Открытый запрос предложений по 223-ФЗ: порядок и сроки проведения закупочной процедуры

Запрос цен по 44-ФЗ и 223-ФЗ в ЕИС: что это за процедура и стоит ли в ней участвовать в 2022 году?

На одном из этапов организации торгов заказчики в обязательном порядке определяют и обосновывают начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Делают они это на основании коммерческих предложений, полученных минимум от трех поставщиков, и используя метод сопоставимых рыночных цен (ст. 22 44-ФЗ). А для этого заказчики должны сформировать запросы и направить их исполнителям, руководствуясь Рекомендациями, которые дает Минэкономразвития в своем Приказе № 567.

Запрос цен, что это такое?

Запросом цен называют конкретную закупочную процедуру, которая проводится в соответствии с 223-ФЗ, на основании данной процедуры заказчик может выкладывать на сайте ЕИС, созданное информационное приглашение. Данное приглашение содержит в себе приглашение на участие, благодаря которому происходит определение необходимого поставщика. Эти действия выполняются для дальнейшего обеспечения приобретения требуемых ТРУ. Существуют и другие названия этого способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или просто запрос котировок.

Заказчик размещает информацию о заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.

Запрос цен проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Он может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.

Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.

Правила проведения закрепляются в положении заказчика. Процедура проводится в случаях:

  • если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
  • если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
  • если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.

Какие нормативные правовые акты регулируют данный вопрос?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как определяется победитель?

Чаще всего победителем в запросе цен признают, предложившее наиболее низкую цену договора.

Окончательный порядок определения победителя устанавливается только положением о закупках заказчика.

Какой срок необдходимо установить для подачи заявок на запрос цен?

Срок подачи заявок устанавливается только положением о закупках заказчика, это никак не регулируется законодательством.

Отличие запроса цен от аукциона при предложении цены договора, в чем отличие?

В отличие от аукциона в запросе цен ценовое предложение участником подается один раз в составе заявки и не может быть изменено.

Зачем проводится запрос коммерческих предложений?

Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.

Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:

  1. Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
  2. к закупке привлекаются надежные поставщики;
  3. запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.

В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Неслучайно метод сопоставимых рыночных цен расположен в самом верху данного списка: он является самым часто используемым среди заказчиков и означает, что в процессе определения цены будет проводиться анализ рынка поставляемых товаров или услуг.

При определении и обосновании НМЦК заказчики должны руководствоваться Рекомендациями № 567, которые разработало Минэкономразвития, для того чтобы придать процедуре единый и стандартный для всех закупающих организаций вид. На основе этих рекомендаций формируется база необходимых сведений.

Ориентируясь на алгоритм действий, который предлагает ведомство заказчикам, необходимо запрашивать не менее 5-ти коммерческих предложений. При этом, если от поставщиков поступит больше, чем 3 ответа, то при дальнейших расчетах во внимание будут браться наименьшие ценовые показатели товаров или услуг.

Заказчики запрашивают коммерческие предложения, а поставщики эти предложения им направляют, в результате чего формируется документ, который подтверждает стоимость товаров или услуг, которые являются объектом торгов. Проще говоря, мы понимаем, что организатор взял цены не «с потолка», а опирался на реальную стоимость продукции, которая существует на рынке и актуальна на срок проведения закупки. При этом товары и услуги должны соответствовать указанным характеристикам.

Поставщики должны понимать, что получая от заказчика запрос на подачу информации о цене продукции, они не обязаны будут принимать участие в торгах и заключать договор. Участвовать в мероприятии они могут на свое усмотрение.

Чтобы получить бесплатную консультацию по подготовке тендерной документации — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Этапы проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)

Итак, мы выяснили, что для получения информации о цене объекта закупки, заказчики должны сформировать соответствующий запрос и направить его организациям, которые занимаются поставкой необходимых товаров или оказанием услуг.

Несмотря на то, что достаточным окажется всего 3 ответа от поставщиков, заказчикам лучше разослать более 5-ти запросов, так как кто-то может не ответить на полученное письмо (ведь никто не обязывает поставшика отвечать на такой запрос, и его молчание никак не будет преследоваться законом).

Как заказчик выбирает поставщиков, которым будет направлять запрос на подачу ценовой информации? Все очень просто, инструкция дается в пункте 3.7 Приказа № 567, именно ее должна придерживаться закупающая сторона:

  1. Запросы направляются тем организациям, которые за предыдущие 3 года имели опыт аналогичных поставок (это может быть поставщик, с которым ранее уже работал заказчик, и заслужил его доверие).
  2. Сведения о такой организации не должны быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Заказчики могут следовать такому алгоритму, когда будут формировать и отправлять коммерческие запросы исполнителям:

  1. Подготовить описание объекта закупки. Это необходимо сделать настолько подробно, насколько это возможно, чтобы поставщик смог ответить корректно, и у него не возникало дополнительных вопросов. В письме нужно указывать качественные и количественные параметры закупки, условия поставки (сроки, адреса отгрузки и т.д.), потому что от них будет зависеть конечная цена контракта.
  2. Обозначить круг потенциальных исполнителей для закупки товаров или услуг. При поиске возможных исполнителей можно обратиться к открытым базам данных и каталогам, а также реестрам контрактов в Единой информационной системе (ЕИС).
  3. Сформировать официальный запрос на предоставление информации о цене контракта.
  4. Направить утвержденным адресатам запрос по email или выбрать любой другой удобный вариант.
  5. Получить ответы и проанализировать их.
  6. Рассчитать НМЦ контракта.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Тобольске - адрес, телефон, режим работы отделения

Согласно 44-ФЗ заказчики могут запрашивать ценовую информацию путем размещения такого запроса в ЕИС:

Перейдите по ссылке на сайт zakupki.gov.ru и посмотрите, как все это выглядит на практике.

Данная мера облегчает работу заказчикам, так как в некоторых случаях отпадает необходимость «вручную» искать таких исполнителей. При этом в извещении о закупке нужно обязательно отразить дату, которая будет финальной при поставке товаров или оказании услуг.

В целях сбора необходимых сведений заказчик может воспользоваться не каким-то одним, а сразу двумя названными способами: одновременно разослать коммерческие письма поставщикам и опубликовать запрос на информирование о цене в Единой системе. Законодательство не запрещает комбинировать эти варианты.

Если же после формирования запроса и рассылки писем по электронной почте или размещения в ЕИС необходимые сведения не были получены, то осуществить анализ предложений можно на основании уже отработанных контрактов, объектом которых были подобные товары или услуги. Такую информацию можно взять из Реестра контрактов в ЕИС.

При определении НМЦ контракта заказчики не могут брать во внимание сведения, полученные от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют необходимым условиям.

Требования к запросу коммерческого предложения

В пункте 3.10 Приказа № 567 описаны требования, которым должны соответствовать запросы на получение коммерческих писем. В данном документе должны быть отражены следующие пункты:

  1. Описание объекта торгов, объемы предполагаемой к закупке продукции, единица измерения (либо весь спектр необходимых услуг и работ).
  2. Информация, которая служит для определения идентичности товаров и услуг, которые предлагают потенциальные исполнители.
  3. Ключевые положения будущих контрактных обязательств, которые будут включены в госконтракт, время и адрес отгрузки продукции, сумма обеспечительных мер, порядок денежного перевода.
  4. Крайний срок, за который нужно успеть подать коммерческое предложение.
  5. Наименование и реквизиты организации заказчика.
  6. Номер запроса, согласно внутреннему учету документации.
  7. Дата направления запроса.
  8. Наименование и реквизиты организации поставщика.

Вместе с запросом дополнительно должно идти уведомление о том, что коммерческое предложение не накладывает на исполнителя обязательства по заключению контракта. Также необходимо указать, что сведения, предоставленные поставщиком, должны позволить однозначно определить предложенные товары и услуги, а также период действия данного предложения о цене.

Запрос о ценовом информировании должен подписать руководитель организации или уполномоченный сотрудник (например, главный инженер). Чаще всего документ оформляется на фирменном бланке компании.

При размещении в ЕИС документ подписывается электронной подписью. Пример ценового запроса можете посмотреть по ссылке.

При направлении письма через email желательно дополнительно созвониться с поставщиком и поставить его в известность об отправке документа, так как файл может попасть в папку «Спам» и попросту затеряется, или же на сайте могут быть размещены неактуальные контакты.

Также в письме можно использовать дополнительные формулировки, которые бы стимулировали поставщика на предоставление нужной коммерческой информации.

Чтобы получить бесплатную консультацию по подготовке тендерной документации — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Требования к ответу на запрос

Поставщик готовит коммерческое предложение на своем фирменном бланке и подает в утвержденное время. В данный документ должны быть включены следующие пункты:

  1. Наименование и реквизиты организации(ИНН, КПП, наименование, фактический и юридический адрес, контакты для обратной связи и т.д.).
  2. Стоимость запрашиваемых товаров или услуг, которая соответствует реальной цене на рынке.
  3. Информация о том, что все затраты на доставку, отгрузку и др. были включены в стоимость приобретаемых товаров.
  4. Время действия подаваемого коммерческого предложения.
  5. Дата отправки коммерческого предложенияи его исходящий номер.

Документ заверяется подписью руководителя и ставится официальная печать, если поставщик работает с печатью.

Заказчики неохотно рассматривают коммерческие предложения без официальной печати, так как в рекомендациях Минэкономразвития это условие прописано.

Поставщика не могут на основании подачи коммерческого предложения обязать к заключению контракта, но дополнительно он может прописать в тексте документа формулировку, что данное коммерческое предложение не является публичной офертой, эта мера еще больше его подстрахует от неприятных ситуаций.

Ввиду того, что цены на рынке постоянно меняются, коммерческое предложение должно иметь ограниченный период действия. Рост цен связан с повышением стоимости расходных материалов, ГСМ, запчастей и т.д., поэтому поставщикам приходится самим повышать цены на продукцию, такова ценовая политика. Поставщик на свое усмотрение может указывать суммы в отношении поставляемых товаров или услуг. Чаще всего в содержании коммерческого предложения пишется дата, до которой названные цифры будут являться актуальными.

Если в коммерческом предложении будет отсутствовать временной период, то документ будет считаться бессрочным. Но в пункте 3.14 Рекомендаций Минэкономразвития № 567 говорится, что основываться необходимо на тех письмах, которые были получены не позднее, чем за 6 месяцев до осуществления анализа рынка. Поэтому при организации торгов нужно запрашивать от поставщиков только реальные на ближайшее время цены.

Однако существуют исключения, когда заказчики вправе руководствоваться старой информацией из коммерческих писем. При этом более современные цены на продукцию и услуги пересчитываются с учетом поправочного коэффициента (методика таких исчислений описана в п.3.18 Рекомендаций).

В большинстве случаев информационное письмо подается через указанный заказчиком email, но он может указать и другой удобный для себя способ получения коммерческих предложений.

Образец ответа на запрос коммерческого предложения можете посмотреть, перейдя по ссылке.

В Методических рекомендациях говорится, что заказчики должны обеспечить хранение полученных сведений наравне с остальной документацией, касающейся закупочного мероприятия. Это могут быть не только оригиналы коммерческих предложений, но и скриншоты экрана, на которых видны тексты писем и даты их отправки.

Читайте также:
Можно ли в детском саду устраивать рыбный день? Пособия, льготы, субсидии в 2022 году - консультации экспертов

Заключение

Итак, запрос ценового информирования о продукции или услугах осуществляется для того, чтобы можно было корректно проанализировать рынок и правильно определить и обосновать НМЦК, используя метод сопоставимых цен на рынке.

Этапы подготовки и направления запроса изложены в Рекомендациях Минэкономразвития № 567, которыми должны пользоваться закупающие организации. Расчет НМЦК производится на основании требований, указанных в ст.22 44-ФЗ.

Заказчик вправе самостоятельно искать поставщиков для получения необходимых сведений (что называется «в ручном режиме») или разместить запрос цен на официальном Портале закупок (ЕИС).

Направляя коммерческое предложение, исполнитель всего лишь информирует заказчика, отвечает на его вопрос, что не обязывает его заключать данный контракт. Безусловно, он может принять участие в закупке, но по собственному желанию, если она ему интересна.

Поставщики могут и не отвечать на полученный запрос, никакие штрафы за это законодательством не предусмотрены. Но нужно понимать, что участвуя в запросе цен, исполнители тем самым повышают статус своей компании, заявляют о себе противоположной стороне, вызывают доверие и подтверждают собственную надежность. Заказчики будут относиться к таким поставщикам более лояльно, а в некоторых случаях, возможно, отдадут предпочтение кому-то из таких компаний, когда нужно будет заключить контракт с единственным поставщиком по ст.93 44-ФЗ.

Кроме этого, участвуя в таком запросе, поставщик способен влиять на стартовую цену закупки.

Состав заявки по 223-ФЗ

Заявка по 223-ФЗ представляет собой извещение на участие от поставщика в ответ на техническое задание заказчика. Она подается на конкурс, электронный аукцион, запрос предложения и котировки. В каждом случае законом прописаны разные требования к ее составлению.

Чтобы правильно подготовить первую часть заявки по 223-ФЗ, необходимо выполнить следующие действия:

  • зарегистрироваться в реестре ЕРУЗ на портале ЕИС;
  • изучить документацию и требования госкомпании. При необходимости запросить дополнительные сведения.
  • собрать документы согласно списку;
  • разместить информацию о ТРУ (товарах, работах, услугах);
  • определить стоимость договора и порог приемлемого снижения цены;
  • известить о наличие банковской гарантии, если она предусмотрена, перечислить финансовое обеспечение.

Что содержит первая часть заявки по 223-ФЗ

Размещаемая информация зависит от вида предложения ТРУ, т. е. от объекта закупки. К товарам предъявляют одни требования, а к услугам и работам — другие.

Объект ― товар

Первая часть заявления по закону 223 содержит согласие претендента на условия поставки в соответствии с требованиями заказчика. Предлагает товар, соответствующий характеристикам с перечислением:

  • товарного знака и фирменного названия;
  • номера патента;
  • страны производства и иных данных исходя из типа товара.

Согласно закону, поставщиком может быть размещен аналог, если он полностью соответствует техническим характеристикам. Эти данные необходимо подтвердить документально. Также прикладывают фотографии объекта будущей поставки, проектный эскиз, опытный образец или иные изображения.

Объект ― работы и услуги

Если предметом будущего договора выступает работа или услуга, поставщику достаточно известить о своем согласии с условиями. Однако, если выполнение обязательств требует проведения закупок товаров, в документе указывают товарный знак (если это разрешено), параметры, технические характеристики.

Чего нельзя требовать в первой части

Заказчик не имеет права требовать указания иных сведений, чем те, что указаны выше. Это приведет к штрафу: должностному лицу придется заплатить 3 000 рублей в соответствии с частью 4.2 статьи 3.70 КоАП. Также нельзя требовать от участников заполнения технического задания по установленной им форме. Образец можно предоставить, но только в качестве рекомендации.

В свою очередь, поставщик не должен потакать действиям заказчика. Он не обязан исполнять необоснованные требования, указывая информацию, не предусмотренную законом.

Первая заявка: организация проверки заказчиком

С даты прекращения приема предложений у заказчика есть 7 дней на их рассмотрение. Назначенная для этих целей комиссия первоначально изучает их на соответствие требованиям. На этом этапе могут отклонить некоторых претендентов по следующим причинам:

  • предоставление неполных сведений в первой части заявки по 223-ФЗ;
  • несоответствие требованиям, прописанным в документации;
  • предоставление недостоверной или ошибочной информации.
  • Отклонить предложение по этой причине заказчик может на любом этапе, как только это будет обнаружено.

Других причин для отклонения быть не может. Если заказчик решит удалить участника по иным обстоятельствам, ему грозит штраф. Частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрено наказание должностного лица на сумму от 5 000 до 30 000 рублей.

Что содержит вторая часть заявки по 223-ФЗ

Если электронный аукцион предусматривает заявку из двух частей, то в первой части заявки указывают техническое предложение: качественные технические характеристики по тому ТРУ, которые исполнитель предлагает к поставке, выполнению или оказанию. При этом в первой части не указывают сведения о компании-поставщике.

Информация о поставщике раскрывается во второй части: реквизиты, ФИО индивидуального предпринимателя, если в торгах участвует ИП, ИНН, паспортные данные. Эта и другая информация часто заполняется на основании профиля организации на ЭТП.

Также во второй части заявки могут быть приложены дополнительные разрешительные документы: лицензия, свидетельство, допуск — это зависит от тематики электронного аукциона.

Прежде чем заполнять вторую часть заявки, нужно подождать, пока рассмотрят первую часть, и получить уведомление о допуске к участию или об отказе. Уведомление размещают в личном кабинете участника на электронной площадке, а также отправляют на электронную почту.

После торгов заказчик рассматривает документы из второй части заявки и определяет, соответствует ли участник закупки требованиям. На этом этапе участник может быть отстранен, поэтому нужно внимательно изучать требования по документации и вовремя обновлять документы, например, такие как решение о назначении руководителя или решение о продлении срока полномочий руководителя организации.

Сроки подачи заявлений

Период проведения приема ответов на техзадания по 223-ФЗ прописан в законе:

Способ поиска поставщика Минимальный срок приема Основание: статья 223-ФЗ
Конкурс 15 дней ч. 7 ст. 3.2
Аукцион 15 дней ч. 19 ст. 3.2
Запрос котировок 5 дней ч. 21 ст. 3.2
Запрос предложений 7 дней ч. 23 ст. 3.2

Период может быть больше установленного законом.

Читайте также:
Как сделать перепланировку в ипотечной квартире и разрешит ли банк в 2022 году

Если заказчик вносит изменения (дополнения), срок действия увеличивается наполовину. Например, при конкурсе в 15 дней, участвовать можно будет еще дополнительные 8 дней.

Для представителей малого и среднего бизнеса сроки другие:

Процедура по 223-ФЗ Сроки подачи
Конкурс и аукцион 7 дней при стартовой цене до 30 млн руб.
15 дней, если цена больше 30 млн руб.
Запрос котировок 4 дня
Запрос предложений 5 дней

В прошлом году произошло размещение новых требований. Принятый в декабре 2020 года Федеральный закон № 452 изменил условия закона 223 при заказе у СМСП. С 1 апреля 2021 года проведение запроса предложений проходит по правилам электронного конкурса. Упразднены квалификационный отбор и подача окончательного предложения.

Что такое протокол и когда он составляется

Протокол — это документальное оформление решения комиссии после изучения первых предложений по 223-ФЗ. Он составляется в тот день, когда все предложения были разобраны. Подлежит обязательной публикации в ЕИС и на электронной торг. площадке.

Протокол включает в себя следующие сведения:

  • порядковый номер для каждого заявления;
  • решение о допуске претендента к участию;
  • отказ с указанием причины.

В протоколе указывается действие каждого члена комиссии — принятое решение в отношении каждого претендента. Если в итоге осталось одно предложение либо прошедших этот этап участников нет вовсе, аукцион считается несостоявшимся. Данные об этом также должны быть отражены в протоколе.

Как упростить работу с электронными торговыми площадками

Правильное составленное предложение по 223-ФЗ гарантирует удачное прохождение отбора и шанс получить выгодный контракт, если оно будет принято. При этом все действия, что потребуются от претендента, — это предварительное приобретение ЭЦП для торгов, регистрация на электронной площадке и в реестре ЕРУЗ.

Для работы можно использовать сервисы Астрал.Поставщик и Астрал.Тендер. Они позволят подобрать выгодные предложения заказчиков, составить и разместить заявление на участие даже при нулевом уровне знаний. Подходят для работы юридическим лицам, предпринимателям и самозанятым.

Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ

В соответствии с действующей редакцией ФЗ № 223[1] договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе (далее-ЕИС) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки (ч.15, ст.3.2. ФЗ № 223).

Иными словами, для того чтобы заключить договор по итогам закупочной процедуры заказчик должен соблюдать установленный законодателем срок и выждать как минимум 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола. Такой временной мораторий на руку поставщикам (подрядчикам, исполнителям): если их права и законные интересы необоснованно ограничены, в течение 10 дней они смогут обжаловать действия (бездействия) заказчика в антимонопольном органе [2].

Заказчикам, в свою очередь, необходимо заранее планировать свою производственную деятельность, поскольку подписать договор на следующий день уже не получится, как это было возможно ранее (если данное право было отражено в Положении о закупках). До изменений, предусмотренных ФЗ № 505 [3] , Закон о закупках не содержал конкретных норм о сроке заключения договора, поэтому зачастую 10-дневный срок не выдерживался: организаторы процедур стремились быстрее получить необходимые товары, работы и услуги. Однако в случае подачи жалобы нередко органы УФАС не выдавали предписаний заказчикам, поскольку к моменту вынесения решения договор уже успешно исполнялся победителем закупки.

Возможность изменения исходных данных договора

Зачастую нельзя предугадать конкретное количество товара при планировании той или иной процедуры, поэтому законодатель сохранил за заказчиком право корректировать исходные данные договора. Такая возможность отражена в ч.5 ст. 4 Закона о закупках, а именно: если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. В ФЗ №223 ничего не говорится об объеме таких изменений, однако заказчикам не следует злоупотреблять своим правом и «штамповать» бесконечные дополнительные соглашения с определенным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В случае проверки антимонопольным органом закупочной деятельности обязательно встанет вопрос о целесообразности таких соглашений и возможности провести дополнительную конкурентную процедуру. Во всяком случае, заказчикам нужно прописать в Положении о закупках тот разумный предел, который он может себе позволить при внесении изменений в первоначальные данные договора.

Иногда заказчики, объясняя срочность и необходимость товара, заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору на поставку схожего товара, ссылаясь на собственное Положение о закупках и производственную необходимость. Однако антимонопольная служба на этот счет имеет свое мнение.

( [1] Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18.07.2011 № 223-ФЗ

[2] Согласно ст. 18.1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения. За исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 135.

[3] Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 31.12.2017 № 505-ФЗ )

Пример из практики

В УФАС России поступила информация из УФСБ РФ о нарушениях в деятельности заказчика антимонопольного законодательства при проведении закупочных процедур. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик без проведения конкурентных процедур заключил дополнительное соглашение к ранее подписанному договору поставки дизельного топлива (зимнее) о приобретении у того же контрагента дизельного топлива (летнее). Организатор процедуры пояснил, что закупка данного вида топлива разрешалась по Положению, учитывая, что его срочное приобретение обусловлено погодными условиями, а также тем, что дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее являются однородными товарами, входящими в одну подгруппу «19.20.21.300 Топливо дизельное» согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности . Также заказчик пояснил, что закупка иного вида топлива у одного и того же поставщика обусловлено наименьшей стоимостью товара, согласно коммерческим предложениям. Приобретение дизельного топлива (летнего), оформленное дополнительным соглашением, по мнению УФАС является нарушением норм действующего законодательства. В своем решении антимонопольный орган указал, что данное дополнительное соглашение, образует иную сделку, и должна оформляться самостоятельным договором, с проведением торгов и иных конкурсных процедур, предусмотренных Законом о закупках (Решение УФАС по Пензенской области по делу № 3-09/51-2018 от 27.11.2018).

Читайте также:
Пенсионный фонд в Вяземском - адрес, телефон, режим работы отделения

Форма договора: электронная или бумажная?

По итогам закупочных процедур, предусмотренных ФЗ № 223, а также Положением о закупках заказчик может заключить договор и электронной форме, и в бумажной. Как правило, если процедура проходила на ЭТП, то соглашение между сторонами подписывается с помощью ЭП . Однако функционал площадок может предусмотреть в таком случае и бумажную форму договора. Как показывает практика большая часть заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перешла на электронный документооборот и лишь в редких случаях вспоминают о бумажных документах.

Плюсы заключения договоров в электронной форме на ЭТП:

-возможность быстрого заключения договора в случае отсутствия подписанта на рабочем месте;

– отсутствие бумажной волокиты;

– сокращение времени движения документов (особенно, когда контрагент находится в другом регионе);

-сокращение финансовых затрат на делопроизводство и документооборот и др.

При заключении договоров нередко возникают различные казусы, мешающие довести закупочную процедуру до логического завершения- заключения договора и получения в дальнейшем необходимой продукции . Нельзя однозначно сказать, кто виноват в таких ситуациях, поскольку каждый случай индивидуален и промахи бывают как у заказчиков, так и у поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Рассмотрим несколько примеров из практики

Заключение договора ранее установленного срока

В антимонопольный орган обратился участник закупки с жалобой на заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений. По мнению инициатора обращения, организатор торгов неправомерно отклонил его заявку и заключил договор с другим участником. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что предложение заявителя соответствовало установленным требованиям документации о закупке и техническому заданию. По результатам закупки 06.05.2019 был заключен договор, который антимонопольный орган признал ничтожным. В соответствии с ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках. Согласно данным ЕИС протокол от 17.04.2019 опубликован заказчиком 23.04.2019.Таким образом, с учетом положений ст.193 ГК РФ, согласно которым, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, Заказчик вправе заключить договор не ранее 07.05.2019. В своем решении комиссия УФАС России указала, что названный договор заключен организатором закупки с нарушением требований ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, то есть до истечения срока на обжалование процедуры (Решение по делу № 077/07/00-761/20 Московского УФАС от 16.05.2019).

Вывод: прежде чем заключать договор с победителем, необходимо удостовериться, что истек 10-дневный срок, предусмотренный для обжалования результатов закупочной процедуры.

Отсутствие необходимого товара на складе поставщика

В УФАС России обратился заказчик с требованием о включении в РНП сведений о победителе аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки своевременно не подписал проект договора, направленный организатором торгов через ЭТП. Как пояснил данный участник аукциона, на момент заключения договора у него отсутствовало дизельное топливо на складе, что послужило причиной уклонения от заключения договора. Комиссия УФАС поддержала доводы заказчика, приняв решение о включении данных о победителе аукциона в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ФЗ № 223 (Заключение УФАС по Краснодарскому краю № 023/07/5-2941/2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков от 09.12.2019 г.)

Вывод: принимая участие в закупке участник должен оценить свои возможности и максимально предугадать риски, связанные с поставкой и наличием продукции к моменту заключения договора. В противном случае недобросовестным контрагентам грозит двухлетнее ограничение на участие в закупках и запись в «черном списке» РНП.

Предоставление победителем банковской гарантии, не отвечающей требованиям организатора закупки

В антимонопольную службу обратился заказчик с заявлением о включении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения договора на поставку компьютерной техники. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в установленный срок победитель торгов подписал на ЭТП проект договора и направил его заказчику с приложением проекта банковской гарантии без подписи и печати гаранта. Кроме того, представленный документ не содержал обязательные условия банковской гарантии, указанные в извещении о закупке. Победитель закупки направил в антимонопольный орган переписку с банком, которая свидетельствовала о совершении необходимых действий для своевременного получения и представления в установленный срок банковской гарантии. В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях победителя нет признаков недобросовестности, поскольку непредставление таким участником документа обеспечения исполнения договора в установленный срок было обусловлено объективными причинами, зависящими от третьих лиц (Заключение по делу № РНП/223-08/19 о включении в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тюменской области от 13.11.2019 г.).

Вывод: несмотря на то, что победитель закупки готов исполнять условия договора, на стадии его заключения могут возникнуть проблемы, не зависящие от контрагента. Процедура согласования банковской гарантии порой затягивается, и участник, выигравший в закупке, оказывается заложником ситуации, ожидая ответа от гаранта.

Читайте также:
Правила уплаты транспортного налога для инвалидов в 2022 году
Заключение договора с учетом протокола разногласий

В антимонопольную службу обратился организатор торгов с заявлением о включении сведений о победителе запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению энергетического обследования предприятия с составлением энергетического паспорта в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению заказчика, названный участник процедуры уклонился от заключения с ним договора. Рассматривая материалы дела, комиссия УФАС России установила, что после подведения итогов закупки между организатором процедуры и победителем велась переписка о корректировке проекта договора посредством направления заказчику протокола разногласий . Подписав со своей стороны данный документ, победитель закупки посчитал, что выполнил все необходимые условия для заключения договора. В своем решении антимонопольный орган отметил, что у названного участника торгов отсутствовало намерение уклониться от подписания договора на проведение работ по энергетическому обследованию промышленного объекта (Заключение № РНП 05-01/2019 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тульской области от 29.01.2019 )

Вывод: при заключении договора стороны могут исправлять его исходную редакцию, однако всегда необходимо следить за процессом корректировки данного документа, иначе можно неверно понять сторону по договору.

Неправильное определение начала отсчета 10-дневного срока

В адрес УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса ценовых предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мнению участника процедуры, организатор закупки нарушил срок моратория заключения договора. При рассмотрении материалов дела, комиссия УФАС установила, что согласно закупочной документации срок заключения договора не ранее 10 дней с момента подведения итогов и не позднее 20 дней с момента подведения итогов. Однако в соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. По мнению УФАС России дата размещения протокола и дата подведения итогов могут не совпасть и в итоге произойдет сокращение сроков моратория на заключение договора. В своем решении антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, а заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ №223 (Решение по делу № 077/07/00-14934/2019 Московского УФАС).

Вывод: для того, чтобы верно определить момент, с которого необходимого выждать как минимум 10 дней для подписания договора, следует внимательно изучить положения ФЗ № 223 и Положение о закупках заказчика. На первый взгляд схожие формулировки документации и Закона о закупках могут значительно расходиться на практике, что может привести к сокращению сроков для подписания договора. (В данном случае, есть срок для направления заказчиком проекта договора через ЭТП участнику (срок устанавливается в положении о закупках(ПоЗ)), далее участник подписывает проект договора, и договор уходит на подпись заказчику. Автоматически после истечения 10 дней, если не было протокола разногласий (либо стадии преддоговорных переговоров, которые также должны быть урегулированы в ПоЗ) карточка договора уходит в заключенные.)

Ликвидация организации заказчика как причина неподписания им договора

В УФАС России поступили жалобы участника закупки на действия заказчика при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по ремонту помещений. Обращения заявителя мотивированы незаключением заказчиком с ним договора по результатам проведения закупки, что предопределило состояние правовой неопределенности подателя жалобы. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик не отрицает допущенные нарушения, произошедшие в связи с ликвидацией их организации и последующему присоединению к другому предприятию. Вышеуказанное обстоятельство повлекло допущение технических ошибок со стороны организатора торгов и увеличение сроков заключения договоров. Согласно закупочной документации установлен срок заключения договора не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней после официального размещения протокола, в котором отражены итоги закупки. При этом на дату рассмотрения жалоб, договоры с заявителем так и не были заключены и сроки их подписания неизвестны. В своем решении антимонопольная служба признала действия заказчика неправомерными, не соответствующими п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках. (Решение по делу № 1-00-536/77-19 Московского УФАС от 11.03.2019 г)

Вывод : изменение своего правового статуса не является причиной, по которой заказчик может уклониться от заключения договора. В таких случаях следует заранее позаботиться о технических возможностях своего функционала, либо закупить необходимые товары до начала присоединения к другому предприятию.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в связи с нововведениями ФЗ № 223 относительно сроков заключения договора, у заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) появился временной интервал, который должен соблюдаться при заключении договора. Однако помимо данного требования у участников закупочного процесса нередко на практике возникают различные сложности при подписании договора, над которыми следует работать и организаторам процедур, и поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Излишняя суета, невнимательность, неправильная оценка своих производственных возможностей, технические сбои – одни из причин, по которым может сорваться поставка необходимой продукции (выполнение работ, оказание услуг). К вышеназванному списку можно добавить и несоблюдение сроков заключения договора согласно ч.15, ст.3.2. ФЗ № 223. Думаю, что со временем заказчики и участники закупок будут меньше нарушать данное требование закона, взяв в привычку своевременно подписывать договоры.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ в 2021 году

Конкурентные закупки по 223-ФЗ — это торговые процедуры, за право победить в которых борются несколько поставщиков. В 2021 году правила проведения таких тендеров существенно изменились.

Что относится к конкурентным закупкам по 223-ФЗ

В законе о заказах отдельными видами юридических лиц закреплено, что включают конкурентные закупки по 223-ФЗ, — это торги, которые проводятся с одновременным соблюдением определенных требований:

  • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части Единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
  • заказчик гарантирует честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
  • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
  • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.
Читайте также:
Является ли индивидуальный предприниматель юридическим лицом

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно составить документацию по 223-ФЗ.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Такие заказы осуществляются в электронной форме. В положениях действующего законодательства разъясняется, проводятся ли конкурентные закупки по 223-ФЗ не в электронной форме, — да, если заказчик утвердит такие особые случаи в положении о закупке.

Тендеры, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся исключительно в электронной форме.

Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик вправе воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ.

Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ

Подробная инструкция приведена в статьях 3.2–3.5 223-ФЗ. В ст.3.2 закреплен порядок проведения конкурентных заказов, а в ст. 3.3 разбираются торги в электронной форме. Заказчики проводят процедуры по правилам, установленным 223-ФЗ и локальным положением о закупке.

Актуальная таблица сроков проведения закупочных процедур по 223-ФЗ в 2021 году:

  • для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
  • для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
  • для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.

Вот инструкция, как провести закупки по 223-ФЗ в 2021 году:

  1. Заказчик формирует документацию о конкурентном тендере и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники направляют заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
  2. Участники направляют запросы на разъяснение извещения и документации. Заказчик обязан ответить в течение 3 рабочих дней после поступления запроса.
  3. При необходимости отмены торгов организация-заказчик оформляет документы до момента окончания срока подачи заявок. Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
  4. Для определения поставщика в конкурентном тендере создается комиссия по осуществлению конкурентной закупки. Члены комиссии изучают и оценивают заявки, публикуют протоколы и определяют победителя, указывая его в итоговом протоколе.
  5. С победителем конкурентных заказов в обязательном порядке заключается договор. В остальных случаях заказчик вправе не подписывать договор с победителем без объяснения причин.

Конкурентные процедуры в электронной форме проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса электронных торгов должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). В законе строго не указано, на каких торговых площадках можно размещать конкурентную закупку по 223-ФЗ, — конкурентные тендеры проводятся на всех лицензированных площадках, на которых авторизованы заказчик и потенциальные исполнители. Участник, подавший запрос на участие в заказе, вправе отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

Конкурентные закупки в электронной форме

Каковы особенности заказов у МСП

Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер объявляется исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

  • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
  • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта соглашений и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4). В 2021 году конкурентные способы закупки по 223-ФЗ существенно изменились (Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020).

Вот какой алгоритм требуется соблюдать при конкурентных заказах у субъектов малого и среднего предпринимательства:

Шаг 1. Готовим закупочную документацию. Законодатели прописали закрытый перечень сведений, предоставление которых заказчик вправе потребовать от участников. К ним относятся:

  • название, адрес, учредительный документ, если участник — юридическое лицо;
  • Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — индивидуальный предприниматель;
  • ИНН участника или его аналог (для зарубежных участников);
  • данные об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
  • предложение по предмету закупки;
  • предложение о цене договора (за исключением электронного аукциона).

Кроме того, заказчикам дали возможность запроса на декларирование ряда сведений. Например, информацию о том, что деятельность участника не приостановлена. Следует запрашивать сведения, актуальные на дату подачи заявки.

Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.

Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений есть критерии и порядок оценки заявок, то заказчик вправе указать, какие еще сведения участники обязаны предоставить. Но если их нет, это не повод для отклонения.

Требовать иные документы и информацию от участников закупки нельзя. Этот перечень исчерпывающий.

Шаг 2. Размещаем извещение и закупочные документы.

Шаг 3. Рассматриваем заявки. В обновленном 223-ФЗ утвердили требования к составу заявки в зависимости от способа определения поставщика. Например, заявка на электронный аукцион теперь состоит из двух частей:

  1. Предложение по объекту тендера.
  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из 2-й части заявки понадобятся, если в закупочной документации закреплена обязанность их предоставить.

А в заявку на электронный запрос котировок придется включить только обязательные документы и информацию, если это прописано в закупочной документации.

Читайте также:
Какие шансы, что муж сможет отсудить сыновей при разводе?

Шаг 4. Проводим процедуру по всем действующим правилам. Основные нововведения таковы: среди этапов электронного конкурса не предусматривается квалификационный отбор участников. Изменился и порядок использования конкурсных этапов. Например, сроки для каждого из них придется указать не в извещении, а в документации. Заказчик в локальном положении указывает, может ли конкурентная закупка по 223-ФЗ включать в себя дополнительные этапы, и перечисляет порядок проведения таких этапов. Кроме того, у исполнителей больше нет возможности подачи окончательного ценового предложения.

Шаг 5. Заключаем и исполняем договор.

Если есть гостайна

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Открытый запрос предложений по 223-ФЗ: порядок и сроки проведения закупочной процедуры

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.

13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее – итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

Читайте также:
Как получить декретный отпуск отцу по уходу за ребенком в 2022 году

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

18. Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – “шаг аукциона”). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

Читайте также:
Протокол собрания правления ТСЖ 2022 года: особенности и нюансы

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

ДокументацияПубликация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней; — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Виды процедур

Все проводимые на площадке процедуры могут быть коммерческими или проводиться в соответствии с 223-ФЗ. Электронная площадка поддерживает автоматизацию и проведение закупок и других процедур с электронной формой подачи заявок со следующим типом закупок:

Конкурентная закупка: аукцион, аукцион (заявка в двух частях), конкурс, запрос предложений, запрос цен, запрос котировок, конкурентные переговоры, конкурс (заявка в двух частях), запрос предложений заявка в двух частях), конкурентный отбор.

Читайте также:
Как получить декретный отпуск отцу по уходу за ребенком в 2022 году

Конкурентная закупка с участием МСП: аукцион в электронной форме МСП, конкурс в электронной форме МСП, запрос котировок в эле ктронной форме МСП, запрос предложений в эле ктронной форме МСП.

Неконкурентная закупка: аукцион, аукцион (заявка в двух частях), редукцион, редукцион (заявка в двух частях), конкурс, запрос предложений, запрос цен, запрос котировок, запрос оферт, закупка у единственного поставщика, предварительный отбор, конкурентные переговоры.

Коммерческая закупка: аукцион, аукцион (заявка в двух частях), редукцион, редукцион (заявка в двух частях), конкурс, запрос предложений, запрос цен, запрос котировок, сбор коммерческих предложений, закупка у единственного поставщика, предварительный отбор, конкурентные переговоры, коммерческий отбор.

Описание способов закупок

​ • Аукцион – способ закупки, при котором проводится аукционный торг и определяется победитель, который предложил наиболее низкую цену договора. При проведении такой процедуры Заказчик рассматривает единую форму заявок Участников;

• Аукцион с подачей заявки в двух частях – способ закупки, при котором проводится аукционный торг и определяется победитель, который предложил наиболее низкую цену договора. При проведении данной процедуры после окончания срока подачи заявок, Заказчик рассматривает первые части заявок, в которых отсутствуют сведения об Участниках, а после проведения аукционного торга вторые части заявок, содержащие сведения об Участниках;

Аукционы могут проходить на понижение или на повышение. По умолчанию все аукционы проходят на понижение. Для того чтобы провести аукцион на повышение, в Личном кабинете в разделе «Моя организация», далее «Общие настройки» включите опцию « Использовать аукцион на повышение » . Если галочка в чек-боксе «Аукцион на повышение» установлена, то при проведении торгов участники могут только повышать цену. Победитель определяется по максимальной предложенной цене.

• Редукцион – способ закупки, при котором проводится аукционный торг и определяется победитель, который предложил наиболее низкую цену договора. Аналогичен способу закупки «Аукцион»;

• Редукцион (заявка в двух частях) – способ закупки, при котором проводится аукционный торг и определяется победитель, который предложил наиболее низкую цену договора. Аналогичен способу закупки «Аукцион с подачей заявки в двух частях»;

• Конкурс – способ закупки, который проводится в случае, если цена не является единственным критерием выбора победителя. Минимум должно быть два критерия оценки (цена и предложение Участника);

• Запрос предложений – способ закупки, при которой победителем признается участник, предложивший самые лучшие характеристики товара, работы, услуги;

• Запрос цен – способ закупки, при котором победителем признается Участник, предложивший самую низкую цену договора;

• Сбор коммерческих предложений – процедура не предполагает выбора Победителя (по итогу проведения данной процедуры договор не заключается), предназначена для сбора информации по стоимости и условиям закупки товаров, работ, услуг. Может быть только коммерческой процедурой;

• Запрос котировок – способ закупки, при котором победителем признается Участник, предложивший самую низкую цену договора (создание извещения и устанавливаемые параметры, этапы проведения такого способа закупки на электронной площадке не отличаются от запроса цен);

• Закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке;

• Конкурентные переговоры – закупка полностью дублирует способ закупки « Запрос предложений » . Доступна для проведения как многоэтапная процедура;

• Предварительный отбор – открытая процедура, используемая для проверки Участников на соответствие предъявляемым требованиям и выбора из них лучших с занесением их в определенный перечень и с целью проведения в дальнейшем закрытых процедур закупки, ориентированных только на лиц, включенных в указанных перечень. Таким образом, по результатам предварительного отбора формируется реестр квалифицированных организаций, на основании которого в дальнейшем возможно проведение закрытых процедур;

• Коммерческий отбор – способ закупки, в котором отсутствует этап подачи заявок. Для участия в закупке Участнику требуется подать ценовое предложение в ходе торгов. По окончанию торгов Заказчик публикует протокол проведения коммерческого отбора и заключает договор с Победителем закупки. ​

• Предварительный отбор (с продлением) – способ закупки, который аналогичен Предварительному отбору, но с продлением срока подачи заявок.

​• Конкурс (заявка в двух частях) – конкурентный способ закупки, который проводится в случае, если цена не является единственным критерием выбора победителя. Минимум должно быть два критерия оценки (цена и предложение Участника). с разделением заявки на две части. Заказчик рассматривает отдельно первые и вторые части заявок;

​• Запрос предложений (заявка в двух частях) – конкурентный способ закупки, при которой победителем признается участник, предложивший самые лучшие характеристики товара, работы, услуги с разделением заявки на две части. Заказчик рассматривает отдельно первые и вторые части заявок.

​• Запрос оферт – неконкурентный способ закупки, при котором победителем признается участник предложивший самые лучшие характеристики товара, работ, услуг. Закупка полностью дублирует способ закупки « Запрос предложений​ ».

• Конкурентный отбор – конкурентный способ закупки, аналогичен проведению конкурентного способа аукцион за исключением – рассмотрение заявок проводится после проведения торгов.

У Организатора закупки имеется возможность проводить совместные и (или) многолотовые закупки, а так же закупки с ограниченным участием и многоэтапные закупки.

Совместная закупка – закупка, проводимая для двух и более Заказчиков, объединенных одной потребностью в товарах, работах или услугах.

Многолотовая закупка – закупка, проводимая для одного Заказчика, состоящая из нескольких лотов по однородной продукции или функционально взаимосвязанной партии продукции.

Закупка с ограниченным участием – закупка, проводимая для ограниченного круга Участников. Принять участие в закупке смогут только те Участники, которые будут указаны в списке приглашенных Участников при формировании процедуры.

Многоэтапные закупки – закупки, имеющие в соответствии с закупочной документацией две или более стадии, включающие квалификационный отбор, по каждой из которых Организатором закупки подводятся итоги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: