Прекращение сервитута: что это такое, описание и особенности

Аналитика Публикации

По общим правилам к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).

Вместе с тем одно лишь обстоятельство, что сервитут испрашивается в отношении недвижимого имущества, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, еще не свидетельствует о том, что спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Равно как и в случае возникновения спора между субъектами предпринимательской деятельности в отношении объекта, не используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Например, как отметила высшая судебная инстанция по одному из дел, спор о прекращении сервитута, установленного ранее по решению арбитражного суда, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с учетом субъектного состава, поскольку собственник земельного участка, в отношении части которого был установлен данный сервитут, утратил статус индивидуального предпринимателя (п. 2 Обзора).

Незаконная реконструкция

Заслуживает внимания позиция, отраженная в п. 3 Обзора, по вопросу о возможности установления сервитута для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции.

В рамках приведенного в Обзоре дела установлено, что объект, в отношении которого было заявлено требование об установлении сервитута (здание склада), был незаконно реконструирован (на месте демонтированного здания без разрешения на строительство возведен новый объект капитального строительства).

Суды пришли к выводу о том, что в таком случае истец как лицо, самовольно построившее новый объект, с учетом положений ст. 222, 274 ГК РФ не приобретает на него права собственности и, соответственно, не вправе требовать от собственника соседнего земельного участка установления сервитута.

Публичный и частный сервитуты

Одно из наиболее интересных, с нашей точки зрения, разъяснений содержится в п. 4 Обзора. Согласно данному пункту возможность установить публичный сервитут для ремонта и эксплуатации линейного объекта не лишает собственника линейного объекта права требовать от собственника земельного участка установления частного сервитута для тех же целей.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. В таком случае сервитут устанавливается по результатам публичных слушаний на основании акта уполномоченного органа для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

В свою очередь, положения п. 1 ст. 274 ГК РФ предусматривают установление частного сервитута по соглашению собственника участка и собственника линейного объекта либо по решению суда, в том числе для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов.

В Обзоре анализируются судебные акты по делу о защите интересов собственника газопровода, обратившегося к собственнику земельного участка для установления частного сервитута в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обеспечивающего газоснабжение многоквартирного дома. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сославшись на приведенные выше нормы земельного законодательства и мотивировав свое решение тем, что использование истцом чужого земельного участка для указанных целей возможно на основании публичного сервитута.

Суд кассационной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, указав, что сама по себе потенциальная возможность установить публичный сервитут для эксплуатации линейного объекта не может являться основанием для отказа в установлении частного сервитута для тех же целей в порядке ст. 274 ГК РФ. Данная позиция была поддержана высшей судебной инстанцией.

Необходимо отметить, что в практике до настоящего времени прослеживалось четкое разделение институтов частного и публичного сервитута в зависимости от круга лиц, в интересах которых сервитут устанавливается. Согласно существовавшей позиции судов, публичный сервитут всегда направлен на обеспечение интересов неограниченного круга лиц и публичных интересов, в связи с чем в принципе не может быть установлен в интересах частного лица (1.

Определив, что в установлении публичного сервитута отсутствуют явно выраженный публичный интерес или воля местного населения, суды признавали законным отказ уполномоченного органа в установлении публичного сервитута (2.

В пункте 4 Обзора Верховный cуд отходит от приведенной позиции, фактически допуская при одних и тех же обстоятельствах (необходимость эксплуатации и ремонта инженерных сетей, подведенных к многоквартирному дому) установление как публичного сервитута в интересах местного населения, так и частного сервитута в пользу собственника инженерных сетей. Такой подход, по нашему мнению, будет способствовать решению наболевшего вопроса эксплуатации инженерных сетей, расположенных на чужом земельном участке, предоставляя собственнику сетей право использовать различные механизмы: как обращение в уполномоченный орган за установлением публичного сервитута, так и право требовать установления частного сервитута от собственника земельного участка.

Читайте также:
Страховщики хотят отодвинуть прямое урегулирование ущерба по ОСАГО

Кто может требовать?

В пункте 5 Обзора приводится еще одна позиция, которая, на наш взгляд, позитивно скажется на формировании единообразной правоприменительной практики. Верховный суд подтвердил право собственника земельного участка, на котором расположен чужой линейный объект, требовать от собственника такого объекта установления частного сервитута.

В Обзоре приводится спор между собственником участка, на котором расположены опоры линии электропередачи, и собственником данного линейного объекта об установлении сервитута. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, указав, что по смыслу ст. 274 ГК РФ требовать установления сервитута вправе только собственник линейного объекта, а не собственник участка.

Суд кассационной инстанции определил, что объект возведен на участке после возникновения права собственности истца (вопросы наличия согласия собственника на строительство объекта на его участке и, следовательно, правомерности строительства в Обзоре не отражены), собственник линейного объекта фактически пользовался земельным участком, однако от установления порядка пользования и платы уклонялся.

С учетом изложенного суд округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что ст. 274 ГК РФ не ограничивает право собственника участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на земельный участок, с требованием об установлении сервитута. Суд также принял во внимание тот факт, что истцу уже было отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков.

Безусловно, в ситуации, когда собственником земельного участка исчерпаны иные способы защиты, в частности, ему отказано в освобождении участка от чужого объекта, а правообладатель линейного объекта уклоняется от решения вопросов о порядке пользования участком и установления платы, фактически единственным инструментом защиты интересов собственника земельного участка остается обращение с требованием об установлении возмездного сервитута. Справедливости ради стоит отметить, что схожая позиция высказывалась ранее Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 19.03.2013 № 15104/12.

Вместе с тем, по нашему мнению, данная позиция, изложенная в Обзоре применительно к случаям строительства линейного объекта после возникновения права частной собственности истца, должна толковаться шире.

Представляется, что собственник участка вправе требовать установления возмездного сервитута и в случае, когда земельный участок приобретен им с уже возведенными линейными объектами, однако отношения собственника линейного объекта с предыдущим собственником земельного участка по каким-либо причинам не были формализованы.

Логически связанная с проанализированным подходом Верховного суда позиция отражена в пункте 6 Обзора, в котором разъяснено, что, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник участка, для обеспечения использования которого был установлен сервитут.

Плата за сервитут

Учитывая количество споров, связанных с установлением платы за сервитут, Верховный cуд также выявил критерии определения судом размера платы за сервитут, а также порядок ее установления и изменения, а именно (п. 12, 13 Обзора):

1. Плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон и срока установления сервитута. В частности, отмечено, что размер платы за сервитут должен быть соразмерен материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя при этом ограничения и затраты, которые возникают у собственника земельного участка, обремененного сервитутом (например, расходы, связанные с необходимостью организации проезда через земельный участок, со сносом или с переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части земельного участка в надлежащем состоянии).

2. Такая плата может иметь форму как единовременного платежа, так и периодических платежей, при этом допускается установление комбинированной платы, состоящей из единовременной платы и периодических платежей.

3. Обязанность по представлению доказательств обоснованности предлагаемого размера платы за сервитут возлагается на истца, в том числе путем назначения экспертизы, при этом ответчик при несогласии с предложенным размером оплаты вправе представить суду доказательства в обоснование своих возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ч. 1 ст. 65 АПК РФ).

4. Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы, при этом каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (о ее увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника, обремененного сервитутом (например, в случае изменения интенсивности движения и грузоподъемности автотранспортных средств обладателя сервитута).

Читайте также:
Как прописаться человеку в квартире: регистрация собственников и других лиц??????

Важно отметить, что в п. 12 Обзора наконец сформулирована однозначная позиция о возможности установления безвозмездного сервитута: такой сервитут допустим при согласии собственника обременяемого объекта недвижимости на безвозмездное пользование.

Приведенная выше позиция примечательна прежде всего тем, что ранее в практике неоднократно высказывалась позиция о недопустимости установления судом бесплатных сервитутов, поскольку таковые не предусмотрены законом (3.

Определение условий

Помимо приведенных позиций, Верховный cуд в Обзоре также уточнил сложившиеся в практике подходы к разрешению дел, связанных с установлением сервитута и определением его условий, в частности:

1) недостижение согласия об установлении сервитута или о его условиях является достаточным основанием для обращения в суд, законодательством не предусматривается обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута, направление дополнительной претензии в случае недостижения сторонами соглашения не требуется (п. 1 Обзора);

2) установление сервитута возможно только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (п. 7 Обзора);

3) недопустимость установления сервитута если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (п. 8 Обзора);

4) обеспечение соблюдения баланса интересов сторон при выборе наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, условий установления сервитута (например, при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок) (п. 9 Обзора);

5) удовлетворяя требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается (сведения о земельных участках, вид, содержание, сферу действия сервитута, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных или иных работ, и др.) (п. 10 Обзора) (4.

Стоит отметить, что критерии допустимости установления сервитута и рекомендации в отношении выбора оптимального варианта его установления неоднократно отражались в судебных актах Президиума ВАС РФ, КС РФ и единообразно применяются в актуальной судебной практике (5.

С учетом вступившего в законную силу нового Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Верховный cуд также отметил, что в отсутствие в ЕГРН (до 1 января 2017 года – в ГКН) сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом (п. 11 Обзора).

Приведенные Верховным cудом позиции по спорам об установлении сервитута на земельный участок, обобщенные в едином Обзоре, внесли ясность во многие неоднозначные вопросы, существовавшие в практике разрешения судами данной категории дел.

1. Постановления АС ПО от 05.04.2016 по делу № А55-4542/2015, ФАС ВВО от 07.10.2013 по делу № А11-102/2013.

2. Постановление АС ПО от 21.03.2016 по делу № А57-1890/2015.

3. Постановления АС МО от 20.07.2016 по делу № А40-82890/2014, АС ЗСО от 26.08.2016 по делу № А70-10105/2015.

4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.10.2016 № 18-КГ16-113.

5. Постановления Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 № 16033/12, от 28.02.2012 № 11248/11, от 20.07.2010 № 2509/10; Определение КС РФ от 22.03.2012 № 510-О-О; постановления АС МО от 25.04.2017 по делу № А41-26749/14, АС СЗО от 28.10.2016 по делу № А21-1566/2015.

Когда прекращается действие земельного сервитута? Какие основания предусмотрены для процедуры прекращения ограниченного права пользования?

Под сервитутом принято понимать такое обременение земельного участка, когда используется либо весь участок, либо его часть, для обеспечения нормального функционирования других участков, чьё положение заметно хуже, но может быть улучшено. Однако, рано или поздно, такое использование должно прекратиться.

Прекращение сервитута — это процедура, которая должна освободить конкретный земельный участок от наложенного на него обременения.

О способах прекращения сервитута, рассмотрим в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Причины для возникновения

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Основания для его возникновения регулируются ст.274 ГК и ст.23 ЗК РФ.

Основанием для возникновения сервитута может быть подписание закона, нормативно-правого акта РФ либо решение органов местного самоуправления. Публичный сервитут всегда устанавливается с учетом общественных слушаний.

Читайте также:
Куда обращаться в связи с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости?

Сервитут может устанавливаться для проведения на земельном участке таких действий:

  • ремонта объектов транспортной инфраструктуры, коммунальных, инженерных, электрических сетей;
  • проведения дренажных работ;
  • установки межевых знаков;
  • проведения исследовательских и изыскательских работ;
  • прохода сельскохозяйственных животных;
  • забора водных ресурсов;
  • обеспечения прохода либо проезда через участок другим гражданам.

Более подробно о том, что является основанием возникновения сервитута, мы рассказывали в отдельной статье, а о порядке его установления вы можете прочитать здесь.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Сервитут, как право ограниченного пользования чужим имуществом регулируется нормами гражданского законодательства, так как именно эти нормы закона позволяют в полном объёме отразить суть обременений, накладываемых на чужие вещи и недвижимое имущество.

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях 274, 275 и 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Однако, так как сервитут подразумевает под собой право пользования, то для его регулирования заключается соответствующий договор. В момент прекращения действия такого договора прекращается и действие сервитута. Эта особенность договора рассматривается в Главе 29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Несмотря на то, что регулирование права сервитута достаточно подробно осуществляется в гражданском законодательстве, все, что касается права обременения чужих земельных участков, рассматривается в Земельном Кодексе Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта законодатель посвятил вопросам оснований возникновения и прекращения сервитута Главу 5.3, а также статью 48, уделив особое внимание тем основаниям, по которым может произойти прекращение установленного обременения.

ЗК РФ, Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основания для этого действия

Когда действие земельного сервитута прекращается — это очень часто означает, что наложенное обременение снимается, и собственник недвижимого имущества может пользоваться им в полном объёме. Осуществить такое действие может как инициатор установления обременения, так и владелец обременённого имущества. О правах и обязанностях обладателя сервитута читайте здесь, а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, мы рассказывали в другой статье.

Сервитут может быть прекращён на основаниях предусмотренных статьёй 274 Гражданского Кодекса. В ней указано, что в качестве оснований для отмены сервитута выделяется только две ситуации, которые могут способствовать принятию решения о снятии обременения:

  • в том случае, если на отмене сервитута настаивает собственник обременённого участка, так как в таком ограниченном его использовании отпала какая-либо необходимость (например, условия функционирования рядом расположенного участка стали лучше);
  • либо если из-за установленного обременения участок невозможно использовать в полной мере по его прямому назначению (например, дорога, проложенная по такому участку, не позволяет его владельцу заниматься сельским хозяйством в полной мере или строить дом, хотя надел приобретался именно для таких целей). Если вам интересно узнать, какой объект может быть обременен и существуют ли участки на которые нельзя наложить ограничение, то вы можете прочитать эту статью.

Специальным основанием прекращения сервитута, является желание лица, которое изначально высказывало требования установить такое обременение. В законодательстве это не указано.

Для такого прекращения земельного сервитута достаточно, чтобы инициатор установления обременения отказался от своих претензий по своему желанию и оформил такое решение соответствующим образом (если речь идёт о частном сервитуте, то путём расторжения договора, если о публичном, то через обращение в уполномоченные органы государственной власти для принятия на таком уровне решения об отмене установленного обременения).

Читайте также:
Как проверить готовность патента на работу: пошаговая инструкция

Как прекращается обременение?

Основаниями прекращения сервитута могут быть, как уже говорилось выше, желание инициатора установления обременения, либо требования владельца обременённого участка, либо причина невозможности его эксплуатации. Независимо от того, по какому из перечисленных оснований будет происходить его отмена, процедура будет схожей.

Порядок прекращения сервитута:

    На первом этапе происходит составление заявления об отмене сервитута. В тексте такого заявления необходимо указать данные обременённого участка, начиная от его адреса и заканчивая межевыми сведениями, которые будут необходимы для идентификации участка, а также информацию о том, по какой причине происходит прекращение сервитута земельного участка.

В том случае, если отмена происходит по инициативе лица, требовавшего в своё время установления сервитута, то можно обойтись без заявления – достаточно только составить дополнительное соглашение к договору сервитута, в котором будет указано, в какое время и на каких условиях сервитут прекращает своё действие.

Кроме заявления в такой орган необходимо будет представить также и документы, подтверждающие законность выдвигаемых требований (например, план эксплуатации обременённой части земельного участка, на котором видно невозможность использовать землю по его прямому назначению, либо документальные доказательства того, что использование обременённого участка более не требуется).

С момента подачи такого заявления в уполномоченные органы сотрудникам отводится десять дней на проверку правильности заполнения заявления и предоставленных документов, а также направление заявления на рассмотрение руководителю этого органа.

По общему правилу регистрации состояний земельных участков регистрация такого состояния должна произойти в срок не более десяти дней с момента получения подписанного соглашения или вынесенного Постановления руководителя уполномоченного органа.

Регистрация должна быть осуществлена в органах Росреестра, ответственных за внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Таким образом, земельный сервитут прекращается.

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

Если придётся обращаться в суд?

В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.

  1. Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
  2. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
  3. Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.

Рассмотрение дела в суде займёт около одного-двух месяцев в зависимости от того, сколько понадобится заседаний для изучения позиций сторон-участниц соглашения.

Если речь идёт о публичном сервитуте, то он также может быть отменён путём рассмотрения дела в суде. Однако, в этом случае, срок рассмотрения дела может увеличиться до трёх месяцев, но не может превышать этот срок.

Все подробности о видах и других особенностях установления сервитута на земельный участок мы предлагаем найти в этих статьях:

    и срок действия договора.
  • Как осуществляется государственная регистрация соглашения? — инструкция по установлению стоимости.
  • Все о предиальном сервитуте.

Заключение

Сервитут может быть прекращен как по инициативе лица, в чьих интересах он был установлен. Чаще всего в качестве инициатора прекращения сервитута выступает владелец обременённого земельного участка.

Отменить его можно в двух случаях – если в сервитуте отпала необходимость или если его дальнейшее использование может повлечь невозможность эксплуатации рассматриваемого земельного участка. Для отмены обременения достаточно подать соответствующее заявление и составить дополнительное соглашение о расторжении договора.

Читайте также:
Установление факта родственных отношений через суд: особенности подтверждения родства с умершим

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Процедура прекращения сервитута

Сервитут на земельный участок — это особая форма пользования землей, которая устанавливается для обеспечения нормальных условий жизни людей, в чьем владении или пользовании находятся такие земельные участки, чье положение значительно хуже соседнего участка, на который сервитут и устанавливается.

Говоря простым языком, сервитут — особая форма обременения одного участка в интересах владельцев других участков.

Как и любое такое право, сервитут может прекратить свое действие. Как это происходило в истории и как происходит сейчас?

Прекращение сервитута в истории вещного права

В истории вещного права прекращение сервитутов происходило, как правило, только в том случае, если в использовании обремененного земельного участка пропадала необходимость.

При этом в одностороннем порядке владелец обремененного участка не мог разорвать такое соглашение, так как его земельный надел находился в худших условиях, нежели тот надел, для удобства использования которого устанавливалось обременение.

подготовка документов

Отмена сервитутов в истории вещного права практически не регулировалась никакими нормативными актами, кроме заключённых в устной форме соглашений об установлении сервитута, а также существовавших обычаев вещного права.

Именно по этой причине нельзя говорить о том, что установление сервитута могло регулироваться какими-то еще способами, кроме как традиционных обычаев, действовавших, как правило, в интересах более крупных землевладельцев.

Так как сервитут, в основном, носил характер использования по своему усмотрению обремененного земельного участка, лишь выделенного в пользование другому лицу, но находящемуся в собственности более крупного землевладельца, говорить о действительном существовании такого права пользования можно только в очень редких случаях.

Законодательное регулирование порядка прекращения сервитута

Говоря о законодательном регулировании прекращения сервитута, необходимо учитывать, что такой процесс может быть осуществлен только в соответствии с двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексом Российской Федерации.

Именно эти нормативные акты содержат все исчерпывающие основания, по которым может быть произведено прекращение сервитута.

документы для установления сервитута

При этом, необходимо учитывать, что в рамках Земельного Кодекса содержатся лишь общие положения о том, как может быть произведена отмена такого обременения.
Гражданский Кодекс, подробно регулирующий всю процедуру, содержит перечень тех оснований, по которым может быть произведена отмена сервитута как в добровольном, так и в судебном порядке.

Процедура отмены сервитута, независимо от его характера установления – публичного и частного – зафиксирована в статье 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Именно эта статья позволяет подробно разобрать не только те основания, которые могут быть использованы для отмены сервитута, но также и весь тот порядок действий, который должен быть предпринят.

Еще одним важным нормативным актом, который может регулировать процесс отмены сервитута, будет считаться Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Использование этого документа считается необходимым в том случае, если отмена сервитута происходит через обращение в суд.

подготовка нормативного акта

В соответствии с требованиями, которые зафиксированы в этом нормативном акте, должно быть составлено исковое заявление, а также оформлены дополнительно прилагаемые в качестве доказательства документы, которые будут направлены в суд для полноценного разрешении конфликта.

Так как отмененный сервитут должен в обязательном порядке пройти государственную регистрацию, для того чтобы соответствующий административный акт вступил в свою силу, процедура такой регистрации будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом “О регистрации недвижимости”.

Если другие права пользования чужим имуществом могут осуществляться также с использованием регионального законодательства, то в отношении сервитута, независимо от того публичный он или частный, региональное законодательство использоваться не может.

Что такое прекращение сервитута на земельный участок

земельный кодекс РФ

Под прекращением сервитута следует понимать прекращение существующего обременения на земельный участок, которое существовало в целях обеспечения нормального функционирования соседних земельных участков.

В том случае, если речь идет о прекращении публичного сервитута, следует рассматривать этот процесс как отмену использования чужих земельных участков для тех или иных целей, направленных на улучшение качества жизни населения в рамках конкретно о административного образования или нескольких таких образований.

Отмена сервитута может происходить только в соответствии со статьей 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В рамках этой статьи дается полное определение того, что необходимо понимать под отменой сервитута, а также те основания, которые должны быть использованы для формирование решения.

Читайте также:
Коллективный договор обязателен или нет в 2022 году - для ООО, в бюджетной организации

Однако в Гражданском Кодексе не содержатся те основания, по которым происходит отмена публичного сервитута. По этой причине использовать следует и Земельный Кодекс, который содержит сведения о том, по каким основаниям может быть отменен именно публичный сервитут. Расшифровка таких оснований содержится в статье 48 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Когда наступает прекращение сервитута

Прекращение сервитута может быть осуществлено в том случае, если для этого возникли соответствующие основания.

При этом, инициатором такого прекращения может выступить как владелец обремененного участка, так и те лица, которые выступали инициаторами установления сервитута.

Порядок прекращения публичного и частного сервитутов между собой различаются количеством этапов, а также теми документами и основаниями, по которым такое прекращение может быть осуществлено.

установление личного сервитута

Частный сервитут может быть отменен по двум основаниям:

  • Отмена сервитута может произойти в том случае, если основания, по которому он был установлен, со временем перестали быть актуальны (если удалось без привлечения обремененного участка достигнуть тех целей, ради которых сервитут был установлен, и необходимости держать участок обремененным больше нет);
  • Отмена сервитута может быть также осуществлена в связи с тем, что использовать обремененный земельный участок по его прямому назначению невозможно. В том случае, если прекращения сервитута именно по этому основанию должно происходить, осуществить это можно в случае выявления неправомерного использования обремененного имущества.

К сожалению, Гражданский Кодекс Российской Федерации не содержит возможности прекращения сервитута по инициативе того лица, для кого он был установлен.

В этом случае если лицо, для чьих интересов сервитут был установлен, решило отказаться от такого обременения, совершить такой акт можно будет только через рассмотрение дела в суде по причине одностороннего отказа от заключенного соглашения.

проезд через земельный участок

Прекращение частного сервитута по согласованию сторон считается одним из самых удобных вариантов такого действия с юридической точки зрения. Это обусловлено тем, что необходимость доказывать свои права для обеих сторон будет минимальной, а результат расторгнутого соглашения подлежит простой регистрации.

В том случае, если заключить соглашение по обоюдному решению сторон невозможен, расторжение такого договора будет происходить в одностороннем порядке.

В этом случае сторона, выступающая инициатором расторжения договора об установлении сервитута, должна будет обратиться в суд для доказательств своих прав на полноценное использование своего участка.

При этом, не подлежат изменения те основания, по которым может быть расторгнуть договор сервитута – они остаются прежними и должны соответствовать требованиям гражданского законодательства.

Если речь идет об отмене публичного сервитута, то его отмена может быть осуществлена в одностороннем порядке, если такое решение принято на уровне государства.

Так как публичный сервитут представляет собой обременение, инициатором которого выступает государство, то и отменено оно может быть в одностороннем порядке.

предмет сервитута

Это единственное исключение, которые содержится в действующем законодательстве, в случае которого расторжение договора сервитута может произойти в одностороннем порядке. Однако, как частным, так и в публичном сервитуте, регистрация прекращения действия такого обременения обязательно должна быть произведена в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Независимо от того, какой именно сервитут отменяется, в случае несогласия какой-либо стороны с отменой такого обременением, он может быть отменен в принудительном порядке – через судебные заседания. Основание для прекращения сервитута в этом случае также не изменяются и определяются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

долги по квартире за коммунальные услуги узнать

Узнайте всю нужную вам информацию про аренду земельного участка с последующим выкупом у администрации.

Что вас ждет, если вы не оплатите долги по коммуналке, вы узнаете здесь.

Как грамотно рассчитать стоимость аренды земли для сельского хозяйства, вы можете узнать из нашей статьи.

Способы отмены сервитута

Как уже говорилось выше, сервитут может быть отменен по двум основаниям:

  • По обоюдному согласию;
  • Путём расторжения соглашения через суд.

установление платы за сервитут

Расторжение соглашения об установлении сервитута по обоюдному согласию происходит всего в три этапа:

  1. Установление всех обстоятельств, которые соответствуют возможности отмены действующего сервитута. Это могут сделать как обе стороны, так и та сторона, которая была заинтересована в таком действии.
  2. Подписание дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута обеими сторонами-участницами. Такое дополнительное соглашение будет считаться тем определяющим документом, на основании которого будет произведена регистрация отмены сервитута.
  3. Непосредственно регистрация отмены установленного обременения с получением соответствующего документа. Производится такая регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
Читайте также:
Аналитики: уменьшение срока владения жильем, после которого можно будет не платить НДФЛ, оживит рынок

Полученное по итогам такого процесса свидетельство может быть использовано, при необходимости, в качестве документа, доказывающего ничтожность претензий других лиц на действия по использованию сервитута.

земля на праве собственности

В случае с судебным рассмотрением весь процесс будет происходить несколько сложнее, так как в этом случае количество стадий значительно увеличится, а сам процесс будет состоять из следующих этапов:

  • Составление документа, доказывающего возможность прекращения сервитута.
  • Подготовка его ложится на плечи того лица, которое выступает инициатором отмены обременения.
  • Досудебное урегулирование всех существующих разногласий, инициатором которого должен выступать также инициатор отмены обременения.
  • Подача искового заявления в суд с предоставлением всех доказательств, которые смогут подтвердить возможность отмены сервитута.
  • Судебное рассмотрение дела, в ходе которого все предоставленные сведения должны быть тщательно изучены.
  • Заключение дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута на основании вынесенного решения либо использование решения суда для расторжения договора.
  • Регистрация отмены сервитута на основании заключенного соглашения или вынесенного решения суда.

Если в случае расторжения договора сервитута по обоюдному согласию никаких дополнительных документов готовить не нужно, то в случае судебной отмены такого обременения необходимо особое внимание уделить исковому заявлению.

Земельный Кодекс РФ

Его составление осуществляется в соответствии с требованиями Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, а сам текст документа должен состоять из трёх частей:

  1. Преамбулы, в которой содержится наименование того судебного органа, куда направляется заявление, данные об истце и ответчике, а также сведения о месте и лете составления этого заявления;
  2. Основной части, в которой описываются все обстоятельства, повлиявшие на установление сервитута, а также развитие ситуации, которое оказало влияние на возможность его отмены;
  3. Заключительной части, содержащей конкретные требования истца (в том числе, о возмещении материального и морального ущерба).

Отдельно оформляется список тех приложений, которые истец считает необходимым направить в суд.

земельный участок

Прекращение сервитута происходит в том случае, если в использовании такого обременения отпадает необходимость. Прекратить сервитут можно как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, но через судебное решение.

Прекращение сервитута может происходить по двум причинам: если в нем отпала необходимость или если его действие делает невозможным использование обремененного имущества. И в том, и в другом случае отмена сервитута должна быть зарегистрирована соответствующим образом.

«Пособие» по сервитутным спорам

Адвокаты отметили, что в Обзоре разъяснены наиболее актуальные проблемы сервитутного права и разрешены имеющиеся в практике судов противоречия.

В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с установлением сервитута на земельный участок, ВС РФ провел обобщение судебной практики и дал разъяснения.

В части, касающейся обращения в суд с иском об установлении сервитута, Верховный Суд указал, что действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашение о сервитуте или его условиях. При решении вопроса, какому суду – общей юрисдикции или арбитражному – надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений. Не может быть установлен сервитут для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции недвижимого имущества.

ВС РФ также пояснил, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. С требованием об установлении сервитута вправе обратиться и собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.

Согласно Обзору, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

В части, касающейся условий установления сервитута, ВС РФ разъяснил, что он может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием. При наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

Читайте также:
Как выглядит финская виза, нужно ли получать россиянам при поездке в страну? Правила, порядок и нюансы оформления

Как пояснил Верховный Суд, удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

ВС РФ обратил внимание судов на то, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом.

В части, касающейся установления платы за сервитут, ВС РФ указал, что она определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев положительно оценил принятый Обзор, отметив, что в нем разъяснены спорные аспекты, такие как подсудность споров об установлении сервитута, круг лиц, которые вправе обратиться в суд по данной категории споров, установление платы за сервитут и другие.

К ключевым положительным аспектам Обзора, по мнению Ильи Прокофьева, можно отнести относительное уравнивание прав собственников земельных участков, обремененных сервитутом, и собственников земельных участков, для обеспечения использования которых устанавливается сервитут, а также необходимость указания в решениях судов всех условий, на которых устанавливается сервитут. Пункт 11 Обзора разъясняет важное положение о том, что отсутствие в ЕГРП сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом. До настоящего момента позиция судов по этому вопросу была неоднозначной, подчеркнул эксперт.

В целом, добавил Илья Прокофьев, Обзор ВС РФ разъясняет наиболее актуальные проблемы сервитутного права и сложившиеся в практике судов противоречия. «В дальнейшем это должно положительно сказаться на судебной практике и, следовательно, сократить количество споров об установлении сервитутов, рассматриваемых в судах апелляционной и кассационной инстанций», – заключил эксперт.

Аналогичную точку зрения высказал партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. По его словам, Обзор с уверенностью можно назвать пособием по спорам об установлении сервитута на земельный участок. «Коллеги-юристы, в том числе судьи, которые ранее не имели опыта работы по данной категории дел, после изучения Обзора, вероятнее всего, получат необходимые знания как для подготовки правовой позиции по спору, так и для ее оценки в рамках рассматриваемого дела», – уверен эксперт.

Сервитут: что это, виды

В процессе хозяйственной деятельности нередко возникает необходимость использования недвижимого имущества других лиц, будь то доступ к вспомогательным помещениям здания, или возможность прохода/проезда. Для установления права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом и применяется сервитут. Разберемся, что представляет из себя сервитут и каких видов он бывает.

Сервитут, с одной стороны, относится к вещным правам лиц (право ограниченного пользования), не являющихся собственниками имущества (подп. 4 п. 1 ст. 217 ГК), с другой стороны, относится к разновидности ограничений (обременений) прав собственника недвижимого имущества.

Сервитут устанавливается в отношении недвижимого имущества. Наиболее распространенным является сервитут в отношении земельных участков (ст. 19 КоЗ). Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся как в частной собственности, так и в пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде (ч. 1 п. 13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).

Возникновение или прекращение сервитута подлежит обязательной государственной регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п. 3 ст. 268 ГК, подп. 2.10 п. 2 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимого имущества).

Читайте также:
Как оплатить налог на землю через Интернет: ФНС, госуслуги, Яндекс.Деньги, Сбербанк

По способу установления сервитута, его можно разделить на договорной и судебный.

В договорном (внесудебном) порядке сервитуты устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником недвижимого имущества. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута во внесудебном порядке, сервитут может быть установлен решением суда. В этом случае лицо, которое требует установление сервитута, должно обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (п. 3 ст. 268 ГК). При обращении в суд с исковым заявлением необходимо указать: какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого недвижимого имущества, границы сервитута, цели его установления.

При этом следует иметь в виду, что поскольку сервитут фактически является ограничением прав владельца недвижимого имущества, такой способ защиты права возможен только в случае, если иным способом невозможно обеспечить соблюдение прав лица, обратившегося в суд с иском об установлении сервитута. Так, при рассмотрении споров об установлении, прекращении земельных сервитутов судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещение убытков. Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске (ч. 3, 4 п. 13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).

Также следует учесть, что собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, может обратиться с требованием о прекращении сервитута, если отпали основания, по которым сервитут был установлен, либо если в результате обременения сервитутом недвижимое имущество не может использоваться в соответствии с назначением (ст. 270 ГК).

По времени действия сервитут может быть постоянным или временным (срочным).

При установлении сервитута следует указать его вид в соглашении или в просительной части искового заявления. Если сервитут является временным, следует указать срок его действия.

Вместе с тем если в устанавливающем сервитут документе (соглашении, договоре, судебном постановлении) не указан его вид, в силу ч. 2 ст. 45 КоЗ земельный сервитут считается постоянным. Следуя аналогии, такой же подход должен сохраняться и в отношении сервитута на иное недвижимое имущество.

По критерию возмездности сервитут может быть платным или бесплатным.

Собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование недвижимым имуществом (п. 4 ст. 268 ГК). Аналогичная норма содержится в КоЗ (ч. 3 ст. 19).

Размер такой платы определяется по соглашению сторон (в случае добровольного урегулирования вопроса) или решением суда. При этом, в случае судебного спора по установлению сервитута, у судов отсутствует четко установленный алгоритм по определению размера платы. В законодательстве и судебной практике есть только общее указание на то, что размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на недвижимое имущество, обременяемое сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 5 п. 13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).

Как правило, при определении судом размера платы за сервитут, учитывались следующие обстоятельства:

— расходы по земельному налогу (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 18.06.2019 (дело N 202-8/2018/331А/674К));

— арендная плата за пользование этой частью недвижимого имущества (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 14.03.2017 (дело N 227-12/2016/247К)).

Суды отмечают, что затраты на ремонт, содержание недвижимого имущества, обремененного сервитутом, имеют непостоянный характер, поэтому не могут быть учтены при расчете фиксированной платы за сервитут. Они могут распределяться между собственником недвижимого имущества и лицом, в интересах которого установлен сервитут, на основании отдельной договоренности.

Сервитут является обезличенным институтом, который в первую очередь устанавливает права и обязанности в отношении объекта недвижимого имущества, а не в отношении конкретного собственника такого имущества. Таким образом, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе земельный сервитут, сохраняются и при переходе права на это имущество к другому лицу (п. 1 ст. 269 ГК, ст. 58 КоЗ).

При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (п. 2 ст. 269 ГК).

Читайте также:
Возражение о взыскании и уменьшении алиментов - образец искового заявления, отмена судебного приказа

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Прекращение сервитута: что это такое, описание и особенности

ЗК РФ Статья 48. Основания прекращения сервитута

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 48 ЗК РФ

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: