнительный отдых не предусмотрен. В свою очередь, специальный перерыв можно делить на два периода: пятнадцать минут и тридцать минут. Менее десяти минут специальный перерыв длиться не может.

Нормы отдыха

Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.

При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.

Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.

Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.

Читайте также:
Согласие супруга на продажу квартиры — каков срок действия?

Штрафы для не соблюдающих режим

Такие строгие меры по ограничению рабочего времени и наличию отдыха у водителя приняты вынуждено. Человек, переработавший на такой ответственной должности, рискует получить травму из-за снижения остроты внимания к концу рабочей смены. Некоторые водители в погоне за заработком абсолютно перестают полноценно отдыхать. Как результат получают травмы, которых можно было избежать.

На предприятии контроль соблюдения режима у водителей ведет ответственное лицо. Такой сотрудник обязан контролировать табели рабочего времени, сверять показания тахографа, выдавать и принимать путевые листы. Важно, чтобы актуальная информация была зафиксирована в локальных актах компании. Это может быть инструктаж по охране труда, программа стажировки или знакомство с рабочим местом. Все нюансы должны быть указаны в коллективном договоре, особенно если речь идет о ненормируемом рабочем дне с суммарным учетом рабочего времени.

Контролеры из трудовой инспекции могут обнаружить нарушения в трудовом распорядке водителей. В этом случае должностное лицо может быть оштрафовано на сумму 7-10 тысяч рублей. Если такую ошибку допустит индивидуальный предприниматель, то штраф составит 15-25 тысяч рублей. Организация, не следящая за нормативами работы своих водителей, может быть оштрафована на сумму 20-50 тысяч рублей. Если водителя остановит инспектор ГИБДД и обнаружит переработку, то штраф может составить 1,5-2 тысячи рублей ( ст. 11.23 КоАП ).

Специалисты по охране труда на предприятии не устанавливают режим работы водителей, но имеют право контролировать условия труда на предмет безопасности. Ответственное лицо за выпуск рабочего на маршрут должно делать тщательную проверку того, сколько водитель работает и сколько он отдыхает. От этого напрямую зависит его благополучная работа в компании. Во многих случаях травматизма на рабочем месте можно было бы избежать, если бы водитель не садился за руль уставшим.

Работать водителем колесного транспорта – это ответственное занятие, поскольку такой человек отвечает не только за свою жизнь, но и окружающих, других участников дорожного движения. Многих ситуаций могло бы и не быть на дороге, если бы каждый водитель добросовестно придерживался режима труда и отдыха.

За нарушения в работе водителей компании будут строже наказывать

Президент России подписал Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В чем суть документа?

Пересмотрена административная ответственность за перевозку грузов и пассажиров без тахографа, а также за нарушение режима труда и отдыха водителей. В последнем случае решено наказывать не только водителей, но и организации и должностных лиц.

Кому важно знать о поправках?

Поправки затронут не только профессиональных перевозчиков, но и компании, которые используют транспорт для собственных нужд.

Зачем потребовались такие изменения?

Поправки направлены на усиление административной ответственности за управление и эксплуатацию транспортных средств для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа и (или) с нарушением режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с Законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юрлица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха водителей. Однако в настоящий момент за нарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность только лица, управляющего транспортным средством — водителя. Поправками предусмотрено как увеличение штрафных санкций для водителей, так и установление административной ответственности для должностных и юридических лиц.

Кроме того, увеличение административного штрафа было обусловлено рядом резонансных происшествий на транспорте, а также значительным повышением количества ДТП, в том числе повлекших ранения и гибель людей, на грузовом и пассажирском транспорте.

Читайте также:
Запись ребенка в детский сад в Москве: электронные методы и личное посещение МФЦ, ОСИП

Как будут штрафовать за нарушение режима труда и отдыха водителей?

За несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха для водителя предусмотрен штраф в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей, для должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, для ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, для юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как сейчас наказывают за подобные нарушения?

Сейчас за нарушение режима труда и отдыха КоАП РФ предусматривает наказание только для водителей (от 1 до 3 тыс. рублей). Что касается юрлиц, то их, как правило, привлекают к ответственности по общей норме о нарушении трудового законодательства ст. 5.27 КоАП РФ. По ней могут вынести предупреждение или оштрафовать. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, для компаний — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Есть ли у организации возможность избежать штрафа?

Да, в КоАП РФ добавлено примечание, согласно которому юрлица и должностные лица несут ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей в случае, если оно совершено в результате фактического установления ими для таких работников времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов. Иными словами, если водитель переусердствует в управлении автомобилем по собственной инициативе, работодатель оштрафован не будет.

Как изменится ответственность за эксплуатацию ТС без тахографа?

Разграничена ответственность за управление транспортным средством без тахографа, в случае если его наличие обязательно (либо с нарушением требований к его использованию), и за выпуск на линию такого транспортного средства. Водителям грозит штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Выпуск на линию транспорта без тахографа (либо с нарушением требований к его использованию) карается штрафом:

  • для должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • для ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей;
  • для организаций — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Когда Закон № 216-ФЗ вступает в силу?

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется

В ТК РФ нормы труда и отдыха водителей прямо никак не урегулированы. Так, в ст. 329 ТК РФ указано, что их должны разрабатывать федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за соответствующий вид хозяйственной деятельности. Для этих целей был издан приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 заканчивающий своё действие в 2020 году. А с 2021 года в силу вступил новый документ, регулирующий нормы труда и отдыха водителей. В этой статье разбираем режим отдыха водителей с учётом изменений с 2021 года по приказу Минтранса от 16.10.2020 № 424.

Какие виды времени работы и отдыха у водителей

Классификация рабочего времени и периодов отдыха для водителей транспортных средств аналогична той, что приведена в ст. 329 ТК РФ. Однако нужно учитывать, что период исполнения обязанностей водителя, помимо времени непосредственного управления транспортным средством, включает и другие виды времени занятости.

Для всех компаний обязательно предоставлять отдых для водителя. И норму отдыха контролируют проверяющие органы.

Главное отличие периодов отдыха от рабочего времени в том, что:

  • сотрудник освобождён от исполнения должностных функций;
  • водитель вправе использовать это время по своему усмотрению.
Читайте также:
Переоформление квартиры после смерти владельца: сроки, очередность

Нормы отдыха для водителей с 2021 года

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей автомобилей с 2021 года утверждены приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Их применяют для организации работ транспортного персонала.

Согласно новому положению, обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня.

При длительности рабочего дня более 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. При этом каждый из них не может быть менее 30 минут.

Как и по другим сотрудникам, порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.

Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня).

При суммированном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. В некоторых случаях допустимо отклонение его продолжительности:

  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.

Если водители работают в составе экипажей, они не могут дробить отдых и обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.

Каждую неделю с 2021 года водитель должен отдыхать не менее 45 часов. И предоставлять это свободное время нужно не позднее чем на 7-й день после окончания предыдущего времени недельного отдыха.

Допустимо сокращать время еженедельного отдыха, но не более чем до 24-х часов не чаще 1 раза в 2 недели. При этом недополученное время необходимо использовать в течение 3-х недель после этого. Оно может быть присоединено к другому ежедневному либо еженедельному отдыху.

Контроль и ответственность за соблюдение нормы отдыха для водителей

Для транспортных средств, на которых должно быть установлено соответствующее оборудование, можно контролировать режим работы и отдыха водителей по тахографу (приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438).

В настоящее время подобными устройствами должны быть оснащены:

  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн;
  • автобусы.

С помощью тахографов проверяющие органы (ГИБДД, Роспотребнадзор, Роструд) могут выявлять нарушение режима труда и отдыха водителя и применять к нарушителям соответствующие санкции.

В качестве наказания для работодателя применяют административные штрафы – согласно ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ. За нарушение труда и отдыха водителей они составляют:

Нормы отдыха водителей в 2022 году

Соблюдение норм отдыха водителей — один из способов повышения уровня безопасности на дорогах. По мнению экспертов, самой массовой профессией в России является водитель. 7% от общего числа занятых, а это 5 млн человек, ежедневно садятся за «баранку», осуществляя перевозку грузов и пассажиров. Во время работы от водителя требуется постоянная концентрация внимания, как на дорогу, так и на участников дорожного движения. О нормах труда и отдыха водителей пойдет речь в этой статье.

Рабочее время водителя

Работа водителя состоит из:

  • управления автомобилем;
  • специальных перерывов для отдыха от вождения;
  • работ, не связанных с вождением;
  • подготовки к выходу на линию, возвращению с линии;
  • прохождения медицинских осмотров, а также времени на дорогу до места их проведения;
  • погрузки и разгрузки, посадки и высадки пассажиров;
  • самостоятельного выполнения ремонтных работ и технического обслуживания;
  • простоя из-за обстоятельств, не зависящих от водителя.

Время отдыха водителя

Отдых водителя состоит из:

  • перерывов для отдыха и приема пищи;
  • отдыха между сменами или частями смены (ежедневный);
  • еженедельного отдыха.

Водитель вправе решать сам, как ему использовать время отдыха.

Читайте также:
Как написать ходатайство о награждении Почетной грамотой в 2022 году

Нормы отдыха водителя

Что касается установленных временных норм для отдыха водителей, то с 1 января 2021 года они претерпели изменения в связи с вступлением в силу нового Приказа Минтранса России от 16.10.2020 № 424 и прекращением действия Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Одно из главных изменений коснулось минимального времени еженедельного отдыха водителя. Согласно новому приказу еженедельный отдых увеличивается с 42 до 45 часов. При этом работодатель вправе уменьшить еженедельный отдых до 24 часов, при условии предоставления недополученного водителем отдыха в будущем — в течение следующих 3 недель.

Особенности нормирования перерывов для приема пищи и отдыха:

  • Время такого перерыва должно составлять от 30 минут до двух часов. Рекомендуется предоставлять его в середине смены или рабочего дня.
  • Такая же длительность отдыха суммарно устанавливается при предоставлении двух и более перерывов за смену, превышающую 8 часов, если она регламентирована графиком сменности.
  • Длительность обеденных перерывов останавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, какие есть особенности работы водителей автомобилей.

Для ежедневного отдыха предусмотрено большее количество нюансов:

  • Он должен быть в 2 или более раз продолжительнее предыдущей рабочей смены или предыдущего рабочего дня.
  • В 2022 году междусменный отдых разрешается сокращать до 11 часов при суммированном учете рабочего времени (в текущем году этот показатель установлен на отметке в 12 часов).
  • Допускается сокращать ежедневный отдых до 9 часов, но не более 3 раз в неделю.
  • Допускается делить ежедневный отпуск на части при условии, что первая из них будет составлять не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов. Такая возможность отсутствует у водителей в составе экипажей.
  • В 2022 году года ежедневный отдых можно заменять еженедельным.
  • При необходимости заезда или выезда на паром или рельсовое транспортное средство допускается прерывание отдыха, но не более 2 раз и длительностью не более 1 часа суммарно.

На какие категории водителей распространяются нормы

Перечисленные нормы относятся к водителям, работающих по найму, а также к индивидуальным предпринимателям, которые управляют автомобилем самостоятельно.

Нормы не распространяются на водителей:

  • аварийно-спасательных и пожарных служб;
  • скорой медпомощи;
  • участвующих в предупреждении или ликвидации последствий чрезвычайных происшествий;
  • оперативно-розыскных служб;
  • военнослужащих в период военной службы;
  • международных рейсов.

Контроль соблюдения норм отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей можно контролировать с помощью специального устройства, установленного в автомобиле – тахографа. Тахографы должны быть установлены в автобусах и автомобилях, разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны (Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438). Управление таким транспортом без тахографа или с несоблюдением требований к его эксплуатации карается штрафом для водителя в размере от 3 000 до 5 000 руб. (п. 1 ст. 11.23 КоАП РФ). За выпуск на линию такого транспорта с нарушением этих же требований предусмотрены следующие штрафы (п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 7 000 до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб.

Ответственность за несоблюдение норм труда и отдыха водителей

За нарушение указанных выше норм контролирующими органами накладываются следующие административные штрафы (п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ):

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: