Проверка предприятий контролирующими органами в 2022 году

Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

Несмотря на то что правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2021 года, к отдельным предпринимателям все еще могут заглянуть инспекторы. Рассказываем, какой бизнес находится в сфере интересов проверяющих органов и как подготовиться к внеплановым визитам инспекторов из разных ведомств.

Кто получит освобождение от плановых проверок

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

электроэнергетика и энергосбережение;

производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:

предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

Как будут проходить внеплановые проверки

Мораторий не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц. Контролирующие органы придут по следующим причинам:

должностные лица вовремя не отреагировали на ранее выданные предписания, не устранили нарушения;

проверка входит в число обязательных мероприятий при лицензировании или выдаче разрешительной документации;

контролирующие органы получили жалобу или обращение от граждан, в которых сообщается (с доказательствами) об угрозах для жизни или здоровья людей, животных, причинении вреда окружающей среде, памятникам архитектуры и природы, объектам культурного наследия;

угроза безопасности государства;

затронуты права потребителей;

предприятие не выполняет требования по маркировке товаров;

проверку инициировала прокуратура, правительство или президент на основании доказанных фактов.

С 1 июля 2021 года вступят в силу новые правила проведения проверок. К примеру, вместо длительных выездных мероприятий инспекторы могут выбрать формат визита: инспекторы минимум за 10 дней предупредят о проверке, а затем в течение рабочего дня на месте проводят мероприятия, прописанные в регламенте проверки.

Кроме этого, правительство ограничит срок проведения остальных выездных мероприятий – не более 10 дней. Впрочем, в некоторых случаях визиты и не понадобятся: с июля ведомства могут осуществлять проверки дистанционно, с помощью программ для аудио или видеосвязи (п.1 Постановления Правительства РФ №1969 от 30.11.2020).

Формы внеплановых налоговых проверок в 2021 году

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

Читайте также:
Пенсионный фонд в Орле: особенности деятельности, режим работы, адрес

Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

Что делать, если вас внесли в план проверок?

На сайте прокуратуры нужно ввести ИНН, ОГРН или название организации. Если вас собираются проверить, то компания будет списках инспекционных мероприятий на 2021 год.

Если обнаружили себя в списках без оснований (например, ИП не работает в сфере здравоохранения или образования, не связан с опасным производством и не нарушал КоАП), то действуйте по следующему плану:

Заполните заявление об исключении из плана проверок.

Подготовьте копии бухгалтерской отчетности.

Если у вас есть сотрудники, сделайте копию отчета РСВ.

При необходимости закажите выписку из реестра МСП.

Все эти документы отправьте в орган, который и назначил проверку.

После этого у контролирующего органа будет 10 дней на то, чтобы отменить мероприятие и исключить ИП или ООО из плана на 2021 год.

Полезная информация о правах предпринимателей при проверках

Права ИП и юридических лиц во время внеплановых проверок защищает действующее законодательство. К примеру, можно узнать цель визита, затребовать подтверждающие документы, не подписывать лишних бумаг, а также не соглашаться с выводами проверяющих.

По закону предприниматели имеют право:

заранее (минимум за сутки) получить уведомление о проверке, если речь не идет о причинении вреда людям, животным, окружающей среде, а также нет иных оснований, прописанных в п.2. ч.2 10-й статьи закона о защите прав юрлиц и ИП;

присутствовать при проведении мероприятий, приглашать бизнес-омбудсмена, юрисконсульта, адвоката;

проверять документы, связанные с визитом контролирующих органов (приказ, регламент проверки);

не представлять документы или информацию, если они не перечислены в приказе о проверке, то есть не относятся к теме визита;

не представлять документы, которые может выдать другой орган: проверяющие должны их запросить у соответствующих структур заранее;

Читайте также:
Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при аренде государственного и муниципального имущества

не заверять документы у нотариуса, даже если вы работаете без печати – электронные документы можно заверить квалифицированной ЭЦП, а для бумажных достаточно подписи, даты и слова «Верно»;

не подписывать акты отбора проб и измерений: вы не знаете правила отбора, поэтому не можете ручаться за правильность проведения процедуры;

следить за временем проверки и, в случае превышения лимитов, потребовать прекращения всех мероприятий: до 1 июля 2021 года максимальный срок проверки составляет 20 дней, после этой даты – 10 дней;

ознакомиться с актом проверки и при необходимости заявить о несогласии с результатами (в этом случае в акте допускаются отметки «С замечаниями» или «С возражениями», либо любые иные формулировки), обжаловать их в суде, вышестоящем органе или на «Госуслугах»;

Какие проверки грозят бизнесу в 2022 году

Расскажем, к кому придут с проверкой в 2022 году, на кого распространяется мораторий, и как исключить компанию из плана проверок.

План проверок Генпрокуратуры

Каждый год Генпрокуратура публикует в открытом доступе план контрольных мероприятий в отношении компаний и ИП. Доступ к плану открыт для всех желающих, регистрация на портале не требуется.

Чтобы понять, какие проверки грозят вашему бизнесу в текущем году, достаточно ввести ИНН, ОГРН (ОГРНИП), наименование организации (ФИО ИП).

В результате запроса можно получить полную информацию о предстоящих проверках: какая служба будет проверять ваш бизнес, в какие сроки, предмет проверки и формы ее проведения.

Это удобно, так как бизнес может заранее подготовиться к проверке и обезопасить себя от возможных штрафов.

Не знаете, как подготовить свой бизнес к проверке контролирующей службы? Получите консультацию юриста по сопровождению бизнеса компании НАСБ . Наши специалисты помогут вам в любой сложной ситуации.

Учтите, что в плане нет сведений о проверках налоговой инспекции, Пенсионного фонда и Соцстраха.

Важно: если вашей компании (ИП) нет в плане проверок, это не гарантирует, что к вам никто не нагрянет. При наличии веских оснований госслужбы могут инициировать внеплановую проверку. Кроме того, какое-то контрольное ведомство может передать в Генпрокуратуру неверный график. Или передать список, в который не попали часть компаний (ИП). То есть по данным ведомства проверка в отношении предприятия запланирована, но в плане ее нет.

Мы рекомендуем проверять компанию (ИП) не только в плане Генпрокуратуры, но и на сайтах профильных ведомств. Например: Федеральной службы судебных приставов , Роспотребнадзора и т. д.

Кого не будут проверять в 2022 году

В текущем году от проверок освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства, то есть компании и ИП, которые входят в единый реестр МСП.

Мораторий не действует в отношении некоторых видов контроля: налогового, валютного, таможенного. Кроме того, проверки не приостановят для компаний и ИП, которые:

  • ведут лицензируемую деятельность или находятся под постоянным госконтролем (надзором);
  • в последние 3 года были наказаны за грубые нарушения штрафами, приостановкой деятельности, дисквалификацией должностных лиц или были лишены лицензии;
  • используют производственные объекты с высоким классом опасности, ведут деятельность с высоким классом риска;
  • проводят обязательный аудит бухотчетности (их контролируют на качество работ), работают в сфере атомной энергетики.
Читайте также:
Как получить единовременную выплату к отпуску в 2022 году

Как исключить предприятие из плана проверок

Предприятие может попасть в план проверок по ошибке. То есть организация (ИП) является субъектом МСП, и в отношении его действует мораторий, но какое-то контролирующее ведомство внесло его в список по недочету.

Неправомерное решение можно отменить или оспорить. Для этого руководителю (предпринимателю) необходимо подать заявление об исключении из плана проверок и приложить к нему заверенные копии документов:

  • расчета по страховым взносам (в состав которого теперь входят сведения о среднесписочной численности персонала);
  • отчета о финрезультатах за 1 год из 3 предшествующих календарных лет. ИП могут приложить другой документ, в котором есть информация о выручке без учета НДС. Если юрлицо (ИП) работает меньше года, то представляет данные за период, прошедший со дня госрегистрации.

АО дополнительно прилагают выписку из реестра акционеров.

Пакет документов подают в ведомство, которое допустило ошибку. Оно должно рассмотреть заявление в течение 10 дней, а затем в 3-дневный срок направить ответ заявителю.

Если ведомство вынесло решение не в пользу организации (ИП), его можно оспорить в судебном порядке.

Юристы по сопровождению бизнеса компании НАСБ помогут вам подготовить пакет документов об исключении из плана проверок, а в случае необходимости, отстоят ваши интересы в судебных инстанциях.

Напишите нам в Telegram: @nasb_su , WhatsApp , на почту: mail@nasb.su .

⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️

Компания НАСБ более 20-ти лет защищает интересы налогоплательщиков, и основная наша задача — создать и внедрить систему по предупреждению налоговых рисков и защите бизнеса, помочь в спорах с контролирующими органами.

Результаты нашей работы снижают общую налоговую нагрузку от 1,5 до 7% к обороту и всегда устойчивы к любому виду налогового контроля. Также мы решаем и другие задачи, например: законное получение наличных, получение выплат учредителями, списание подотчета, предупреждение налоговых рисков при дроблении и многое другое. Скажем сразу, оптимизируя налоги, мы используем законные методы и обеляем бизнес ! Делаем всё доступно и безопасно.

Мы готовы представлять вас и вашу организацию во всех инстанциях и любых спорах с контролирующими органами и в арбитражном процессе.

Оказываем услуги по постановке и отладке бухгалтерского и управленческого учета для бизнеса любого масштаба и вида деятельности.

Нужно помнить, что сегодня каждый случай с защитой налогоплательщика индивидуален и требует отдельной профессиональной проработки и сопровождения. Наши знания и многолетний опыт позволяют уверенно предоставить самый высокий уровень таких услуг для бизнеса из любой отрасли.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. N 1520 “Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящего постановления, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

Читайте также:
ПФР Брянская область, Дятьковский район, Дятьково, Московская ул., 1: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, в 2022 году не проводятся;

б) при формировании на 2022 год планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 “О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года” и планов проведения плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в ежегодные планы не включаются.

2. Ограничения, установленные пунктом 1 настоящего постановления, не распространяются на:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классам опасности опасных производственных объектов, I, II и III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

б) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у контрольного (надзорного) органа, органа государственного контроля (надзора) информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и с даты окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодных планах помимо сведений, предусмотренных пунктом 8 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 “О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года”, и частью 4 статьи 9 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение;

Читайте также:
Справка об отсутствии судимости — оформление через портал госуслуги - 2022 год

в) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;

г) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;

федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Проверки, проводимые ФСС. Новшества 2022 года

Автор
Марина Климова,
профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

В 2021 г. в России полностью завершился переход на прямые выплаты пособий. Зачетный механизм больше не работает. Работодатели теперь самостоятельно выплачивают только пособие за первые три дня нетрудоспособности сотрудника, но эта сумма ФСС не финансируется. Кроме того, работодатель продолжает оплачивать застрахованному лицу дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами, пособие на погребение, а также несет затраты на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. За возмещением соответствующих расходов работодатель затем обращается в территориальный орган Фонда.

Окончательная смена правил выплаты социальных пособий привела к тому, что взаимоотношения страхователей с ФСС изменились как в сфере обеспечения пособиями, так и в сфере контроля. Акценты сместились на проверку полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий Фондом страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведений и документов, необходимых для возмещения вышеназванных расходов страхователя. Если по результатам проверок выявляются нарушения, приведшие к переплате пособий, избыточному возмещению затрат работодателя, ФСС будет требовать возместить понесенные им излишние расходы. Помимо этого, ФСС остается контролером в сфере уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСиПЗ).

Новая реальность и новые доминанты контроля потребовали изменений в законодательстве. В новой редакции с 01.01.2022 изложены Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). Причем большинство новаций сопряжены именно с обновленным порядком проведения проверок.

Права и обязанности ФСС, как страховщика, в этих законах сведены в ст. 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ и ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ.

Фонд проводит проверки:

полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

обоснованности возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и социальных пособий на погребение;

правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное страхование от НСиПЗ, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от НСиПЗ, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 – ФСС);

Читайте также:
Как правильно оформить медицинскую книжку при трудоустройстве

правильности подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности;

Законодатель определил, что ФСС имеет право на проведение камеральных и выездных проверок. В прошлые годы были популярны совместные выездные проверки налоговых органов и ФСС, поскольку прежний – зачетный – механизм выплаты пособий объединял сферы интересов двух контролирующих органов. Сейчас оснований для проведения совместных проверок не осталось, однако ФСС активно взаимодействует с ФНС России, делясь информацией. В этой связи интересно ознакомиться с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. ФНС России № ММВ-23-11/27@, ФСС РФ № 02-11-13/06-5262П 30.11.2016) (ред. от 16.01.2019) (вместе с «Информацией, передаваемой ФНС России в ФСС РФ», «Информацией, передаваемой ФСС РФ в ФНС России»).

Порядок проведения Фондом проверок определен обновленной ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ, а также ст. 26.14 – 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ. Если камеральный контроль проводится без специального решения на основании поступающих Фонду от страхователей документов, отчетности, то по выездным проверкам ФСС составляет ежегодный план, причем прийти к страхователю с такой проверкой могут не чаще одного раза в три года (п. 3 ст. 26.14, п. 8 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Интересно было бы узнать, как отбираются кандидаты на выездные проверки… Недавно Фонд обнародовал Примерные критерии самостоятельной оценки рисков для страхователей, используемых Государственными учреждениями – региональными отделениями ФСС, при планировании выездных проверок по обязательному социальному страхованию от НСиПЗ. Документ можно найти в информационно-правовых базах или на сайтах региональных отделений Фонда (например, на сайте Московского отделения). Документ, впрочем, не носящий нормативного характера, содержит весьма примечательную информацию. Даже если вы не знаете за собой «греха», Фонду все может видеться иначе. В Письме ФСС РФ от 22.07.2021 № 02-08-01/06-06-12864л советует: «используя Примерные критерии, страхователь может самостоятельно выявлять и исправлять ошибки, допущенные им при исчислении страховых взносов (прим. – на обязательное страхование от НСиПЗ), а также оценить соответствующие риски, что позволит ему своевременно уточнять свои обязательства и не нарушать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Заветных признаков сомнительного поведения страхователя набралось восемь:

Средняя заработная плата у работников ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

В ходе камеральных проверок страхователь не представляет необходимые пояснения и/или документы, отвечает не на все требования.

Страхователь неоднократно представлял уточненные расчеты по форме 4-ФСС, в которых уменьшалась величина облагаемой базы от ранее заявленной более чем на 10%.

Страхователь «мигрирует» между региональными отделениями Фонда (т.е. неоднократно снимается с учета и встает на учет в другом отделении в связи с изменением места нахождения).

Страховой тариф на обязательное социальное страхование от НСиПЗ изменен без изменения основного вида экономической деятельности.

Фонд оплаты труда, сформированный страхователем для обложения взносами на обязательное социальное страхование от НСиПЗ, меньше фонда оплаты труда, сформированного страхователем для обложения взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Читайте также:
Узнать код ОКТМО по адресу места жительства физического лица или ОКАТО, как правильно заполнить в декларации 3-НДФЛ

Производится начисление взносов с сумм выплат и вознаграждений работающих инвалидов в размере 60 % от установленного страхового тарифа по НСиПЗ.

Назначение первых стало возможно с 01.01.2022 г. (новый п. 20.1 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ) на основании жалобы застрахованного лица о нарушении его прав на получение пособий, а также в случае неподтверждения государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, с которыми взаимодействует ФСС, сведений, представленных страхователем.

Повторные же выездные проверки – не новинка (п. п. 24 – 27 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ). Их проводит вышестоящий орган страховщика, чтобы проверить качество работы вашего отделения Фонда при проведении прежней выездной проверки или страховщик, ранее проводивший проверку, в случае представления страхователем уточненного расчета по форме 4-ФСС, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного.

Если контроль выявил нарушения, в возмещении расходов страхователю будет отказано, кроме того, на основании принятого по результатам проверки решения ему может быть направлено требование о возмещении излишне выплаченных по его вине Фондом сумм (п. п. 4, 7 – 12 ст. 4.7, ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 26.15, 26.16, п. 14.1 – 14.13 ст. 26.20 Федерального закона № 125-ФЗ). Что сделает страховщик, если требование не будет погашено добровольно и в срок? В отличие от налоговых органов ФСС не имеет права на безакцептное внесудебное списание средств со счетов страхователя. Ему придется обратиться в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату обеспечения по страхованию (п. 14.6 ст. 26.20 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 12 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Нерадивого страхователя ждут штрафные санкции

См. новую ст. 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 26.22 – 26.30 и обновленную ст. 26.31 Федерального закона № 125-ФЗ:

1. За отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов, необходимых для осуществления контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты всех видов страхового обеспечения, а также для контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование от НСиПЗ – штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ.

2. За представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты любого из видов страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.

3. За нарушение страхователем срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения предусмотрен штраф в размере 5 000 руб.

Срок представления в ФСС РФ документов (сведений), начиная с 01.01.2022, составляет три рабочих дня со дня получения необходимых сведений (п. п. 8, 11, 12, 15 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ). До 31.12.2021 он составлял пять календарных дней со дня предоставления данных работником страхователю (п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты пособий по страхованию от НСиПЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).

Читайте также:
Каким будет срок действия справки 2НДФЛ при различных обстоятельствах?

4. За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов штраф составит 20 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний – 40 %.

5. За непредставление формы 4-ФСС в установленный срок оштрафуют на 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более чем на 30 % указанной суммы и не менее 1000 руб.

6. За несоблюдение страхователем порядка представления 4-ФСС в электронной форме – штраф 200 руб.

При этом срок давности привлечения к ответственности по-прежнему составляет 3 года со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого оно было совершено (п. 1 ст. 26.27 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 4 ст. 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ).

Для виновных в нарушении установленных законодательством порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС должностных лиц страхователя предусмотрена административная ответственность по ст. 15.33 КоАП РФ, а для тех, кто на поприще уклонения от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от НСиПЗ совершил преступления уготованы ст. 199.3 и 199.4 УК РФ.

Проверка предприятий контролирующими органами в 2022 году

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 сентября 2021 года N 1520

Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

1. Установить, что за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящего постановления, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

2. Ограничения, установленные пунктом 1 настоящего постановления, не распространяются на:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классам опасности опасных производственных объектов, I, II и III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

б) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у контрольного (надзорного) органа, органа государственного контроля (надзора) информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и с даты окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодных планах помимо сведений, предусмотренных пунктом 8 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 “О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года”, и частью 4 статьи 9 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение;

Читайте также:
Как получить пособие на ребенка от 3 до 7 лет во Владимирской области в 2022 году

в) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;

г) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;

федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Так проверят или нет?

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Читайте также:
Список отделов ПФР Коломна, Московская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

А что Генпрокуратура говорит?

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Рекомендации для бизнеса

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: