Конкурентные закупки в рамках 223-ФЗ: основные способы, порядок проведения и законодательное регулирование

Закупки по 223-ФЗ

Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.

  1. 223-ФЗ о закупках простыми словами
  2. Особенности госзакупок по 223-ФЗ
  3. Виды закупок по 223-ФЗ
  4. Отличие от 44-ФЗ
  5. Кто работает по 223-ФЗ
    1. Требования к участникам
    2. Необходимые документы
    1. На кого распространяются требования №223-ФЗ?
    2. В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
    3. Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
    4. Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?

    223-ФЗ о закупках простыми словами

    Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

    • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
    • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
    • различные бюджетные учреждения.

    Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

    Особенности госзакупок по 223-ФЗ

    Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.

    Виды закупок по 223-ФЗ

    Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:

    1. Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
    2. Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
    3. Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
    4. Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
    5. Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.

    Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.

    Отличие от 44-ФЗ

    Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.

    В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.

    Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.

    Кто работает по 223-ФЗ

    Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.

    Требования к участникам

    К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.

    Необходимые документы

    Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:

    • паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
    • регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
    • документы, подтверждающие полномочия руководителя;
    • налоговую или финансовую отчетность;
    • документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
    • при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.

    Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

    Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.

    Минимальные сроки на подачу заявок

    Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.

    Конкурентные закупки в рамках 223-ФЗ: основные способы, порядок проведения и законодательное регулирование

    (введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

    2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

    3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

    5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

    6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

    7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

    8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.

    9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

    10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.

    13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

    1) дата подписания протокола;

    2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

    3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

    а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

    б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

    4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

    5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

    6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

    14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее – итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

    1) дата подписания протокола;

    2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

    3) утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

    5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

    а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

    б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

    6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

    7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

    8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

    15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

    16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

    17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

    18. Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – “шаг аукциона”). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

    19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

    20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

    21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

    22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

    24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

    25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

    26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

    1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

    2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

    27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

    28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (с изменениями и дополнениями)

    6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2018 г., 1 мая, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 24 апреля, 31 июля, 22 декабря 2020 г., 24 февраля, 5 апреля, 1, 2 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

    ГАРАНТ:

    Об исчислении сроков, предусмотренных настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в случае, если в 2020 г. в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, Президентом РФ принято решение об установлении нерабочих дней см. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

    См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона

    См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением настоящего Федерального закона, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.

    См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    18 июля 2011 г.
    N 223-ФЗ

    Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

    Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на “дочек” и “внучек” перечисленных юрлиц.

    Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.

    На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

    Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

    Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

    Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

    Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 16 апреля 2021 г.

    Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 452-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г. и 1 апреля 2021 г.

    Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 447-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 21 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 435-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 443-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г.

    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 31 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

    Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта “в” пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

    Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

    Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ в 2021 году

    Конкурентные закупки по 223-ФЗ — это торговые процедуры, за право победить в которых борются несколько поставщиков. В 2021 году правила проведения таких тендеров существенно изменились.

    Что относится к конкурентным закупкам по 223-ФЗ

    В законе о заказах отдельными видами юридических лиц закреплено, что включают конкурентные закупки по 223-ФЗ, — это торги, которые проводятся с одновременным соблюдением определенных требований:

    • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части Единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
    • заказчик гарантирует честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
    • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
    • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.

    Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно составить документацию по 223-ФЗ.

    Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

    Такие заказы осуществляются в электронной форме. В положениях действующего законодательства разъясняется, проводятся ли конкурентные закупки по 223-ФЗ не в электронной форме, — да, если заказчик утвердит такие особые случаи в положении о закупке.

    Тендеры, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся исключительно в электронной форме.

    Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик вправе воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ.

    Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ

    Подробная инструкция приведена в статьях 3.2–3.5 223-ФЗ. В ст.3.2 закреплен порядок проведения конкурентных заказов, а в ст. 3.3 разбираются торги в электронной форме. Заказчики проводят процедуры по правилам, установленным 223-ФЗ и локальным положением о закупке.

    Актуальная таблица сроков проведения закупочных процедур по 223-ФЗ в 2021 году:

    • для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
    • для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
    • для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.

    Вот инструкция, как провести закупки по 223-ФЗ в 2021 году:

    1. Заказчик формирует документацию о конкурентном тендере и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники направляют заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
    2. Участники направляют запросы на разъяснение извещения и документации. Заказчик обязан ответить в течение 3 рабочих дней после поступления запроса.
    3. При необходимости отмены торгов организация-заказчик оформляет документы до момента окончания срока подачи заявок. Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
    4. Для определения поставщика в конкурентном тендере создается комиссия по осуществлению конкурентной закупки. Члены комиссии изучают и оценивают заявки, публикуют протоколы и определяют победителя, указывая его в итоговом протоколе.
    5. С победителем конкурентных заказов в обязательном порядке заключается договор. В остальных случаях заказчик вправе не подписывать договор с победителем без объяснения причин.

    Конкурентные процедуры в электронной форме проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса электронных торгов должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). В законе строго не указано, на каких торговых площадках можно размещать конкурентную закупку по 223-ФЗ, — конкурентные тендеры проводятся на всех лицензированных площадках, на которых авторизованы заказчик и потенциальные исполнители. Участник, подавший запрос на участие в заказе, вправе отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

    Конкурентные закупки в электронной форме

    Каковы особенности заказов у МСП

    Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер объявляется исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

    • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
    • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
    • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

    Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта соглашений и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4). В 2021 году конкурентные способы закупки по 223-ФЗ существенно изменились (Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020).

    Вот какой алгоритм требуется соблюдать при конкурентных заказах у субъектов малого и среднего предпринимательства:

    Шаг 1. Готовим закупочную документацию. Законодатели прописали закрытый перечень сведений, предоставление которых заказчик вправе потребовать от участников. К ним относятся:

    • название, адрес, учредительный документ, если участник — юридическое лицо;
    • Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — индивидуальный предприниматель;
    • ИНН участника или его аналог (для зарубежных участников);
    • данные об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
    • предложение по предмету закупки;
    • предложение о цене договора (за исключением электронного аукциона).

    Кроме того, заказчикам дали возможность запроса на декларирование ряда сведений. Например, информацию о том, что деятельность участника не приостановлена. Следует запрашивать сведения, актуальные на дату подачи заявки.

    Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.

    Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений есть критерии и порядок оценки заявок, то заказчик вправе указать, какие еще сведения участники обязаны предоставить. Но если их нет, это не повод для отклонения.

    Требовать иные документы и информацию от участников закупки нельзя. Этот перечень исчерпывающий.

    Шаг 2. Размещаем извещение и закупочные документы.

    Шаг 3. Рассматриваем заявки. В обновленном 223-ФЗ утвердили требования к составу заявки в зависимости от способа определения поставщика. Например, заявка на электронный аукцион теперь состоит из двух частей:

    1. Предложение по объекту тендера.
    2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из 2-й части заявки понадобятся, если в закупочной документации закреплена обязанность их предоставить.

    А в заявку на электронный запрос котировок придется включить только обязательные документы и информацию, если это прописано в закупочной документации.

    Шаг 4. Проводим процедуру по всем действующим правилам. Основные нововведения таковы: среди этапов электронного конкурса не предусматривается квалификационный отбор участников. Изменился и порядок использования конкурсных этапов. Например, сроки для каждого из них придется указать не в извещении, а в документации. Заказчик в локальном положении указывает, может ли конкурентная закупка по 223-ФЗ включать в себя дополнительные этапы, и перечисляет порядок проведения таких этапов. Кроме того, у исполнителей больше нет возможности подачи окончательного ценового предложения.

    Шаг 5. Заключаем и исполняем договор.

    Если есть гостайна

    Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

    Задорожнева Александра

    В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

    Как проводятся конкурентные процедуры по 223-ФЗ и какие виды закупок предпочтительнее для заказчика?

    В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.

    Порядок выбора исполнителя зависит от вида конкурентной процедуры и условий закупки.

    Понятие и регулирование конкурентных закупок

    Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.

    Выбор исполнителя происходит на принципах равноправия, справедливости и здоровой конкуренции между претендентами на заключение договора. Для исключения возможной коррупции конкурентные процедуры проводятся преимущественно в электронной форме под контролем антимонопольной службы.

    Законодательное регулирование конкурентных процедур осуществляется:

      ; ;
    • Положением о закупке; ;
    • местными нормативными актами.

    В ст. 3 закона № 223 приведены условия конкурентной закупки, а в ст. 3.2-3.3 указан порядок определения исполнителя. Закон № 135 устанавливает требования к проведению конкурентных процедур и порядок рассмотрения жалоб на заказчиков при нарушении порядка таких процедур (ст. 18.1 закона № 135).

    Ст. 447-449.1 ГК РФ определяют особенности заключения договора по результатам торговых процедур, а Положение о закупке, формируемое заказчиком, определяет детальный порядок таких процедур в рамках законодательства о закупках. Местные законы регулируют проведение закупок в конкретном регионе или отрасли хозяйствования.

    Виды и формы конкурентных процедур

    Для выбора поставщика товаров, услуг или подрядчика для выполнения работ в рамках 223-ФЗ предусмотрены следующие процедуры:

      ; на понижение;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
    • конкурентные переговоры;
    • иные процедуры, определенные заказчиком.

    Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц.

    Торговые процедуры

    Согласно ч. 3.1.ст 3 закона № 223, к торгам относят конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

    При проведении торговых процедур сведения об условиях закупки размещаются в открытом доступе в ЕИС, а также на электронных торговых площадках и сайте заказчика, после чего потенциальные исполнители подают заявки на участие. В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.

    При торгах в форме аукциона договор заключается с участником, который предложил самую низкую цену, а конкурс предполагает заключение договора с лицом, предложившим лучшие условия выполнения закупки.

    Аукцион и конкурс являются предпочтительными для заказчика способами выбора поставщика в следующих случаях:

    • при большом количестве потенциальных участников закупки;
    • при высокой начальной цене договора (более 10 миллионов рублей);
    • когда сроки осуществления закупки позволяют выделить время на подготовку документации и проведение конкурса или аукциона.

    При планировании сроков торговых процедур нужно учитывать, что если ни один из участников не подходит под требования заказчика, то конкурс (или аукцион) не состоится, и потребуется дополнительное время на определение исполнителя заказа.

    Выбор исполнителя путем запроса предложений происходит следующим образом:

    1. Заказчик размещает в ЕИС требования к закупке.
    2. Участники предлагают условия исполнения.
    3. Договор заключается с лицом, предложившим самые подходящие условия.

    Данная процедура отличается от конкурса тем, что каждый участник может оценивать предложения других участников, которые публикуются в ЕИС, и подавать новое предложение, а участники конкурса не могут подавать более одной заявки на закупку.

    Запрос котировок предполагает заключение договора с лицом, предложившим выполнить заказ за самую низкую цену. Главное отличие от аукциона заключается в отсутствии необходимости делать ставки по цене: рассматривается цена, поданная в составе заявки. Для дальнейшего снижения цены может быть проведена процедура переторжки.

    Использование запросов котировок или предложений в целях выбора исполнителя является более предпочтительным для небольших закупок, а также закупок товаров или услуг, имеющих сложные характеристики, так как условия таких процедур, включая сроки размещения сведений в ЕИС и на торговых онлайн-площадках, определяются самим заказчиком в Положении о закупке.

    Если торговая процедура признана состоявшейся, заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры, а при выборе исполнителя с помощью процедуры, не относящейся к торгам, заключение договора необязательно: заказчик вправе рассмотреть все предложения потенциальных исполнителей и выполнить закупку у единственного поставщика.

    Процедуры, не относящиеся к торгам

    Конкурентные переговоры осуществляются при закупках высококвалифицированных услуг или специфических товаров, когда нельзя однозначно определить приоритет цены или качества требуемых объектов закупки.

    При конкурентных переговорах участники предлагают заказчику условия, сроки исполнения заказа и цену, такие предложения фиксируются в протоколе. Заказчик выбирает исполнителя после оценки всех предложений и аргументов участников переговоров.

    Заказчик может осуществить свой вид конкурентной процедуры по определению поставщика при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ):

    223 фз

    • сведения о закупке размещаются в ЕИС в публичном доступе, а при проведении закрытой процедуры приглашения высылаются не менее, чем двум участникам;
    • участники соревнуются за право заключить договор на равных условиях;
    • для объектов закупки (товаров, работ или услуг) указываются только качественные и потребительские характеристики без указания конкретной торговой марки и иных требований, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.

    Собственными видами конкурентных процедур могут быть запросы предложений в несколько этапов или комбинации из запросов предложений и котировок.

    Порядок закрытых процедур

    В рамках закрытых процедур производится выбор исполнителей закупок на нужды обороны, в целях обеспечения госбезопасности и иных случаях, определяемых правительством. Приглашаемые для участия в закрытой конкурсной процедуре лица должны иметь опыт поставок требуемых объектов и необходимые лицензии.

    Получившие приглашение на участие в закрытой закупке лица обязаны обеспечивать сохранность сведений, используемых при проведении торговых процедур и выполнении заказа. Порядок соблюдения уровней секретности регламентируется документами о закупке.

    Закрытые торговые процедуры в электронной форме проводятся на специализированных защищенных онлайн-площадках.

    Конкурентные процедуры по закону №223 проводятся в соответствии с антимонопольным законодательством и призваны способствовать выбору исполнителя на принципах свободной конкуренции. Чтобы заключить выгодный договор по итогам конкурентных процедур, нужно избегать чрезмерного усложнения условий договора и следить за изменением законодательства о закупках.

    Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

    Отличие от 44-ФЗ

    Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

    • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
    • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
    • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

    На кого распространяется закон 223-ФЗ

    Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

    Заказать регистрацию в ЕИС

    1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
    2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
    3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

    Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

    1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
    2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
    3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
    4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
    5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

    Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

    1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
    2. Порядок проведения процедур.
    3. Все, что касается сроков.
    4. Критерии оценки поставщиков.
    5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
    6. Порядок оплаты.
    7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

    ДокументацияПубликация сведений в ЕИС

    Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

    • планы закупки,
    • извещения о закупке,
    • документацию, в том числе проект договора,
    • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

    Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

    • связанных с государственной тайной;
    • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

    Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

    Самое важное для заказчика

    Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

    Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

    • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
    • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
    • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
    • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
    • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
    • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
    • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
    • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней; — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
    • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

    Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

    Закупки по 223‑ФЗ в 2021 году

    Беккер П. Р.

    По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):

    • государственные компании с долей участия государства свыше 50%, их «дочки» и «внучки»
    • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, железнодорожные компании т д.)
    • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение)
    • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет пожертвований, грантов, средств субподряда, собственных средств
    • государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы
    • федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства (перечень Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016)

    Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.

    Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

    Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

    1. Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
    2. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

    План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

    1. Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
    2. Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:
      • требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
      • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
      • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
      • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
      • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
      • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
      • формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
      • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
      • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
      • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
    3. Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
    4. Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
    5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.

    Особенности закупок по 222-ФЗ

    При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке, ее осуществление в рамках 223-ФЗ является правом заказчика, а не обязанностью. В противном случае заказчик обязан осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном нормами 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

    Преимущества применения 223-ФЗ для заказчика

    1. Выбирать любой удобный организации способ проведения закупки в соответствии с Положением.
    2. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок по неконкурентным способам закупок.
    3. Самостоятельно определять основания осуществления закупок у единственного поставщика.
    4. Устанавливать способы и сроки проведения неконкурентных закупок исходя из потребности и необходимости.
    5. Оперативнее вносить изменения в план закупок, проводить закупки.

    Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

    Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 223-ФЗ), где подробно прописан порядок и все этапы осуществления закупок:

    • от планирования до заключения и исполнения договора.

    Положение публикуют в ЕИС в течение 15-ти дней после утверждения.

    Положение о закупке конкретного заказчика содержит в том числе:

    1. Термины и определения.
    2. Общие положения.
    3. Сферу применения.
    4. Принципы закупок.
    5. Способы закупок (конкурентные и неконкурентные).
    6. Порядок проведения закупок (конкурентные и неконкурентные).
    7. Особенности проведения закупок у субъектов МСП.
    8. Требования и условия к участникам закупки.
    9. Содержание извещения и документации о закупке.
    10. Условия применения и порядок проведения отдельных видов закупок.
    11. Порядок заключения, исполнения, расторжения договора.
    12. Особенности проведения закупок при предоставлении преференций.
    13. И другие существенные условия, необходимые для проведения закупок и реализации принципов и целей 223-ФЗ.

    Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.

    Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

    В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные закупки.

    Конкурентными способами закупок являются:

    1. Конкурс
      Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора
    2. Аукцион
      Форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину
    3. Запрос котировок
      Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора
    4. Запрос предложений
      Форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
    5. Иные способы, установленные положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ:
    • в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки
    • в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки
    • в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
      а. несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
      б. закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
      в. закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
      г. закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами

    Неконкурентные способы закупок также указаны в Положение о закупке, при проведении которых заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается то, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 1057–1061 ч.2 Гражданского кодекса РФ, и не накладывает на заказчика обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса РФ. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

    В рамках 223-ФЗ Заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламентация возможности направления дозапроса, порядок направления запроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

    Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

    Заказчики вправе размещать закупки на более чем 100-та электронных торговых площадках. Большинство из них требуют плату за аккредитацию на участие в закупке или покупку абонемента на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.

    Важно: участие в закупках для субъектов СМП бесплатно! При этом фиксированная плата взымается исключительно с победителя закупки и составляет 1% от НМЦК, но не более фиксированной суммы, которая устанавливается оператором ЭТП:
    – 4600 руб. без НДС
    – 4300 руб. без НДС
    – 5000 руб. без НДС

    Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с Положением о закупках.

    Обеспечение договора/заявки в рамках 223-ФЗ

    Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечение заявки при НМЦК закупки менее 5-ти млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях, если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.

    Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. При осуществлении конкурентной закупки с участием СМП денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с 44-ФЗ.

    Участники закупок, преференции по 223-ФЗ

    Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:

    • для СМП и самозанятых (при проведении закупок исключительно для СМП) в части сроков оплаты, предельных размеров обеспечительных мер
    • для поставщиков «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) в рамках реализации ПП РФ №925
    • поставщиков, предлагающих продукцию, включенную в соответствующие реестры в рамках ПП РФ №2013, в случае реализации данного постановления заказчиком при проведении закупок. К примеру, пунктом 6.9.8 в 21 редакции Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» предусмотрено: Во исполнение требований Постановления №2013 с целью обеспечения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) заказчик вправе установить в документации о неконкурентной закупке требование о наличии предлагаемого (предлагаемых) к поставке товара (товаров) в реестрах, предусмотренных Постановлением № 2013. При этом участник, при подаче заявки на участие в закупке, предоставляет информацию о номере (номерах) реестровой записи (реестровых записей) соответствующих реестров.

    Защищены ли права участников закупок

    Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

    Жалоба подается в случаях, когда:

    • нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС
    • от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией
    • закупка осуществляется без действующего положения и без применения положений норм 44-ФЗ
    • опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП

    Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.

    Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

    Читайте также:
    Выплаты по ОСАГО при ДТП: правила расчета сумм, порядок и сроки обращения в страховую, необходимые документы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: