Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета в 2022 году

Каждая компания, включая и малые предприятия, обязана вести воинский учет. При нарушении такого требования для работодателей предусматривается административная ответственность. Принимая на работу нового сотрудника, компании запрашивают с него сведения о воинском учете. Но что делать, если будущий работник военный билет не предъявляет? Отказать ему в приеме на работу или принять? В статье рассмотрим можно ли принять на работу без военного билета.

Какие работодатели обязаны вести воинский учет

Все работодатели, за исключением предпринимателей обязаны вести воинский учет по своим работникам (№52-ФЗ от 28.03.1998). Принимая на работу нового сотрудника, как организации, так и предприниматели обязаны запрашивать у будущих сотрудников документы воинского учета. Если работник не представляет воинские документы, то организации обязаны об этом сообщить в военкомат. В том случае, если они этого не сделают, для них предусмотрена административная ответственность (21.4 КоАП РФ). На предпринимателей такое требование не распространяется, воинский учет вести они могут, но не обязаны сообщать в военкомат о работниках, не предоставивших информацию по воинскому учету.

Важно! Работодатели не имеют право отказать в приеме на работу соискателям, которые не предоставили такие документы.

Лица, подлежащие воинскому учету

К работникам, которые подлежат воинскому учету относят призывников и военнообязанных (Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006). Подлежит или нет воинскому учету принимаемый работник можно выяснить по паспорту. Если гражданин является военнообязанным, то на странице 13 паспорта будет стоять соответствующая отметка.

Лица, не подлежащие воинскому учету

К лицам, не подлежащим воинскому учету относят:

  • Освобождённых от воинской обязанности, к примеру, не годных к службе, либо ограниченно годных, проходивших службу в ином государстве, а также иных лиц на основании ст. 23 №53-ФЗ;
  • Проходящих военную, либо альтернативную службу;
  • Женщин, которые не имеют военной специальности;
  • Проживающих за пределами РФ;
  • Лиц, имеющих звание офицеров, либо пребывающих в запасе СВР и ФСБ РФ.

Воинский учет в организации

Разделяют два вида воинского учета: специальный и общий. Общему учету подлежат следующие сотрудники:

  • Подлежащие бронированию за компаниями и учреждениями в период военного положения;
  • Проходящие службу в ОВД, Противопожарной службе, уголовно-исполнительных органах, учреждениях, осуществляющих контроль за наркооборотом и т.д.

Остальные работники компании подлежат общему учету.

Документы воинского учета

На основании документов воинского учета, предъявляемых работниками при приеме на работу, организации осуществляют воинский учет. Если граждане при приеме не предъявляют их самостоятельно, то работодатели обязаны запрашивать сведения, подтверждающие статус лица.

Под документами воинского учета понимают:

  • Удостоверение, подлежащего призыву гражданина. Предъявляется удостоверение призывниками;
  • Военный билет (или временное удостоверение) — предъявляется военнообязанными мужчинами.

Если женщина также принадлежит к военнообязанным гражданам, то это должен подтверждать соответствующий штамп в паспорте.

Можно ли принять на работу без военного билета

Отказать работнику в приеме на работу, если он не предоставил документы воинского учета нельзя. В соответствии с ТК РФ, трудоустраиваясь, граждане обязаны предъявлять такие документы. Но если они этого не делают, работодатели должны запросить их самостоятельно. В случае отказа в принятии на работу на таком основании, компания нарушает трудовые права работника.

В этом случае работодателю следует уведомить военкомат о приеме работника, который не предъявил необходимые документы (Читайте также статью ⇒ Справка об отсутствии судимости при приеме на работу).

Организация воинского учета

Важно! За воинский учет в компании отвечает руководитель.

Руководитель компании или предприниматель решает кого из сотрудников назначить ответственным за ведение воинской работы, либо ведет учет сам. Для этого работодатель в произвольной форме издает приказ. Возложить обязанность по организации такого учета можно не только на кадрового работника, но и на бухгалтера. Для этого в трудовом договоре или инструкции к договору необходимо предусмотреть соответствующую обязанность. Либо оформить на бухгалтера совмещение, либо совместительство.

Ответственность работодателя

В случае нарушения работодателем порядка по ведению воинского учета предусматривается административная ответственность. При этом штраф предусматриваются как для руководителя компании, так и для сотрудника, ответственного за воинский учет.

Вид нарушения Размер штрафа, рублей
Неоповещение военкомата о том, что был принят или уволен работник, подлежащий воинскому учету 300 – 1 000
Ненаправление в установленный срок в ответ на запрос военкомата сведений о работниках, подлежащих воинскому учету 300 – 1 000
Непредоставление списка граждан, которым на будущий год должно исполниться 17 лет 300 — 500
Неоповещение работника о повестке с военкомата, а также необеспечение работнику возможности явки в указанное военкоматом место 500 – 1 000

Срок, в который работодатель обязан предоставить сведения по лицам мужского пола, которым на следующий год исполняется 17 лет – до 1 ноября. Предоставляются такие сведения каждый год.

Штраф на компанию имеют право наложить военные комиссары, при этом такие нарушения не относят к длящимся. То есть срок, по которому компания может быть привлечена к ответственности не превышает 2 месяца. Срок отсчитывают со дня совершения нарушения.

Порядок оповещения военкомата

Работодатели отчитываются перед военкоматами по месторасположению компании. Отчет может подготовить сам руководитель, либо сотрудник, ответственный за ведение воинского учета. В военкомат предоставляют следующие сведения:

  • Список работников, подлежащих учету при их поступлении на работу. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты приема сотрудника;
  • Список работников, подлежащих учету при их увольнении. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты увольнения сотрудника;
  • Ответ на запрос военкомата о сотрудниках, состоящих на воинском учете, либо обязанных состоять на воинском учете. После запроса военкомата такие данные предоставляются в срок до 2-х недель;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых составляет 15 и 16 лет. Предоставляются такие списки каждый год в сентябре;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых в будущем году составит 17 лет, то есть по тем работникам, у которых в будущем году будет первоначальная постановка. Отчет предоставляется в срок до 1 ноября, ежегодно.
Читайте также:
Где лучше застраховать дом

Помимо этого, компании обязаны вести журнал по проверкам воинского учета, а также бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Такой журнал необходимо зарегистрировать, пронумеровать, прошнуровать, а также заверить подписью руководителя и печатью компании (Читайте также статью ⇒ Прием на работу в МВД в 2022).

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020. Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020.
Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодателю следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении трудового договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. Вместе с тем руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ в связи истечением срока давности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне” (далее – Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” (далее – Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.
Частью первой ст. 65 ТК РФ предусмотрено, что военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета – для военнообязанных.
Таким образом, в рассматриваемом случае гражданин, поступающий на работу, обязан был предъявить работодателю удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как следует из вопроса, указанную обязанность работник выполнил.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).
Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. “г” п. 30 Положения), разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ Положением, осуществлению контроля за их исполнением, информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (подп. “в” п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (подп. “а” п. 31 Положения).
В соответствии с требованиями Положения организации направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. “а” п. 32 Положения, п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Вместе с тем сами граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в двухнедельный срок сообщать в военный комиссариат по месту жительства определенные сведения, в том числе о смене места работы, а также сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев) и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания (подп. “г”, подп. “д” п. 50 Положения).
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, может привести к привлечению должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому, так как трудоустройство имело место 01.09.2017, срок давности истек в 2020 году. Истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). За пределами этого срока вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2006 N 75-АД06-2). Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, работодателя либо его должностных лиц невозможно (смотрите постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 по делу N 16-289/2020).
На основании п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. “в” п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 “Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета” справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Поскольку работник не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, полагаем, что ему может быть выдана только справка взамен военного билета. Выдача военного билета в такой ситуации законодательством не предусмотрена (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 31 июля 2017 г. по делу N 2а-1832/2017, решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми Пермского края от 19 марта 2018 г. по делу N 2а-656/2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом N 53-ФЗ, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность в области воинского учета в отношении граждан предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ “Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету”, а также ст. 21.6 КоАП РФ “Уклонение от медицинского обследования”.
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
Призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Исходя из положений Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу – это не одномоментный акт, в частности, принятие призывной комиссией решения о призыве. Он представляет собой процесс, то есть комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на комплектование военной организации государства. Уклонение от призыва на военную службу выражается в умышленном невыполнении призывником всех или отдельных обязанностей по призыву на военную службу с целью избежать ее прохождения. В связи с этим уклонение от призыва на военную службу возможно как до, так и после принятия призывной комиссией в отношении гражданина решения о призыве на военную службу.
Поэтому уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины и другие обстоятельства.
Кроме того, по каждому делу об уклонении от призыва на военную службу суды должны выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления (пп. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы”).
Таким образом, состав уклонения будет иметь место только в том случае, если лицо не имело законных оснований для освобождения от военной службы. Если в соответствии с законом имелись основания в том числе для отсрочки от призыва на военную службу, то состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ, отсутствует. Отметим также, что для квалификации преступления по ч. 1 ст. 328 УК РФ в действиях виновного лица в обязательном порядке должен иметь место признак неоднократности, в отсутствие которого привлечение к уголовной ответственности недопустимо (п. 2 раздела “Вопросы квалификации” Обзора судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2012 года, утвержденного президиумом Челябинского областного суда 23 января 2013 г.*(1)
Следовательно, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю целесообразно сообщить работнику о необходимости исполнения им обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение, а также проинформировать военный комиссариат по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям (поскольку иной утвержденной для данной ситуации формы не предусмотрено). При этом, как было отмечено ранее, к административной ответственности за несвоевременное сообщение в военный комиссариат сведений о приеме такого сотрудника на работу работодатель привлечен не будет.

Читайте также:
Что грозит присутствовавшему несовершеннолетнему, если друг избил парня?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Полагаем, что сам по себе тот факт, что работник уклонялся от исполнения воинской обязанности, поскольку участвовал во всероссийских соревнованиях, не может служить самостоятельным основанием для освобождения от ответственности. При возникновении спора окончательное решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.

Вправе ли организация принять на работу гражданина при отсутствии у него военного билета?

Вправе ли организация принять на работу гражданина при отсутствии у него военного билета? Возможно ли в данном случае привлечение организации (ее должностных лиц) к ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 5.27 и частью 3 ст. 21.4 КоАП РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе принять на работу гражданина, у которого отсутствует документ воинского учета. При этом, по нашему мнению, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.
При заключении трудового договора организации следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении указанного договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.

Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;

б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) – для военнообязанных.

Если соискатель, относящийся к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора отказывается представлять документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу (определение Ленинградского областного суда от 21.11.2013 N 33-5385/2013).

Читайте также:
Как смягчить наказание по ст 228 ч 2, если мой отец болен и лежит в больнице?

Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.

Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, которые в нарушение требований законодательства не предъявляют документы воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011).

Согласно п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны.

Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. “г” п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. “а” п. 31 Положения). В соответствии с пп. “б” п. 32 Положения о воинском учете работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Таким образом, при приеме на работу гражданина, у которого в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, работодатель обязан предоставить соответствующему военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Ко

АП РФ. При этом обращаем Ваше внимание, что основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной этой нормой, является именно несообщение организацией сведений о приеме на работу соответствующей категории граждан, а не факт приема на работу граждан при отсутствии у них документов по воинскому учету.

Читайте также:
Имеет ли право муж на квартиру жены приобретенную до брака

В соответствии с частью второй ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (смотрите также ст. 419 ТК РФ). Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является основанием для привлечения работодателя, руководителя и иных должностных лиц организации к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

По мнению некоторых специалистов, отсутствие у работодателя документов по воинскому учету может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства (смотрите, например, Документы соискателя (Ю.Н. Калмыкова, “Руководитель бюджетной организации”, N 3, март 2011 г.), а также решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N 2-3874/11).

На наш взгляд, указанная позиция не соответствует закону, поскольку, как мы уже говорили, отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Поэтому прием на работу сотрудника при отсутствии у него документов воинского учета сам по себе не может свидетельствовать о нарушении работодателем трудового законодательства. Соответственно, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.

Однако обращаем Ваше внимание, что изложенная точка зрения по вопросу о нарушении работодателем в рассматриваемом случае трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП) является исключительно нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов (контролирующих органов), а также от позиции суда при рассмотрении конкретного спора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также:
Могут ли банки за неуплату кредитов конфисковать квартиру?

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

При принятии решения о приеме на работу претендента без соответствующих документов (если нет военного билета при приеме на работу) юридическое лицо обязано руководствоваться следующими источниками права:

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).
  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

В соответствии с редакцией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, которая вступила в силу с 17.02.2019, граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства, по месту пребывания или по месту их фактического проживания (поправки внесены Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ). То есть неважно, есть у гражданина регистрация или ее нет, он обязан обратиться в местный военкомат и встать на учет, если он переехал в другой регион и проживает там более 3 месяцев.

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Читайте также:
Продление испытательного срока по трудовому договору: можно ли продлить работнику?

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

Часто кадровики спрашивают: если у сотрудника нет военного билета, можем ли принять на работу такого человека? Ээто не запрещено. Если вы знаете, что нет военного билета, это не повод отказать в приеме на работу. Но при заключении трудового договора работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

В некоторых случаях вопрос, можно ли принять на работу мужчину без военного билета, не стоит. Потому что, в соответствии с ст. 65 Трудовым кодексом РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета.

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Сделайте рывок в бухгалтерской карьере. Пройдите онлайн профессиональную переподготовку «Бухгалтер на УСН» (по профстандарту «Бухгалтер», уровень квалификации 5, код А).

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2020 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Нормативная база

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2020 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

При принятии решения о приеме на работу претендента без соответствующих документов (если нет военного билета при приеме на работу) юридическое лицо обязано руководствоваться следующими источниками права:

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).

Документами воинского учета являются:

  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане, постоянно проживающие за пределами РФ.

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Читайте также:
Сколько нужно работать, чтобы накопить на квартиру — The Village

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

В соответствии с редакцией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, которая вступила в силу с 17.02.2019, граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства, по месту пребывания или по месту их фактического проживания (поправки внесены Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ). То есть неважно, есть у гражданина регистрация или ее нет, он обязан обратиться в местный военкомат и встать на учет, если он переехал в другой регион и проживает там более 3 месяцев.

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Представители Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3). Выглядит эта форма следующим образом:

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

Часто кадровики спрашивают: если у сотрудника нет военного билета, можем ли принять на работу такого человека? Это не запрещено. Если вы знаете, что нет военного билета, это не повод отказать в приеме на работу. Но при заключении трудового договора работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Исходя из действующего законодательства и судебной практики, однозначного ответа на вопрос, можно ли принимать на работу без военного билета (2020), не существует. Во многом это зависит от состояния воинского учета в организации и позиции конкретного работодателя по вопросу: обязательно ли нужен военный билет для устройства на работу.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

В некоторых случаях вопрос, можно ли принять на работу мужчину без военного билета, не стоит. Потому что, в соответствии с ст. 65 Трудовым кодексом РФ , военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета.

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.
Читайте также:
Как предоставить отпуск без сохранения заработной платы в период плохой эпидемиологической ситуации

Если организация не сообщит в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, то она нарушит законодательство ( статья 1 ТК РФ ). В этом случае может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

Вот перечень сведений, на которые необходимо обратить внимание в военном билете:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Отметим, что если организация ведет личные дела на своих работников, то информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

    Светлана Черных (Кузнецова)

то есть я так понимаю что если я не служил в армии и мне 31 год и у меня нет военного билета я могу устроится на работу, написав писменное обьяснение почему у меня нет военного билета, и работадатель отправит это письмо в военкомат, и посли этого я могу спокойно работать

Я иностранный гражданин,имею ВНЖ,имею военный билет страны по гражданству.Мне отказали в трудоустройстве аргументируя отказ что нужен ВБ РФ. Хотя я не военнообязанный в РФ. Так как мне устроится на работу ?

Отказали незаконно, если Вы иностранный гражданин то на воинский учет Вас не ставят, Вы не подлежите призыву, пожалуйтесь на них в ГИТ

Отнюдь. В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами. Статьей 65 ТК РФ определено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Таким образом, при несоблюдении указанным лицом порядка, установленного статьей 65 ТК РФ, работодатель может воспользоваться указанным правом и отказать кандидату в трудоустройстве. Ключевое слово – военнообязанных. Кстати, вопрос правомерности отказа в трудоустройстве без документов воинского учета подробно в статье разобран. Так что Ваш эмоциональное возбуждение не совсем понятно. Вы почитайте статью еще раз))

Да в общем то и так можете спокойно работать, работодатель направит отчет в военкомат, а там уже и Вас подтянут

Такая ситуация 29 лет, не служил ВБ нет. Приписной утерян. До этого работал то ИП свое, где не официально, в одном месте по агентскому договору, вопросов не было. в ноябре пошел устраиваться на новое место, проводят по трудовому договору и требуют ВБ либо документ заменяющий его. Я пошел в военкомат в течение 3-х недель прошел медкомиссию, оплатил штраф 500 рублей административный. После данных операций военком сказал приходи 28 марта на призывную, там вручим. Как мне быть я не могу до 28 марта ждать. Могу ли я запросить временный документ в военкомате?

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Читайте также:
Нужно ли платить алименты с выигрыша в лотерею или в букмекерской конторе в России, берутся ли деньги на ребенк

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Читайте также:
Как выглядит договор купли-продажи доли земельного участка?

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: