Либерализация ОСАГО: удорожание за нарушения ПДД и агрессивное вождение

Обзор новых правил ОСАГО

2021 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2021 году.

  1. С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2021
  2. Обзор нововведений по ОСАГО
    1. Повышенные тарифы для нарушителей
    2. Новые правила техосмотра
    3. Новые причины отказа в выплате
    4. Штрафы с камер
    5. Электронные приложения
    6. Другие изменения

    С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2021

    Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

    Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

    Обзор нововведений по ОСАГО

    Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.

    Повышенные тарифы для нарушителей

    Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

    В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

    • 4 и менее – 1,0;
    • 5-9 – 1,86;
    • 10 и более – 3,0.

    Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

    Новые правила техосмотра

    Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

    Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

    Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

    Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

    Новые причины отказа в выплате

    В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

    Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

    • Виновник находился в алкогольном опьянении;
    • Он скрылся с места происшествия;
    • Не вписан в полис;
    • У него не было водительских прав.

    Все они незаконные и оспариваются в суде.

    Штрафы с камер

    Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

    Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

    Электронные приложения

    Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

    Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

    Другие изменения

    Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

    Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

    С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

    Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

    Ответы на вопросы

    В 2021 году страховка ОСАГО стала дороже?

    Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей.

    Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2021 году?

    Базовый тариф 2021 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб.

    Подведем итоги

    В 2021 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:

    Стоимость ОСАГО привязали к штрафам. Главное об изменениях

    Госдума приняла в трех чтениях поправки к закону об ОСАГО. Согласно принятому законопроекту, стоимость полиса будет зависеть от законопослушности автомобилиста. Те, кто часто нарушает ПДД, станут платить больше, а для законопослушных водителей стоимость страховки, наоборот, снизится. Вступить в силу новые нормы могут до конца мая 2020 года — сразу после того, как их подпишет Владимир Путин.

    Учитываться будут только нарушения, которые зафиксированы сотрудниками ГИБДД, а штрафы с камер к учету подключать пока не планируют. Принятый документ также узаконит рекомендации ЦБ по выдаче полисов автогражданки без диагностических карт на время карантина. Как пояснили в Госдуме, в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года включительно договор ОСАГО может быть заключен без диагностической карты. Но это не отменяет само прохождение техосмотра. После снятия ограничительных мер у водителей будет ровно месяц на получение карты и представление ее в страховую компанию (но не позднее 31 октября 2020 года).

    Суть новых поправок состоит в том, что страховщики могут в рамках тарифного коридора Центробанка (от 2746 до 4942 рублей) выставить надбавки за грубые нарушения ПДД. К злостным нарушениям причислили проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения, а также управление автомобилем в нетрезвом виде.

    How to 30 апреля 2020 По ОСАГО отказываются платить. Что делать?

    Карантин 21 апреля 2020 Что делать, если ОСАГО закончится в карантин. Инструкция

    «Основное в поправках то, что они позволяют страховщику точнее учитывать индивидуальные параметры вождения конкретного автовладельца, делают тариф более индивидуальным и, следовательно, справедливым. Одновременно они стимулируют водителей к безаварийной езде, поскольку автовладельцы, которые обладают более высокими показателями аварийности, получат более высокий тариф», — пояснил Autonews.ru президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

    Данные нарушения повлияют на стоимость ОСАГО только в том случае, если их зафиксировал инспектор ГИБДД. Обмен базами данных между ГИБДД и Российским союзом страховщиков уже состоялся, поэтому все вышеуказанные нарушения, которые учитываются при расчете стоимости полиса, будут видны и сотрудникам страховых компаний.

    Сейчас зависимость стоимости полиса от аварийности тоже есть, но она гораздо более грубая — из-за коэффициента бонус-малус (КБМ) полис дорожает только в том случае, если автомобилист стал виновником ДТП.

    «Это означает, что он уже как минимум причинил ущерб чужому имуществу, а возможно, и стал виновником гибели людей. Страховые механизмы же должны позволять превентивно воздействовать на автовладельцев, давая им экономические стимулы для менее аварийной и, следовательно, более безопасной для других участников движения езды. Поправки как раз и предполагают, что у страховщиков появятся более тонкие инструменты оценки потенциальной аварийности водителя», — объяснил президент РСА.

    Водители смогут обжаловать предложенную страховщиками индивидуализацию. В документах также указано, что цена полиса не может превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, более чем в три раза. Для нарушителей же базовый тариф не может вырасти больше чем в пять раз.

    Российский союз автостраховщиков считает, что заметного повышения цены ОСАГО не будет, а безаварийные водители, наоборот, заметят снижение стоимости полиса. По словам главы союза, первый этап по индивидуализации тарифов обязательной автогражданки, начавшийся еще в январе 2019 года, уже привел к снижению средней цены полиса на 5% за год.

    Директор департамента анализа и моделирования СК «Росгосстрах» Алексей Володяев считает, что государство, очевидно, взяло курс на либерализацию цен в ОСАГО и переход к индивидуальным тарифам.

    «Реализация первого этапа реформы ОСАГО уже привела к позитивным изменениям: страховщики получили возможность расширить тарифный коридор. При этом средняя стоимость полиса не выросла, а за прошлый год сократилась. В то же время средняя выплата по ОСАГО неуклонно растет, и этот сегмент в целом остается проблемным для всего страхового рынка. Поэтому можно приветствовать шаги, направленные на продолжение реформы и дальнейшую индивидуализацию тарифа, на то, чтобы безаварийные водители не платили за злостных нарушителей», — считает Володяев.

    Положительно новые поправки оценивает и заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «Для отдельных категорий страхователей полис подорожает, для других цены снизятся. В идеале новая система тарификации позволит для каждой категории граждан предложить свой оптимальный тариф, учитывающий все значимые факторы. Появление у страховщика некоторой свободы в определении цены поможет назначить более справедливую (как в большую, так и в меньшую сторону) цену каждому страхователю», — уточнил представитель страховой компании.

    С апреля этого года страховые компании начали по-новому рассчитывать коэффициент бонус-малус. Теперь этот показатель считается на один календарный год, а не на период действия страхового полиса и привязывается не к автомобилю, а к водителю. Обновление КБМ происходит только 1 апреля, раз в год. При расчете учитывается аварийность водителя с 1 апреля по 31 марта. Если водитель попал в аварию после 1 апреля 2020 года, она будет учтена в его полисе только в 2021 году.

    Страховая история отныне закрепляется за водителем и не обнуляется даже в случае перерыва в вождении. Таким образом, все скидки или повышающие коэффициенты будут сохраняться. Кроме того, в марте в России заработал новый формат полиса ОСАГО — теперь водители могут добавить информацию о договоре каско на обратную сторону полиса ОСАГО и иметь при себе один полис вместо двух. Двойной документ может быть и бумажным, и электронным.

    В скором времени будет запущена система проверок наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры. Инспекторы ГИБДД уже могут подключиться к стационарной камере и в режиме реального времени видеть поток автомобилей. Эта же система позволит им отслеживать машины без полисов.

    «Ранее Российский союз автостраховщиков совместно с МВД и ЦОДД проводил тестовый прогон системы, который показал высокий уровень чистоты базы данных АИС ОСАГО. Серьезное обновление базы данных планируется с 1 июня, что сделает процесс еще более эффективным. Также будут расширены сервисы для автовладельцев — на сайте РСА можно будет проверить подлинность полиса ОСАГО. Можно будет проверить не только его принадлежность к той или иной страховой компании, но и увидеть марку и модель транспортного средства, на который выписан полис», — объяснил президент союза Игорь Юргенс.

    На сегодня эксперты оценивают количество автомобилей без полиса ОСАГО в 2–3 миллиона. Сегодня дорожные камеры уже отслеживают автомобили, которые передвигаются по столичному региону без электронного пропуска. Именно эту систему под названием «Карантин» после снятия ограничительных мер по коронавирусу будут, в частности, использовать для проверки полисов ОСАГО.

    Зависимость стоимости ОСАГО от нарушений водителя с 24 августа 2020 года

    Зависимость стоимости ОСАГО от нарушений

    В этой статье мы продолжим рассматривать закон, который вносит изменения в Федеральный закон “Об ОСАГО”. Самое важное нововведение документа – это введение зависимости стоимости страховки ОСАГО от нарушений водителей, вписанных в страховой полис.

    Напомню, что в предшествующей статье рассмотрена первая часть нововведений, предполагающая введение временной возможности покупки ОСАГО без прохождения техосмотра.

    Сегодня, во второй части, будут рассмотрены следующие вопросы:

    Информация о Федеральном законе

    26.08.2020 Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” официально опубликован 25 мая 2020 года.

    Изменения, которые рассматриваются в данной статье, начали применяться через 90 дней после официальной публикации (24 августа 2020 года):

    2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

    Увеличение стоимости ОСАГО для нарушителей ПДД

    В первую очередь рассмотрим новый пункт 2 статьи 9 закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”:

    2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:

    а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:

    • водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
    • страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;

    б) неоднократное в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования, привлечение лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта “а” настоящего пункта, к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час или за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, а также случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящей статьи);

    в) наличие в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему в случае, если страхователем является юридическое лицо;

    г) иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

    Данный пункт довольно большой по размеру, поэтому ниже разберем его по частям.

    Какие нарушения влияют на стоимость страховки?

    Лишение прав

    Лишение права управления транспортными средствами (и административное, и уголовное) оказывает влияние на стоимость ОСАГО только в том случае, если водитель покупает страховку в течение 1 года с момента окончания срока исполнения постановления или с момента окончания срока уголовного наказания.

    Примечание. Напомню, что исполнение административного наказания заканчивается только после того, как водитель выполнил все процедуры, необходимые для возврата прав после лишения. То есть год отсчитывается не с момента окончания срока лишения, а с момента возврата водительского удостоверения водителю. Данный вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье.

    В нормативном документе содержится перечень нарушений, после лишения прав за которые у водителя может увеличиться стоимость ОСАГО:

    Нарушение Статья КоАП или УК
    Управление в состоянии опьянения часть 1 статьи 12.8 КоАП
    Повторное управление в состоянии опьянения статья 264 1 УК
    Причинение вреда здоровью или смерти в результате ДТП статья 12.24 КоАП,
    статья 264 УК
    Оставление места ДТП часть 2 статьи 12.27 КоАП

    Обратите внимание, нарушения из приведенной выше таблицы влияют на стоимость ОСАГО лишь в том случае, если водитель получил за них наказание в виде лишения прав. Если же было выбрано другое наказание (например, штраф за причинение легкого вреда здоровью), то нарушение не влияет на расчет страхового полиса.

    Примечание. Также нужно понимать, что не любое лишение прав автоматически увеличивает стоимость ОСАГО. Например, если водитель лишен прав за то, что он вовремя не зарегистрировал автомобиль, то это нарушение на стоимость страховки не повлияет.

    Многократное нарушение требований ПДД

    Выше были рассмотрены самые серьезные нарушения правил дорожного движения, влекущие наказание в виде лишения прав. Кроме них на стоимость ОСАГО может оказать влияние неоднократное (2 раза или более) в течение года нарушение следующих правил:

    Нарушение Статья КоАП
    Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика части 1 и 3 статьи 12.12
    Превышение скорости на 60 и более км/ч части 4, 5 и 7 статьи 12.9
    Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД (в том числе при объезде препятствия) части 3, 4 и 5 статьи 12.15

    Примечание 1. В таблицу не входят наказания за движение по трамвайным путям встречного направления и за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Указанные нарушения не влияют на цену страховки.

    Примечание 2. Если нарушение зафиксировано автоматической камерой, то оно также не влияет на стоимость ОСАГО. То есть нужно рассматривать только постановления, оформленные сотрудниками ГИБДД.

    Примечание 3. Если в результате нарушения водитель стал виновником ДТП и это привело к увеличению коэффициента КБМ в текущем страховом полисе, то это нарушение не должно учитываться повторно.

    Еще раз обращаю внимание, что стоимость страховки увеличивается лишь в том случае, если в течение последнего года водитель хотя бы 2 раза привлечен к ответственности за перечисленные выше нарушения. Если водитель допустил только 1 нарушение из таблицы, то это нарушение не повлияет на расчет страховки.

    На какие договоры ОСАГО распространяется изменение стоимости?

    Пришло время разобраться, на какие типы договоров ОСАГО распространяется нововведение. Если говорить коротко, то на все:

    • открытая страховка (без ограничения водителей) – проверяются нарушения страхователя, то есть человека, оформляющего страховку;
    • с ограничениями – проверяются нарушения для всех водителей, которые будут вписаны в полис.

    Примечание. Исходя из формулировки рассматриваемого пункта 2 (и подпункта “б”), можно сделать вывод о том, что если каждый из двух водителей, вписанных в страховку, имеет по одному нарушению из таблицы выше, то стоимость ОСАГО может быть увеличена.

    На сколько увеличится стоимость ОСАГО?

    Рассмотрим самый важный вопрос, который волнует автовладельцев. На сколько будет увеличена стоимость ОСАГО?

    Закон не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он лишь говорит о том, что страховые компании самостоятельно устанавливают базовые ставки в зависимости от нарушений.

    Напомню, что для легковых автомобилей в 2020 году базовые ставки устанавливались в пределах 2 746 – 4 942 рублей. Для расчета итоговой стоимости полиса базовая ставка умножалась на несколько коэффициентов. Ознакомиться с расчетом ОСАГО Вы можете на следующей странице:

    То есть, страховая могла установить для водителей, не нарушающих правила, базовую ставку в размере 2 746 рублей. А для нарушителей – в размере 4 942 рубля. В этом случае цена полиса возрастала в 1,8 раза. Однако это лишь теоретическое рассуждение.

    На практике дело обстоит совсем по другому. В течение нескольких последних лет страховые компании довольно часто жалуются на то, что ОСАГО – убыточный вид страхования. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, многие страховые выбирают для всех водителей базовый тариф, соответствующий максимальной границе, либо очень близкий к этой границе. То есть даже после того, как рассматриваемое сегодня нововведение начало действовать 24 августа 2020 года, многим страховщикам оказалось просто некуда увеличивать стоимость страховки.

    С другой стороны, страховые могут уменьшить цену ОСАГО для водителей, не нарушающих правила. Однако для чего им это делать? Ведь если исходить из того, что ОСАГО убыточно и денег итак не хватает, то не стоит рассчитывать и на то, что страховые добровольно откажутся от части денежных поступлений.

    На самом деле, только жизнь покажет, как именно изменятся тарифы на покупку автомобильной страховки.

    Давайте еще раз вернемся к пункту 2 и рассмотрим несколько его интересных особенностей:

    1. Страховые компании могут использовать информацию о штрафах для расчета базовых ставок, однако они не обязаны этого делать. Так что не исключено, что страховщики не будут “заморачиваться” с расчетами и просто оставят единый базовый тариф для всех водителей.
    2. В законе не указано, как именно наличие нарушений должно повлиять на стоимость ОСАГО. Подразумевается, что если нарушений больше, то и страховка должна быть дороже. Однако страховые компании могут поступить и наоборот. То есть сделать страховку для нарушителей дешевле. Маловероятно, что именно так и будет, однако возможность такая есть.

    Как страховые могут получать информацию о нарушениях?

    Рассмотрим пункт 1 статьи 30 обновленного документа:

    Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.

    Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом “а” пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

    Из данного пункта можно сделать вывод о том, что страховые компании будут в автоматическом режиме обращаться к базе данных ГИБДД и получать необходимую информацию о штрафах. С технической точки зрения это не представляет особых сложностей. Тем более, что в 2022 году проверить информацию о штрафах через интернет может любой желающий:

    ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях Версия для печати

    https://www.drom.ru/

    В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

    Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

    Нарушители заплатят больше

    Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

    Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

    Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

    Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

    Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

    Доплата за некоторые автомобили

    Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

    Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

    В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

    Заявка на выплаты онлайн

    Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

    В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

    Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

    Не прошел техосмотр — остался без выплат

    Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

    Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

    Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

    «Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

    В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

    Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

    Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

    По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

    Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

    «Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

    — рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

    Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

    Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

    ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?

    Камеры на дороге

    Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2021 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.

    Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО

    Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

    В список нарушений вошли:

    • проезд на красный свет;
    • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
    • движение по «встречке»;
    • управление автомобилем в пьяном виде.

    Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

    Штрафы с камер

    Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2021 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.

    Техосмотр

    Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

    Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

    За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

    Диагностическая карта и страховые выплаты

    До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

    Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

    Оформление европротокола онлайн

    В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

    С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

    В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

    Госуслуги

    Еще одна новинка: с 2021 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.

    ОСАГО уходит в онлайн

    По данным РСА, в 2020 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».

    Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:

    *После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.

    Осади ОСАГО! Сколько будет стоить «автогражданка» в 2020 году

    Депутаты предлагают оплатить реформу ОСАГО за счёт нарушителей правил

    До конца года остаётся меньше трёх недель, а законодатели не могут определиться с реформой ОСАГО-2020. Вариантов два — первый, дорогой, предложен Минфином и предусматривает устрашающий рост тарифов. Альтернатива ему — мягкий вариант, разработанный самими депутатами: они предлагают оплатить реформу ОСАГО за счёт нарушителей правил. Мы изучили «суповой набор» предложений, из которого парламентарии пытаются слепить новую «автогражданку».

    Фото: Полина Авдошина

    Вариант № 1: телематика и лимиты до 2 миллионов рублей

    Предложение Минфина экстремально не только с точки зрения стоимости полисов, но и технических сложностей. Например, предлагается повышающий коэффициент не только для нарушителей ПДД, но и для водителей с агрессивной манерой езды. Её оценят с помощью телематических устройств, которые сейчас страховые компании используют в добровольном порядке. В машину устанавливается небольшой блок, фиксирующий интенсивность разгонов и торможений, скоростной режим и резкость манёвров. За грубую езду водителю начисляются баллы.

    Так выглядит телематическое устройство для оценки стиля вождения

    Фото: Артем Краснов

    Два традиционных коэффициента — мощностный и территориальный — предлагают отменить вовсе. Что касается коэффициента мощности, он морально устарел: например, стоимость страховки повышается для автомобилей с двигателями от 50 до 150 л. с., но перестаёт расти для более мощных моделей. Хотя аварийность машин мощностью, например, 99 и 101 л. с. вряд ли различается из-за двух лишних «лошадей».

    Ещё сложнее с территориальным коэффициентом, который зависит от места прописки автовладельца. Ряд городов попал в список неблагополучных, и для них установили непропорциональный коэффициент. Например, для Челябинска и Мурманска он составляет 2,1 единицы — больше, чем в других мегаполисах, включая Москву и Санкт-Петербург. Отмена территориального коэффициента выгодна «дорогим» городам, но может ударить по жителям мелких населённых пунктов, где сейчас ОСАГО дешевле.

    Минфин предлагает увеличить лимит выплат за вред здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Побочным эффектом станет общий рост выплат по здоровью, потому они вычисляются в процентах от суммы лимита. Так, серьёзное сотрясение мозга оценивается в 5%, и увеличение лимита повысит выплаты за такую травму с 25 до 100 тысяч.

    Сторонники законопроекта отмечают низкую стоимость компенсации за ДТП с пострадавшими и погибшими: сейчас лимит составляет 500 тысяч, предлагается 2 миллиона рублей

    Фото: читатель 74.RU

    За чей счёт банкет? За счёт автомобилистов, конечно: тарифный коридор предлагается расширить на 30% в обе стороны. Если сейчас база составляет 2746–4942 рубля, то в случае принятия поправок станет 2112–6425 рублей.

    Как рассчитывается ОСАГО. Страховщики выбирают базовый тариф из коридора 2746–4942 рубля и умножают его на восемь коэффициентов, которые учитывают мощность двигателя, период использования машины, аварийность водителя (коэффициент бонус-малус), возраст и стаж водителя, территорию использования, срок страхования и наличие грубых нарушений. Последний коэффициент зависит не от штрафов ГИБДД, а от нарушений правил страхования.

    Предложения Минфина укладываются в стратегию либерализации ОСАГО, которая идёт последние полтора года. Либерализация включает две идеи — избавление от жёсткого госрегулирования тарифов и учёт индивидуальных особенностей водителя.

    — Сейчас на рынке ОСАГО среди страховщиков идёт ожесточенная конкуренция за клиента, поэтому, даже если этот законопроект будет принят, не стоит ожидать роста средней премии по ОСАГО. Повышение тарифа может произойти разве что для самых злостных нарушителей ПДД, — считает директор управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалёв.

    По мнению эксперта, отмена моратория на изменение тарифа чаще, чем раз в год, для учёта аварийности конкретного водителя также способствует более справедливому ценообразованию по «автогражданке».

    Но рост выплат по здоровью вкупе с отменой двух «жирных» коэффициентов (мощностного и территориального) может спровоцировать рост тарифов до максимальной планки. Эти опасения разделяют некоторые депутаты, поставившие проект Минфина на паузу и предложившие свой вариант.

    Вариант № 2: дорогую страховку получат нарушители-рецидивисты

    Альтернативный законопроект внесла в Госдуму группа депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Проект не столь радикален, и его главная изюминка — введение повышающего коэффициента за нарушения ПДД (эта идея есть и в минфиновском варианте). Речь идёт только о грубых нарушениях: проезде перекрёстка на красный свет, выезде на встречную полосу, превышении скорости на 60+ км/ч, езду пьяным и так далее.

    Предлагается учитывать только штрафы, полученные водителем за год. Какой именно порог по количеству нарушений установят депутаты, неясно: ранее обсуждалась идея наказывать дорогим ОСАГО водителей, которые попались не менее пяти раз за год, — для них предлагался коэффициент 1,86.

    Учитываться будут и нарушения, зафиксированные камерами. По умолчанию виновником будет считаться владелец автомобиля

    Фото: Артем Краснов

    Новый законопроект ограничивает максимальную стоимость страховки для водителей-нигилистов уровнем трёх базовых тарифов, то есть для жителей мегаполиса лимит составит порядка 24–30 тысяч рублей.

    Предложение депутатов технически проще, чем вариант Минфина, поскольку не требует поголовной «оцифровки» водителей с помощью телематических устройств. Но оно требует подключения страховщиков к штрафной базе данных, усложняя задачу.

    Чего ждать в 2020 году

    Дорогой вариант реформы поставили на паузу, но не отвергли окончательно. В Минфине считают его более справедливым в отношении людей, пострадавших в ДТП (поскольку растут выплаты), но также готовы поддержать депутатскую версию «мягкого» проекта. Но и у дорогой версии есть поклонники, например, в её пользу высказался лидер «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов и заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин.

    Обсуждаются и альтернативные идеи, например введение единого полиса гражданской ответственности, который покрывает расходы не только в случае ДТП, но и, допустим, при затоплении чужой квартиры.

    Российский союз автостраховщиков (РСА) категорически опроверг страшилки о подорожании ОСАГО с Нового года на 30%. Ряд СМИ накануне распространил такую информацию, но, судя по всему, перепутал возможный рост максимального тарифа и стоимость полиса (выше объяснялось, что это не одно и то же).

    В целом РСА поддерживает курс на либерализацию ОСАГО. По данным союза, с начала 2019 года, когда тарифный коридор расширили на 20%, средняя стоимость полиса снизилась на 5% относительно уровня 2018 года за счёт обострения конкуренции между страховыми компаниями. Попутно возросли средние выплаты по ОСАГО — с 66 тысяч до 68 тысяч рублей.

    Президент РСА Игорь Юргенс заявил, что страховщики согласны и на компромиссный вариант законопроекта, который возьмёт лучшее от обоих предложений. Основной проблемой современного ОСАГО он посчитал некачественный учёт водительских рисков.

    — Сейчас аварийные водители и нарушители платят за полис столько же, сколько аккуратные автовладельцы, — считает Игорь Юргенс. — То есть хорошие водители, которых у нас более 80 процентов, субсидируют плохих.

    Судя по стагнации в обсуждении реформы ОСАГО, согласовать её концепцию до Нового года депутаты не успеют. Пока законотворцы склоняются к более мягкому варианту, так что мы не ждём массового удорожания «автогражданки» в обозримом будущем.

    С октября этого года резко возросла ценность европротокола — схемы, при которой простые ДТП оформляют без вызова ГИБДД. Лимит выплат вырос до 400 тысяч рублей.

    Заметили ошибку или хотите предложить тему? Пишите на электронную почту редакции «Авто».

    Читайте также:
    Что делать,если моя супруга во время брака тайно оформила на меня кредит?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: