ДТП при повороте налево и обгоне

ДТП при повороте налево и обгоне

Поворот налево и обгон = ДТП. Кто виноват?

Представьте себе ситуацию: вы начали обгон, а потом кто-то перед движущейся машиной поворачивает налево (ну или наоборот – вы поворачиваете налево, а кто-то вас в это время обгоняет). Оставив в стороне неизбежные детали следующего, перейдем к главному вопросу – кто во всем этом виноват?

Спрашивать об этом у сотрудника ГИБДД нет смысла – скорее всего, в справке о ДТП оба водителя будут описаны как нарушающие правила дорожного движения. Почему? Обратимся к правилам дорожного движения.

С одной стороны, водитель перед обгоном должен убедиться, что полоса, по которой он намеревается следовать, свободна на достаточном расстоянии, а при обгоне не будет создавать опасности для дорожного движения и не будет мешать движению других участников дорожного движения. В этом случае ему категорически запрещается обгон, если транспортное средство, идущее впереди него в той же полосе движения, повернуло налево (пп. 11.1-11.2 Правил дорожного движения). С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону путем увеличения скорости или других действий, а выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не должно мешать управлению другими участниками дорожного движения (пункт 8.1 и пункт 11.3. Правил дорожного движения).

Обычно, чтобы установить на месте, что «было раньше – курица или яйцо» (т. е. начал ли обгон с нарушением обгона на другой стороне разворота, или наоборот – разворачиваясь, начал маневр, не убедившись, что никому не мешает) практически невозможно (если, конечно, запись ДВР) (решение Раменского Мосгорсуда от 23 августа 2012 г., Фокинского районного суда г. Брянска от 31 августа 2012 г., решение по делу № 12 -133 / 2012), либо один из водителей не признает вину), поэтому обычно оформляющий ДТП сотрудник ГИБДД указывает в акте ДТП о нарушении правил дорожного движения обоими участниками ( п. 214-219 Административного регламента МВД РФ, осуществляющего государственную функцию контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных приказом МВД Федерации Ро Сыйской от 2 марта 2009 г. № 185) Кто виноват и что делать, решат водители ГИБДД или суда.

Как правило, в судах дело касается либо обжалования постановления о привлечении к административной ответственности (или решения) не в суде, либо «гражданского» иска водителя или владельца, который считает, что он «более прав» против страховая компания и другое лицо в дорожно-транспортном происшествии. Следует помнить, что «административная» вина в нарушении правил дорожного движения и «гражданская» вина в причинении ущерба не одно и то же: решение ГАИ о вине (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда. вынесение судебного решения о возмещении ущерба в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и не имеет предопределенных полномочий. Принцип возмещения «гражданско-правового» ущерба заключается в следующем: когда ущерб возникает в результате взаимодействия источников повышенной опасности, он подлежит возмещению на общих принципах, то есть в соответствии с принципом ответственности за вину. За это:

    при отсутствии вины обеих сторон ни одна из сторон не будет компенсировать друг другу ущерб; убытки, причиненные одному собственнику по вине другого, возмещаются им; в случае вины только собственника, которому причинен ущерб, возмещению не подлежит; в случае вины обоих собственников размер компенсации определяется пропорционально степени вины каждого из них (ст. 1064 ГК РФ, п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения в сфере обязательств в связи с причинением вреда жизни или здоровью гражданина»).

И даже если государственные органы считают, что только один из участников несет ответственность за нарушение правил дорожного движения (например, если обгон или поворот налево произошли в запретной зоне и другой участник, похоже, не нарушал правила, или административное производство против другого водителя были оставлены по каким-либо причинам, сняты с производства), это не означает, что только этот участник будет нести ответственность за ущерб в гражданском судопроизводстве – в суде можно установить двойную вину водителей в причинении ущерба.

Как правило, суды признают вину обоих участников процесса, хотя бывают и исключения. Итак, Идринский районный суд Красноярского края в своем решении от 12 октября 2010 г. по делу № 11-4 / 2010 (2-1-10) констатировал, что после обнаружения опасности (в том числе увидев, что проезжающая машина начинает проезжать трек), обгоняющий водитель должен немедленно прекратить обгон (конечно, вернувшись на свою полосу движения или остановившись), и, если он этого не сделал, он несет полную ответственность за аварию. Аналогичное решение 1 июня 2012 года вынес Коломенский городской суд Московской области, в котором также указано, что вина определяется по месту столкновения – это «левая полоса движения, которая вместе с механической повреждение обоих транспортных средств, указывает на то, что водитель Z уже завершил поворот налево, и водитель Z его обгонял, следовательно, Z. виновен в ДТП “, таким образом, если столкновение произошло посреди дороги или немного ближе к левый ряд, то, как говорится в решении суда, можно говорить о вине и других. Место столкновения и характер повреждений транспортных средств в другой ситуации – когда это произошло в момент, когда обгоняющая машина в момент столкновения уже обогнала разворачивающуюся машину, которая «врезалась прямо в нее» – суд нашел основание для признания его виновным в совершении ДТП, возникновении опасности и создании препятствий для движения, не позволяющих ему закончить обгон своего автомобиля »(Решение Еврейского автономного округа от 13 января 2012 г.).

Читайте также:  Потеря водительских прав - что делать и как восстановить в 2021 году?

В другом случае суд установил, что обгоняющее лицо «не имело технической возможности предотвратить столкновение», и переложил всю ответственность на водителя (апелляционное постановление Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. дело № 33-28 / 2013).

В некоторых случаях суды рассматривают ходатайство эксперта по ДТП о том, какой водитель явился причиной аварии (например, апелляционное решение ВС по гражданским делам Кемерского районного суда от 24 августа 2012 г. по делу № 33 -7978) и обвинить его во всем.

Определив вину обоих водителей в ДТП, суд может, не вдаваясь в подробности, признать степень ответственности каждого из них равной и присудить в пользу каждой из сторон половину их требований (например, решение Третий апелляционный арбитражный суд от 16 января 2013 г. № 03AP-5670/12, решение Дедовицкого районного суда Псковской области от 22 июня 2009 г. по делу № 2-84, апелляционное решение СК по гражданским делам Орловского районного суда от 17 июля 2012 г. по делу № 33-1268). В то же время есть более оригинальные способы определения степени неисправности каждого водителя.

Например, в решении районного суда г. Омска Октябрьский от 15 июня 2009 г. по делу № 2-000 / 2009 говорится, что «поскольку правила дорожного движения отдают предпочтение прямолинейным транспортным средствам», вину следует распределить следующим образом: водитель виноват в 30% обгона, а в 70% – в повороте. Бородинский городской суд Красноярского края своим решением от 1 декабря 2010 г. в деле № 2-420 / 2010 он указал, что, хотя оба водителя нарушили правила дорожного движения, поскольку один из водителей находился в состоянии алкогольного опьянения, степень его вины должна составлять 90%. В другой ситуации суд постановил, что именно нарушение правил дорожного движения обгоняющим водителем и его некорректное поведение (превышение скорости) способствовали возникновению аварийной ситуации, и поэтому признал его виновным на 80% (кассационное решение районного суда в г. Пермь от 20 июня 2011 г. № по делу № 33-6092).

Однако Уссурийский районный суд Приморского края по делу № 1-11-2011 постановил, что оставшийся в живых водитель должен выплатить полную сумму материального ущерба, несмотря на установление двойной вины, и уменьшил сумму морального вреда на несколько порядков. раз (к сожалению, информации об отмене не обнаружено, водитель просит наследников о компенсации материального ущерба и результат этого обращения).

Поэтому в любом случае решение о судьбе обоих водителей будет зависеть от обстоятельств аварии и позиции суда – единого рецепта поведения в данном случае нет. Единственный совет – будьте осторожнее с каждым маневром, не забывайте смотреть в зеркало заднего вида и быть готовым к любым сюрпризам на дороге.

Кто виноват в аварии при повороте налево?

Маневрирование считается сложным аспектом дороги. Более того, даже опытные водители иногда нарушают правила при повороте налево. Это может повлечь за собой штрафы и санкции со стороны ГИБДД. Правила дорожного движения разработаны таким образом, чтобы минимизировать риск аварии при повороте налево. Поэтому водитель должен знать правила дорожного движения и придерживаться установленных норм.

ПДД при повороте налево с комментариями

Общие правила поворота налево изложены в п. 8 Дорожного кодекса РФ. Важно придерживаться следующих стандартов:

Предупреждение. Если у вас возникнут вопросы, вы можете проконсультироваться в бесплатном чате с адвокатом внизу экрана или позвонить нам по телефону: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Звонок бесплатный по всей России.

1) Для тех, кто поворачивает налево.

Если вы планируете повернуть налево, чтобы избежать аварии, необходимо соблюдать положения главы 8 Дорожного кодекса РФ. Применимые правила требуют:

Информирование других участников дорожного движения о планируемом маневре. Для этого необходимо включить поворотник (п. 8.5 Дорожного кодекса РФ). Если он отсутствует или неисправен, разрешается подавать сигнал рукой. Гражданин должен заранее определить направление, в котором он намеревается повернуть. Вы также должны заставить других участников дорожного движения заметить сигнал. Указатели поворота следует выключать только после завершения маневра. Водитель не должен беспокоить других участников дорожного движения и не должен представлять опасность аварии при повороте налево. Водитель трамвая должен уступать дорогу трамваям и встречным машинам (п. 8.8 Кодекса дорожного движения Российской Федерации). Маневр должен выполняться из крайнего левого положения. Однако, если ширина дороги не позволяет это действие, разрешается выполнить разворот или разворот с правого обочины. В этом случае необходимо пропустить встречные и попутные машины (п. 8.8 Дорожного кодекса Российской Федерации). Сигнализация о левом повороте не дает гражданину никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения.

Читайте также:  Какой размер штрафа за одну сплошную линию в 2021 году | Юридическая помощь

2) Для тех, кто впереди.

В первую очередь водитель обязан соблюдать общие правила обгона. Они отражены в разделе 11 Правил дорожного движения РФ. В п. 11.1 сказано, что обгон возможен только при наличии свободной полосы. Маневр не должен приводить к авариям и беспокоить других участников дорожного движения. Если впереди идущая машина уже подала сигнал о левом повороте, обгон категорически запрещен (п. 11.2 Правил РФ). Этот маневр не может быть выполнен во многих других случаях. Они отражены в пунктах 11.2 и 11.4 Правил дорожного движения РФ. Обгон запрещен:

    на пешеходном переходе; у железнодорожного переезда и в 100 м перед ним; на участке, где видимость сильно ограничена; на перекрестках с регулируемым движением; на перекрестках с неконтролируемым дорожным движением при движении по второстепенной дороге; в туннелях, мостах, виадуках, эстакадах; если впереди идущий автомобиль начал объезжать препятствие и подал соответствующий сигнал; если идущий сзади автомобиль начинает обгонять.

Кто виноват в ДТП при повороте налево?

Определение виновника аварии зависит от специфики аварии. Предположим, водитель повернул налево с правой полосы на перекрестке. Ситуация довольно типичная. Это показано на схеме ниже.

Учитывая описанную выше ситуацию, многие автомобилисты говорят о наличии препятствия справа. Если вы будете следовать этому правилу, синяя машина обязательно уступит место красной. На самом деле, однако, ситуация регулируется пунктами 8.5 и 8.7 Дорожного кодекса РФ. Положения нормативного акта показывают, что в представленной ситуации виновата красная машина. Водитель будет наказан за то, что не занял крайнее положение перед поворотом, что привело к аварии на левом повороте.

На практике полос может не быть. В этой ситуации необходимо будет занять крайнюю левую позицию. Если есть двустороннее движение, но нет указателей, необходимо визуально разделить дорогу пополам. Чтобы повернуть налево, расположите автомобиль так, чтобы, если другой водитель хочет ехать налево, он будет лицом к встречной машине.

Приметы нужно учитывать. Рассмотрим ситуацию, показанную на рисунке ниже.

В Кодексе дорожного движения РФ не указано, что знаки специальных указаний отменяют действие пункта 8.5 (водитель должен заранее занять соответствующее крайнее положение). При этом обе машины свернули на разрешенную дорогу. Здесь необходимо прибегнуть к судебной практике. Все зависит от того, как судья смотрит на ситуацию. Вы можете решить, что соблюдение п. 8.5 Правил трафика РФ имеет первостепенное значение. В этом случае водитель красной машины будет наказан. Если представитель уполномоченного органа решит, что оба водителя ничего не нарушают, вступает в силу статья 8.9 Правил дорожного движения РФ. В этом случае водитель синей машины должен обойти красную машину, потому что с правой стороны есть препятствие.

Все автомобили могут повернуть только налево.

Наличие примет не означает, что соблюдать пункт не нужно. 8.5 ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РФ. В этом случае виновным будет признан водитель красной машины.

Человек, поворачивающий далеко налево, может немедленно попытаться выехать на правую полосу движения. В этом случае возрастает риск аварии, как показано на схеме ниже.

Существует широко распространенное мнение, что водители должны использовать одну и ту же полосу движения при повороте. Однако в правилах дорожного движения такого требования нет. Водитель, выполняющий крайний левый поворот, может сразу же перейти на крайнюю правую полосу движения. Изучив аварию, представленную на схеме выше, инспектор установит, что водитель красного автомобиля нарушил пункт 8.5 Правил дорожного движения РФ.

Однако при наличии разметки полосы движения водитель синего автомобиля будет признан виновным.

При повороте налево гражданин может отказаться пропустить встречный автомобиль. В результате может произойти авария.

При определении неисправности в ДТП при повороте налево учитывается светофор, если он присутствует. Дополнительно включены отметки приоритета. Они регулируют порядок проезда транспортных средств. Если дорога регулируется и оба водителя горит зеленым светом, виновником считается синий автомобиль. Это нарушило ст. 13.4 Правил дорожного движения. Если горит красный свет, виноваты оба водителя.

Когда перекресток нерегулируется и на главной дороге стоит красная машина, преступником остается синий автомобиль. Если синий автомобиль находится на главной дороге, красный автомобиль будет признан виновным.

Встречный водитель может повернуть направо. Произойдет авария, если одна из машин попытается выехать на чужую полосу движения.

Если водитель синего автомобиля желает выехать на вторую полосу движения, он обязан уступить дорогу красному транспортному средству (п. 13.4 Дорожного кодекса РФ). Однако возможно и обратное. Если красный хочет выйти на левую полосу движения, а красный также пытается на нее войти, интерпретация будет довольно неоднозначной. Дело в том, что п. 8.6 Правил дорожного движения РФ гласит, что водитель, поворачивающий направо, должен двигаться как можно дальше вправо. Это означает, что если человек, управляющий красной машиной, имел такую ​​возможность, но не воспользовался ею, он считается виновным в происшествии. На иллюстрации красная машина не обязана уступать дорогу.

Читайте также:  Покупка авто без перерегистрации в 2021 году - как, продам, за и против

ДТП при повороте на перекрестке

Эта ситуация считается классической. Обычно авария происходит по следующей схеме:

Водитель, который хочет повернуть налево, выезжает на середину перекрестка. Гражданин переходит полосу движения и начинает маневр. Подъезжающий к нему водитель не успевает среагировать. В результате происходит столкновение. Осторожность

Обычно сотрудники ГАИ, попавшие в аварию при повороте на перекрестке, находят виноватым совершивший поворот. Однако учитывается специфика ситуации. Иногда неисправность может быть связана с водителем, который ехал прямо. Для полного объяснения ситуации обратитесь к онлайн-юристу на нашем сайте.

ДТП при обгоне поворачивающего

ДТП может произойти, когда два автомобиля едут по одной полосе. Автомобиль впереди поворачивает налево. Задний водитель при этом решает обгонять. У участников ДТП другое восприятие ситуации при повороте налево. Водитель, который хочет повернуть, замедляет движение, чтобы выполнить маневр. Он не понимает, что машина позади него приближается. Другой гражданин не знает, по какой причине он замедлил движение идущей перед ним машины. Этот человек считает, что торможение было не зря, и решает обгонять. Оба гонщика начинают этот маневр. В результате происходит авария.

Неисправность при обгоне автомобиля, поворачивающего налево, определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первым включил индикатор. Этот человек не будет признан виновным. При оценке ситуации учитываются записи видеомагнитофона и показания свидетелей.

Если водитель не желает попасть в аварию при левом повороте, специалисты советуют своевременно сигнализировать о запланированном маневре. Человек позади должен понимать, что вы по какой-то причине можете сбавлять обороты.

Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора

Если движение было желтым светом, все зависит от того, как инспектор или судья смотрит на ситуацию. Любой водитель, попавший в аварию, может быть признан виновным. Представители ГИБДД принимают к сведению представленные доказательства. Учитывается наличие видеомагнитофона, а также присутствие понятых. Для объяснения вашей конкретной ситуации бесплатно проконсультируйтесь с юристом в онлайн-чате внизу экрана или по телефону.

ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке

ДТП происходит, когда человек, который собирается повернуть, выезжает на середину перекрестка и только после этого начинает готовиться к маневру, предупреждая других участников дорожного движения. Гражданин пропускает другие машины и делает поворот. Однако машина, движущаяся по встречной полосе, не всегда может быть видна, бывают случаи, когда машина неожиданно выскакивает на перекрестке. В результате машины сталкиваются. Неисправность определяется в зависимости от наличия знаков приоритета, разметки, светофоров.

Поворачивающий налево водитель должен заранее проинформировать других участников дорожного движения о предстоящем маневре. Водитель, едущий прямо, должен более внимательно оценивать дорожную ситуацию. Двойная неисправность может быть объяснена в случае аварии. Чтобы уточнить вашу конкретную ситуацию, проконсультируйтесь с бесплатным онлайн-юристом в чате внизу экрана или по телефону.

ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке

Если авария произошла на перекрестке с регулируемым движением, определить неисправность проще. Водителем считается водитель, совершивший маневрирование на красный свет. Учитываются показания свидетелей, записи с диктофона и сообщение диспетчера, если таковое имеется.

Судебная практика

Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием лиц, поворачивающих налево, разнообразна. Приговоры зависят от обстоятельств происшествия. Однако сложность состоит в том, что сотрудники ГАИ не всегда могут понять, кто первым начал маневр. Этот факт выясняется опросом свидетелей, просмотром записей с камер или регистраторов видеонаблюдения. Обычно оба участника не признают себя виновными.

Иногда невозможно точно понять, кто первым начал маневр. Таким образом, сотрудники ГИБДД наказали обоих водителей. Если обе стороны виноваты, страховщики могут отказать вам в выплате компенсации. В результате водители отправляют друг другу претензии о возмещении расходов. В ходе судебного разбирательства устанавливается вина виновника ДТП. Согласно общепринятой судебной практике, на окончательное решение влияют:

    Другие правонарушения, совершенные водителями; характер полученных травм; скорость автомобиля определяется на основании заключения экспертов; место столкновения.

Выводы эксперта могут сказать гораздо больше, чем свидетели и участники ДТП. Например, если машины столкнулись на левой полосе, это означает, что поворачивающая машина заканчивала маневр. Человек, который собирался пройти, должен был подождать или отступить на свою полосу. Однако этот шаг не был выполнен. В результате этого человека признают виновным.

Возможно обратное. При визуальном осмотре может оказаться, что поворачивающая налево машина столкнулась с обгоняющим автомобилем. Первый водитель будет идентифицирован как виновник. Такие повреждения могли возникнуть только в том случае, если обгон уже начался. Таким образом, совершивший поворот будет признан виновным в аварии.

На практике красноречивые подробности аварии могут быть недоступны. Если невозможно определить, чьи действия стали причиной аварии, вина за аварию делятся поровну. Типовых решений нет. Приговор выносится индивидуально.

Оцените статью
Добавить комментарий