Кто вправе применять к военнослужащим дисциплинарные взыскания

Дисциплинарное взыскание: 3 способа наказать нарушителя

Дисциплинарное взыскание — это наказание, которое работодатель может применить в отношении провинившегося сотрудника. В статье поговорим о том, каких действий и условий требует порядок применения мер наказания. Четкого соблюдения этих условий требует Трудовой кодекс, а в случае их нарушения работодателю самому может грозить крупный штраф.

За что можно наложить дисциплинарное взыскание

Порой работодателю приходится сталкиваться с тем, что работник не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои прямые обязанности. На этот случай трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено право работодателя реализовать в отношении провинившегося сотрудника дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание к работнику применяется при установлении факта совершения им дисциплинарного проступка. В качестве дисциплинарного проступка может расцениваться то или иное нарушение обязательств сотрудника, зафиксированных в трудовом контракте, должностной инструкции, правилах внутреннего трудового распорядка и других положениях организации. Чаще всего наказание следует за несоблюдение трудовой дисциплины — в случае:

  • систематических опозданий и(или) прогулов;
  • преждевременных уходов с работы;
  • невыполнения указаний руководства;
  • явки на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Перечень дисциплинарных проступков может быть продолжен в зависимости от специфики организации. Как правило, наиболее строго наказываются нарушения правил охраны труда, разглашение конфиденциальной информации и несоответствие выполняемой работы принятым критериям качества.

Какие виды дисциплинарных взысканий существуют

Трудовой кодекс Российской Федерации наделяет работодателя правом применять следующие виды дисциплинарных взысканий:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение по соответствующим основаниям ( ст. 192 ТК РФ ).

Зачастую кадровые работники ошибочно полагают, что такая формулировка закона означает ранжирование карательных мер по степени строгости и хронологии применения. На самом же деле трудовое законодательство не содержит подобных указаний, как и не дает четких определений данных понятий. Следовательно, работодатель вправе на свое усмотрение выбрать вид наказания в рамках закона. При этом важно помнить, что ст. 193 ТК РФ позволяет назначить лишь одно наказание за одно дисциплинарное нарушение.

Специфика дисциплинарных взысканий для определенных категорий граждан

Для госслужащих предусмотрен еще один вид дисциплинарного взыскания: предупреждение о неполном должностном соответствии.

Для военнослужащих список дисциплинарных наказаний расширен значительно:

  • строгий выговор;
  • лишение наградного знака отличия;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • досрочное увольнение. В качестве причины в этом случае указывается невыполнение условий контракта;
  • понижение в должности;
  • понижение в звании;
  • отчисление со сборов;
  • отчисление из образовательного учреждения;
  • дисциплинарный арест.

Эти виды наказаний закреплены в специальных законодательных актах о прохождении государственной и военной службы.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Предписания по порядку применения карательных мер к гражданским работникам даны в ст. 192, 193 ТК РФ. В соответствии с ними, при обнаружении нарушения трудовой дисциплины необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Задокументировать факт дисциплинарного нарушения в форме акта или докладной записки.
  2. Запросить у работника письменное объяснение случившегося.
  3. Издать приказ о вынесении того или иного дисциплинарного взыскания, если объяснение не содержит уважительных причин.
  4. Ознакомить под подпись виновного с приказом о дисциплинарном взыскании в течение 3 дней с момента его вынесения.

При составлении приказа необходимо учитывать, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца с даты обнаружения проступка, в соответствии со ст. 193 ТК РФ. Работник может обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в государственную трудовую инспекцию или суд. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания нужно соблюдать неукоснительно, любое его нарушение может стать основанием для принятия решения надзорными инстанциями в пользу работника.

Образец приказа о вынесении дисциплинарного взыскания

Сроки

В месячный срок, который отводится для применения дисциплинарного взыскания, не включается период нахождения на больничном и в отпуске. В этот срок также не входит время, необходимое для получения мнения профсоюзного органа.

Однако законом установлены и иные пресекательные сроки. Взыскание не может быть применено:

  • позднее 6 месяцев с момента совершения проступка;
  • позднее 2 лет, если для выявления нарушения необходимо проведение ревизии или аудиторской проверки;
  • позднее 3 лет, если нарушения относятся к коррупции.

Что такое лишение премии

Невыплата премии — один из излюбленных способов наказания и один из самых спорных вопросов в современной практике. Термин «депремирование» не употребляется в Трудовом кодексе и в некотором роде противоречит ему. Ст. 191 ТК РФ определяет премию как поощрительную меру в отношении работников, «добросовестно исполняющих трудовые обязанности». В то же время ст. 192 ТК РФ, посвященная дисциплинарным взысканиям, не включает депремирование в их перечень. Следовательно, лишение премии в качестве дисциплинарного наказания за проступок неправомерно. С другой стороны, неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей не заслуживает поощрения. Так или иначе, существуют способы манипулирования материальными бонусами в рамках закона. Например, работодатель может включить в положение о вознаграждениях пункт, согласно которому размер премии за определенный период зависит в том числе от того, имело ли в нем место наказание за неисполнение должностных обязанностей.

Читайте также:
Скачать бланк word командировочного удостоверения в 2022 году - нужно ли

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания

Ситуации, связанные с выявлением должностного проступка, часто бывают неоднозначны. Само по себе наложение дисциплинарного взыскания не характеризует человека как личность или работника. Например, формальное отсутствие уважительных причин не отменяет факта профессионального выгорания или состояния стресса, на фоне которых совершено нарушение. В подобных случаях наказание может лишь усугубить ситуацию и демотивировать. Бывают ситуации противоположные, когда единичное наказание способствует мобилизации сотрудника и улучшению его рабочих результатов. В любом случае срок действия дисциплинарного взыскания составляет один год ( ст. 194 ТК РФ ). Однако работодатель имеет возможность проявить индивидуальный подход и снять дисциплинарное взыскание досрочно как по собственной инициативе, так и по ходатайству работника или его непосредственного руководителя (ст. 194 ТК РФ). После истечения года со дня привлечения к ответственности оно снимается автоматически.

Образец приказа о снятии взыскания

Ответственность работодателей за нарушения в порядке применения дисциплинарных взысканий

На основании заявления работника о неправомерном наложении дисциплинарного наказания сотрудники государственных инспекций труда вправе провести проверку обоснованности такого решения. В случае выявления нарушений со стороны работодателя приказ будет признан незаконным, а руководство организации или сама компания как юридическое лицо привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с наложением штрафа в значительном размере (для юрлиц он составляет от 30 000 до 50 000 рублей). При незаконном увольнении сотрудник может быть по своему желанию восстановлен, кроме того, работодатель обязан будет уплатить судебные расходы, моральный вред, заработок за время вынужденного прогула. При этом обоснованность наложения дисциплинарного наказания может проверить только суд, но не трудовая инспекция — это выходит за рамки ее полномочий. Таково мнение Верховного суда РФ. Кроме того, нельзя забывать, что незаконное увольнение предпенсионеров сейчас грозит привлечением к уголовной ответственности.

Кто вправе применять к военнослужащим дисциплинарные взыскания

Порядок применения дисциплинарных взысканий

80. К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены настоящим Уставом, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

81. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением назначенных для проведения разбирательства военнослужащего военной полиции, военнослужащего подразделения собственной безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, которые могут иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

(в ред. Указов Президента РФ от 25.03.2015 N 161, от 09.07.2020 N 450)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, начальником органа военной полиции, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение N 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Читайте также:
Отмена льготы по налогу на имущество организации с 2022 года: описание изменений

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение N 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, и с предложением о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части (начальником органа военной полиции) может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части (начальник органа военной полиции) назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в ходе разбирательства выяснится, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (начальник органа военной полиции) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, а командир воинской части – также органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

81.1. Срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам.

(статья 81.1 введена Указом Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

82. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

83. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

84. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, входящему в состав суточного наряда (несущему боевое дежурство), за дисциплинарный проступок, совершенный им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

85. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание (приложение N 6), после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

86. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Читайте также:
Максимальные процентные ставки потребительских кредитов 2022 были обновлены банками

87. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника).

Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке.

Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.

88. Вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание.

89. Военнослужащий, к которому применено дисциплинарное взыскание за совершенное правонарушение, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

Кто вправе применять к военнослужащим дисциплинарные взыскания

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ
Вооруженных Сил Российской Федерации

(с изменениями на 30 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2008 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В настоящем документе учтено:

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 6-П, согласно которому положения УПК РСФСР, а также все иные нормативные правовые положения, допускающие задержание до судебного решения на срок свыше 48 часов, а также арест (заключение под стражу) и содержание под стражей без судебного решения с 1 июля 2002 года не подлежат применению.

Настоящий Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от своих воинских званий, служебного положения и заслуг должны строго руководствоваться требованиями настоящего Устава.

* В дальнейшем для краткости именуются “воинские части”.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, системы федеральных органов государственной безопасности, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Кроме того, положения Дисциплинарного устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, при ношении ими военной формы одежды.

Глава 1

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

– быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

– выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

– стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

– быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

– поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

– оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

– с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

4. Высокая воинская дисциплина достигается:

– воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

– личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

– поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

– четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

– повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

– созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

5. За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

Читайте также:
Трудовой договор для микропредприятий с 2022 года: образец заполнения

6. В целях поддержания высокой воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:

– изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими различных национальностей;

– знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий;

– немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать всякие действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения); организовывать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

– воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости, широко используя при этом гласность;

– систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вышестоящему командиру (начальнику), а о преступлениях и происшествиях – немедленно.

Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих – важнейшая обязанность командира (начальника). Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, привлекается к ответственности.

7. Командир (начальник) должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира (начальника) о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства.

8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан.

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.

За преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.

В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и дисциплины принять все установленные законами и воинскими уставами меры. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени – в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года N 671, – см. предыдущую редакцию).

10. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе “Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях” (глава 3).

Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

11. Командиры (начальники), должности которых в настоящем Уставе (приложение 1) не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности:

а) младший сержант, сержант, старшина 2 статьи и старшина 1 статьи – властью командира отделения;

б) старший сержант и главный старшина – властью заместителя командира взвода;

в) старшина и главный корабельный старшина, прапорщик и мичман, старший прапорщик и старший мичман – властью старшины роты (команды);

г) младший лейтенант, лейтенант и старший лейтенант – властью командира взвода (группы);

д) капитан и капитан-лейтенант – властью командира роты (корабля IV ранга);

е) майор, подполковник, капитан III ранга и капитан II ранга – властью командира батальона (корабля III ранга);

Читайте также:
Продажа неприватизированной квартиры: можно ли продать, раздел, обмен и прописка в неприватизированной квартире

ж) полковник и капитан I ранга – властью командира полка (корабля I ранга);

з) генерал-майор и контр-адмирал – властью командира дивизии;

и) генерал-лейтенант и вице-адмирал – властью командира корпуса (эскадры);

к) генерал-полковник и адмирал – властью командующего армией (флотилией);

л) генерал армии, адмирал флота и Маршал Российской Федерации – властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом.

При временном исполнении обязанностей по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.

12. Заместители командиров подразделений, воинских частей и соединений, старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им лиц пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.

На кораблях, где имеются старший помощник и помощник командира корабля, последний пользуется дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных старшему помощнику.

13. Офицеры от заместителя командира полка и ниже при нахождении с подразделениями или командами в командировке в качестве их начальников, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей части пользуются дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

Военнослужащие, назначенные начальниками команд, в указанных ранее случаях пользуются дисциплинарной властью: солдаты, матросы, сержанты и старшины – властью старшины роты (команды); имеющие воинское звание старшина, главный корабельный старшина, прапорщик и мичман – властью командира взвода (группы); прапорщики и мичманы, занимающие должности командиров взводов (групп), – властью командира роты.

14. Офицеры – командиры подразделений слушателей и курсантов – в военных образовательных учреждениях профессионального образования пользуются дисциплинарной властью в отношении подчиненных им лиц на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

15. Министр обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации пользуется дисциплинарной властью в полном объеме настоящего Устава.

16. Заместители министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных министру обороны.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Глава 2

17. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

Каждый командир (начальник) в пределах прав, предоставленных ему настоящим Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.

В том случае, когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).

18. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля I ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей II ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст.11 дисциплинарной властью командира батальона (корабля III ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам

19. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения:

а) снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

б) объявление благодарности;

в) сообщение на родину или по месту прежней работы (учебы) военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 12.04.2018 N 201-КГ18-11

при секретаре Фомине С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя командира войсковой части 9596 на решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 19 июля 2017 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 5 октября 2017 г. по административному исковому заявлению (далее – заявление) военнослужащего войсковой части 9596 капитана Моисеева Олега Валерьевича об оспаривании приказа командира войсковой части 9596 о привлечении административного истца к дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснение представителей командира войсковой части 9596 Баянова А.Ю. и Каргиной Ю.А. в обоснование доводов кассационной жалобы и возражения административного истца Моисеева О.В. против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решением Солнечногорского гарнизонного военного суда от 19 июля 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 5 октября 2017 г., удовлетворено заявление Моисеева О.В., в котором он просил признать незаконным приказ командира войсковой части 9596 от 21 марта 2017 г. N 43-лс об объявлении административному истцу строгого выговора за отсутствие 15 ноября 2016 г. на службе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.

Читайте также:
Для чего нужны карточки прописки по месту жительства формы 16 и формы 9?

Определением судьи Московского окружного военного суда от 22 декабря 2017 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель командира войсковой части 9596 просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.

В обоснование жалобы он указывает на ошибочность вывода судов об уважительности причин отсутствия Моисеева О.В. на службе, поскольку его опоздание на более чем четыре часа было обусловлено личной недисциплинированностью и неправильным выбором вида транспорта, которым он следовал к месту службы.

Кроме того, представитель административного ответчика обращает внимание на недопустимость принятого судом в качестве доказательства договора об оказании Моисееву О.В. услуг по эвакуации автомобиля, который не был предметом рассмотрения командира воинской части при проведении разбирательства по факту опоздания административного истца на службу. При этом суд необоснованно отказал в исследовании представленной командованием справки МВД России о том, что автомобиль, на котором Моисеев О.В., согласно его пояснениям, ехал на службу по указанной им автодороге, камерами видеофиксации обнаружен не был.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что 15 ноября 2016 г. Моисеев О.В., проходящий военную службу по контракту в войсковой части 9596, опоздал на службу более чем на четыре часа (вместо прибытия к 7-ми часам 30 минутам он прибыл на службу в 12 часов 44 минуты), в связи с чем приказом командира войсковой части 9596 от 21 марта 2017 г. N 43-лс ему был объявлен строгий выговор.

Признавая приказ незаконным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился окружной военный суд, исходил из того, что опоздание Моисеева О.В. на службу было обусловлено объективной причиной (поломкой автомобиля, на котором он следовал к месту службы, и необходимостью в связи с этим его эвакуации к месту жительства), о возникновении которой он поставил в известность старшего смены пограничных нарядов.

Таким образом, суды расценили в качестве уважительной причины опоздания административного истца на службу необходимость эвакуации им в служебное время неисправного личного автомобиля.

Между тем судами оставлено без внимания, что причиной опоздания Моисеева О.В. на службу явилась его личная недисциплинированность, выразившаяся в том, что он несвоевременно убыл от места жительства к месту службы (проспал).

Это обстоятельство установлено по результатам проведенного расследования и подтверждено в судебном заседании объяснениями административного истца и показаниями свидетеля И. исполнявшего в тот день обязанности старшего смены пограничных нарядов.

В ходе расследования также установлено, что около 7 часов 45 минут 15 ноября 2016 г. Моисеев О.В. проинформировал по телефону старшего смены пограничных нарядов И. о том, что он прибудет на службу с опозданием, так как проспал. После этого, около 11 часов 35 минут, И. перезвонил Моисееву О.В. с целью выяснить его местонахождение, на что тот сообщил о следовании к месту службы с Белорусского вокзала поездом “Аэроэкспресс”. Дополнительных докладов о причинах опоздания до прибытия к месту службы от административного истца не поступало.

Установив указанные обстоятельства и сопоставив необходимое время поездки Моисеева О.В. общественным транспортом от места его жительства до места службы, командир воинской части посчитал, что тот имел возможность прибыть на службу до истечения четырех часов после начала рабочего дня. При этом в течение указанного времени административный истец установленным порядком от исполнения служебных обязанностей не освобождался, а уважительные причины его опоздания отсутствовали.

Согласно п. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Федеральный закон “О статусе военнослужащих”) отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени по своему характеру является грубым дисциплинарным проступком.

Читайте также:
Как рассчитывается транспортный налог на автомобиль и пени за просрочку в 2022 году?

Таким образом, командир воинской части обоснованно расценил как грубый дисциплинарный проступок отсутствие административного истца на службе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.

Что касается ссылки Моисеева О.В. на необходимость за счет служебного времени эвакуации к месту жительства принадлежащего ему автомобиля, то это обстоятельство к уважительным причинам не относится. Тем более что, как следует из материалов дела, административный истец в установленном порядке не получал разрешения на отсутствие на службе для решения личных вопросов.

Совершение административным истцом дисциплинарного проступка установлено в результате разбирательства, которое проведено в соответствии со ст. 28.1 – 28.10 Федерального закона “О статусе военнослужащих” и ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее – Дисциплинарный устав).

Порядок привлечения административного истца к дисциплинарной ответственности нарушен не был.

Из материалов дела следует, что о факте опоздания Моисеева О.В. на службу командованию стало известно 31 декабря 2016 г., и в тот же день было назначено разбирательство, которое проводилось до 10 марта 2017 г. по причине освобождения административного истца от исполнения обязанностей ввиду болезни и нахождения его в отпуске.

Моисеев О.В. был проинформирован о проводившемся в отношении него разбирательстве с разъяснением ему прав и предоставлением возможности дать объяснения и представить доказательства, а после окончания этого разбирательства он был ознакомлен со всеми материалами о дисциплинарном проступке, как это установлено п. 1 ст. 28.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Согласно ст. 81 Дисциплинарного устава принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство, в ходе которого должно быть установлено: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); лицо, совершившее дисциплинарный проступок; вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка; данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок; наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка; обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего; обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Все эти обстоятельства установлены в ходе проведенного разбирательства, что следует из его материалов. Приобщение к материалам дела разбирательства письменных документов из материалов другого разбирательства, проводившегося по факту совершения административным истцом еще одного дисциплинарного проступка, на правильность выводов по данному разбирательству не влияет. Эти документы относились к проводившемуся разбирательству и способствовали установлению обстоятельств, подлежащих выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

По окончании разбирательства составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, который соответствует требованиям п. 7 ст. 28.8 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

При применении к Моисееву О.В. дисциплинарного взыскания командир воинской части учел характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность заявителя, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность, как это предусмотрено ст. 28.5, 28.6 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

При таких данных приказ командира войсковой части 9596 от 21 марта 2017 г. N 43-лс об объявлении административному истцу строгого выговора следует признать законным, а вывод судов об обратном является ошибочным.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.

Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 19 июля 2017 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 5 октября 2017 г. по административному исковому заявлению Моисеева Олега Валерьевича отменить, принять по делу новое решение, которым Моисееву О.В. в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Как наказывают военных за нарушение дисциплины?

Военнослужащие, как и сотрудники не силовых организаций, обязаны соблюдать определённые правила. За нарушение правил предусмотрены санкции, закреплённые в нескольких российских правовых актах.

Но к ответственности виновника в нарушении дисциплины нужно привлекать в установленные сроки и на законных основаниях.

Нормативная база

Основной правовой документ, регулирующий права и обязанности военнослужащих — закон №76, принятый в мае 1998 года.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Заявление о привлечении к уголовной ответственности образец".

Нормативная база

Его задача — обеспечение социальных и правовых интересов военнообязанных, а так же определение круга их обязанностей, связанных со службой в армии.

Также существует и другой федеральный акт — Указ Президента №1495, которым утверждены общие положения воинских уставов. Согласно Указу, который принят в ноябре 2007 года, положения уставов не должны противоречить закону №76. В публикации будут использоваться понятия, правила и требования, закреплённые и в 76-м законе («О статусе военнослужащих»), и в Указе.

Виды ответственности

  • Если военнослужащий нарушит административный порядок или совершит преступление, в отношении него будут действовать нормы Уголовного или Административного кодексов. То есть уголовную или административную ответственность он понесёт по общим правилам.
  • За нарушение устава военный может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. При этом проступок может содержать состав административного правонарушения. Однако при наложении санкций будут действовать нормы не Административного кодекса, а 76‑го закона.

По закону ответственность несут не только контрактники или срочники, но и граждане, призванные на сборы.

Основания для привлечения

Военнослужащий

Воинская дисциплина может быть нарушена проступком:

  • умышленным;
  • неосторожным;
  • грубым;
  • мелким.

Умысел подразумевается тогда, когда виновный сознавал, что делал, а значит, мог предвидеть, к каким последствиям приведут его действия (или бездействие). Если военнослужащий действовал неосторожно и не подозревал о последствиях, его проступок не считается умышленным.

Мелкие проступки — это действия (или бездействие), в результате которых большого вреда ни порядку, ни посторонним лицам не причинено. Например:

    ;
  • не грубое нарушение режима воинской части и т.п.

Вместе с тем в Указе №1495 содержится перечень грубых нарушений дисциплины. К ним относятся обстоятельства:

  • неуставные взаимоотношения («дедовщина»);
  • оставление территории части без разрешения (исключение — офицеры);
  • неявка в положенный день из увольнения (с корабля, из командировки, из отпуска, из госпиталя или больницы);
  • отсутствие на месте службы дольше 4 часов без уважительных причин;
  • неявка по повестке в военкомат;
  • нарушение порядка несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, патрулирования, охраны общественного порядка;
  • повреждение, растрата, незаконное использование имущества воинской части (умышленное и неосторожное);
  • неправильное обращение с боеприпасами, оружием, техникой, взрывчаткой и т.д., если причинён вред людям или имуществу воинской части;
  • нарушения ПДД и правил управления автомобилями и другой техникой, если неосторожностью причинён вред людям или имуществу;
  • нахождение на службе в алкогольном или другом опьянении (в том числе и отказ от медосвидетельствования);
  • бездействие командира по предотвращению дисциплинарных проступков его подчинёнными.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарное взыскание

За нарушение воинской дисциплины в отношении виновников могут быть приняты меры:

    (в том числе, строгий);
  • лишение увольнения;
  • лишение нагрудного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании (на ступень);
  • увольнение со службы до окончания действия контракта;
  • отчисление из военного училища или ВУЗа;
  • отчисление со сборов;
  • дисциплинарный арест (не дольше, чем на 45 суток).

Важно — нельзя арестовать:

  • офицера;
  • призывника, не принявшего присягу;
  • несовершеннолетнего;
  • военнослужащую.

Порядок наложения

Взыскания на виновных накладываются в строгом соответствии с 76‑м законом.

При этом сначала назначается разбирательство, результатом которого станут доказательства вины военнослужащего. На основании собранных доказательств накладывается взыскание.

Воинский шеврон

Алгоритм наложения таков:

  1. при обнаружении нарушения непосредственным командиром виновного составляется рапорт о нарушении;
  2. если имел место грубый проступок, составляется протокол;
  3. с протоколом и материалами разбирательства знакомится виновник, который обязан объяснить письменно причины проступка;
  4. при необходимости военнослужащему может быть предоставлен адвокат;
  5. командир виновного в 10‑дневный срок предоставляет результаты разбирательства, протокол и объяснения виновника командиру части;
  6. командир части максимум два дня рассматривает материалы и принимает решение о виде взыскания или о направлении материалов в военный суд (если имело место преступление или грубое нарушение).

При назначении вида наказания командир части обязан учесть:

  • умышленно совершён проступок или неосторожно;
  • какие последствия он повлёк (тяжёлые или незначительные);
  • характеристику личности виновного.

Применяется взыскание не позже 10 дней с момента передачи материалов.

При этом решение командира части виновный может обжаловать вышестоящему командиру или в военном суде, если считает себя невиновным.

Решение командира части оформляется по правилам документооборота, принятым в части. Какой‑то особой формы приказа о наложении взыскания не существует.

Когда привлечение к ответственности не допускается?

К ответственности виновного в нарушении дисциплины нельзя привлечь, если с момента совершения проступка прошёл год. Этот же срок предусмотрен и для применения наказания.

Ответственность

Кроме этого, статья 28.3 закона №76 запрещает привлекать военных за проступки, совершённые при обстоятельствах:

  • исполнение приказа командира;
  • при необходимой обороне (без превышения пределов);
  • при задержании преступника (если другие меры принять было невозможно);
  • в условиях необходимости (без превышения пределов);
  • в условиях обоснованного риска;
  • под воздействием принуждения;
  • если виновный уволен со службы.
Читайте также:
Загранпаспорт ребенку до 14 лет через Госуслуги: оформление и получение

При этом оговаривается, что за один проступок может быть назначен только один вид наказания.

Последствия взыскания

Наложенные взыскания заносятся в служебную карточку и учитываются в дальнейшем при вынесении решения о поощрениях или взысканиях. Исполняются наказания в зависимости от его вида:

  • объявляются перед строем (в отношении офицеров — лично или на совещании);
  • при лишении увольнения виновник в течение недели не имеет права покидать часть и участвовать в культурных мероприятиях;
  • арест предполагает изоляцию (помещение на гауптвахту);
  • отчисление или досрочное увольнение со службы происходит без согласия и участия виновника.

Как снимается взыскание?

Если поведение военнослужащего исправлено, его командир ходатайствует перед командиром части о снятии взыскания, тогда оно снимается досрочно. В остальных случаях взыскание действует год.

После снятия взыскания в служебной карточке делается отметка об этом.

входит ли больничный в расчет отпускных

Узнайте, какие выплаты положены после родов.

Как правильно рассчитать заработную плату, узнайте в нашей статье.

Ваша командировка выпала на выходной день? Изучите этот материал!

Поощрения

начисление отпускных

Отличившихся военнослужащих их непосредственные командиры имеют право представить к поощрению. Видов поощрения несколько:

  • награждение государственными наградами, знаками отличия, почётными грамотами, подарками и деньгами;
  • снятие взыскания;
  • сообщение родственникам;
  • объявление благодарности;
  • досрочное присвоение очередного звания;
  • занесение в книгу почёта;
  • награждение именным оружием.

Объявляются поощрения перед строем, на совещаниях или лично. Может быть издан приказ о поощрении и объявлен публично.

Если военнослужащий был наказан за нарушение дисциплины, поощрить его могут только снятием взыскания.

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Дисциплинарный устав ВС РФ

Воинская дисциплина – одна из основ боеготовности Вооруженных Сил государства. Беспрекословное подчинение приказам, и соблюдение уставных требований в мирное время, обеспечивают слаженность действий подразделения в боевых условиях.

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, регламентированы одним из четырех нормативно-правовых воинских документов – Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил (ВС) РФ. Законодательным фундаментом использования системы поощрений и наказаний является Закон «О статусе военнослужащих».

Об обязанностях и дисциплинарной власти

Наказания, которым может подвергаться военнослужащий, необязательно должны иметь административное или уголовное основание. Большинство взысканий, применяемых к личному составу, касаются нарушения воинской дисциплины и неисполнения воинских обязанностей.

К основным обязательствам человека в погонах относятся:

  • верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
  • четкое исполнение приказов;
  • следование уставным правилам;
  • уважение к командирам и военачальникам;
  • строгая сохранность информации, касающейся государственной тайны;
  • укрепление боевого товарищества;
  • достойное поведение;
  • безупречный вид обмундирования.

Дисциплинарной властью, то есть правом принятия решения о наказании и поощрении, наделены командиры подразделений. Правами, предоставленными нижестоящим начальникам, всегда обладает и вышестоящее командование. Взыскания, налагаемые на подчиненных, являются методом воспитательной работы.

Его основные функции заключаются в следующем:

  • осознание проступка;
  • несение наказания, соответствующего провинности;
  • профилактика нарушений воинской дисциплины.
  • развитие одного из ключевых качеств воина – самодисциплины.

Взыскания в армии подразделяются на несколько видов, и накладываются по принципу: одно нарушение – одно наказание. То есть, к бойцу не может быть применено несколько видов взысканий за одну и ту же провинность. Применение конкретного вида дисциплинарного взыскания военнослужащих зависит от степени тяжести совершенного проступка.

Анализ поощрений и взысканий ведется в каждом подразделении в виде картотеки. Ознакомиться со сведениями, занесенными в служебную карточку, можно раз в полгода, под роспись. При повышении в звании, данные о наложенных взысканиях аннулируются, вместе со старой служебной карточкой. В новую карточку заносится информация о вынесенных поощрениях.

Служебная карточка военного

Образец Служебной карточки военнослужащего

Спектр возможных наказаний в армии

В отношении рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву, могут быть вынесены следующие дисциплинарные санкции:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в карточку, без занесения);
  • наряд вне очереди (максимум может быть назначено пять нарядов);
  • лишение увольнительной на недельный срок, включая посещение праздничных мероприятий, организованных на территории воинской части;
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • понижение воинского звания (для сержантов и старшин);
  • запрет на ношение нагрудного знака;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

Разжалование в звании может быть сопряжено с переводом на нижестоящую должность. К прапорщикам и офицерам, а также личному составу, проходящему военную службу на контрактной основе, применяются:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в личное дело, либо без занесения);
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • разжалование в звании (для сержантов и старшин), офицерский состав под данное наказание не попадает;
  • реквизиция нагрудного знака;
  • предупреждение о служебном несоответствии занимаемой должности;
  • лишение части денежного довольствия (тринадцатой зарплаты, ежемесячной или ежеквартальной премии);
  • увольнение по дискредитации;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.
Читайте также:
Развод в судебном порядке при наличии детей: какую инстанцию выбрать и какие вопросы задают в суде

В случае, когда проступок связан с административным нарушением или уголовным деянием, командир части обязан сообщить в военную прокуратуру. Это относится как к бойцам срочной службы, так и к военнослужащим по контракту.

Справка! В перечень дисциплинарных наказаний и оснований для служебного расследования не входит замечание командира, сделанное в устной форме. Устное порицание не заносится в личное дело или карточку военнослужащего.

Неполный перечень проступков, за которые налагается взыскание

Дисциплинарные проступки могут носить умышленный и неумышленный характер совершения. По степени тяжести их квалифицируют, как:

  • незначительные или мелкие;
  • значительные;
  • грубые.

Незначительными считаются провинности, вследствие которых не последовало причинение ущерба или вреда. К примеру, неуставная форма одежды военнослужащего, опоздание в строй или из увольнения бойца, проходящего военную службу по призыву.

Грубыми проступками, которые неизбежно влекут наложение взыскания, являются:

  • Неуставные взаимоотношения, проявляющиеся в дедовщине (дискриминация по продолжительности срока службы), либо землячестве (организация групп по территориальному принципу проживания на гражданке).
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  • Манкирование служебными обязанностями и самовольное покидание места службы.
  • Нарушение сроков предоставленного отпуска (задержка либо неявка).
  • Пренебрежение правилами порядка суточного наряда или боевого дежурства.
  • Действия, повлекшие неисправность или уничтожение материально-технической базы и имущества воинской части.
  • Некорректное обращение со стрелковым оружием, предметами вооружения и метаемым снаряжением (боеприпасами), в результате чего был причинен материальный ущерб или вред здоровью людей.

Наряд по кухне

Внеочередной наряд по кухне, как один из видов наказания за незначительное нарушение воинской дисциплины

Для военнослужащих в должности водителей, значительным проступком является нарушение Правил дорожного движения.

Правила наложения наказаний в армии

В Уставе ВС строго определен порядок применения дисциплинарных взысканий военнослужащих. Совершение проступка влечет назначение расследования, с целью сбора доказательств вины, на основе которых и будут наложены санкции.

Примерная последовательность действий при выявлении нарушения:

  • командир подразделения пишет рапорт на имя командира части (в случае грубой провинности составляют протокол);
  • обвиняемого знакомят с приведенными доказательствами;
  • военнослужащий, совершивший проступок, дает письменное объяснение своим действиям;
  • командир подразделения предоставляет материалы расследования командованию воинской части;
  • командование части обязано ознакомиться с документами, и вынести распоряжение о виде налагаемого взыскания.

Приказ о наказании оглашается перед строем, если это касается военнослужащих из числа рядового и сержантского состава. В отношении офицеров и прапорщиков взыскание объявляется среди равных по званию или вышестоящих офицеров.

Коротко о сроках

Для расследования нарушения командиру подразделения дается десять дней. Вынести решение о виде наказания командование должно в течение двух дней. Ответственность вступает в силу после подписания командиром части приказа о наказании. При отсутствии возможности наказать военнослужащего немедленно (ранение, болезнь), срок исполнения составляет 30 дней.

За нарушение, содеянное во время несения боевого дежурства или суточного наряда, ответственность наступает после сдачи полномочий (дежурного, дневального и т.д.). Исполнение наказания за пьянство осуществляется после обретения военнослужащим адекватного состояния.

Служебное несоответствие объявляется не чаще, чем 1 раз в 12 месяцев. Мелкие и значительные взыскания подлежат автоматическому снятию спустя год (если за этот промежуток времени наказание не было исполнено, решение аннулируется). Оспорить распоряжение можно в течение 10 суток.

Досрочное снятие взыскания возможно по ходатайству командира подразделения перед командованием части за своего бойца. Снятие наложенного взыскания в Вооруженных Силах является одним из видов поощрения.

Обжалование распоряжения о дисциплинарном взыскании

Право обжаловать решение о наложении дисциплинарного взыскания предоставляется в случае:

  • недостаточного количества доказательств;
  • ложного обвинения;
  • несоответствия тяжести проступка объявленному наказанию, когда за незначительную провинность применяются слишком жесткие меры.

Жалоба подается на имя вышестоящего командира. В более серьезных случаях – в военный суд. Теоретически, право оспорить решение о наказании есть у каждого военнослужащего. Практически это работает крайне редко и только среди офицерского состава.

Итоги

Дисциплинарные взыскания, применяемые в армии – это мера воспитательного воздействия на подчиненных, закрепленная законодательно в Федеральном Законе, регламентирующем статус военнослужащих и Дисциплинарном уставе ВС РФ. Нормативно-правовой документ определяет:

  • перечень проступков и нарушений воинской дисциплины;
  • виды и степени наказаний;
  • порядок наложения;
  • правила доведения до провинившегося (обвиняемого);
  • сроки исполнения;
  • возможности обжалования.

Наложение взыскания – обязанность командира подразделения. В случае сокрытия нарушения или пренебрежения к создавшейся ситуации, наказанию будет подвержен сам командир подразделения со стороны вышестоящего начальства. Все взыскания, равно как и поощрения, заносятся в служебную карточку военнослужащего. Исключение составляет устное порицание командира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: