Как передать в аренду землю – принадлежащую муниципалитету

Как оформить аренду земельного участка, расположенного под объектом недвижимости

Вы должны оформить аренду не принадлежащего вам земельного участка в случае, если на нем расположено здание, строение или помещение в здании, правообладателем которого вы являетесь. При этом неважно, является ли такой правообладатель физлицом, юрлицом или индивидуальным предпринимателем. В любом случае, если ваша недвижимость расположена на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, или на участке, государственная собственность на который не разграничена, то вам необходимо оформить такой земельный участок в аренду.

Причем важно знать, что это не ваше право, а ваша обязанность. Ведь, согласно законодательству, вы обязаны оформить земельный участок в аренду и затем выплачивать за него арендные платежи.

2. Какие документы понадобятся для оформления аренды?

Количество документов, необходимых для оформления аренды, невелико. Вам понадобятся:

  • электронное заявление, заполненное на портале mos.ru, в котором нужно будет обязательно указать кадастровые номера вашего земельного участка, здания или сооружения. Узнать эти номера можно на сайте Росреестра;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае, если заявление будет подавать представитель);
  • заверенные электронной подписью нотариуса копии документов, удостоверяющих права заявителя на здания, сооружения (в случае, если в ЕГРН нет данных о зарегистрированных правах на объекты недвижимости).

3. Куда обратиться для подачи заявления?

В Москве услуга предоставляется Департаментом городского имущества города Москвы на сайте mos.ru. Услугу можно получить, перейдя по ссылке и заполнив заявление в электронном виде. Обратите внимание, что при подаче заявления от имени юридического лица нужно подавать заявление из личного кабинета юридического лица, а не физического. Это частый случай технической ошибки, приводящий к отказу в предоставлении услуги.

Обратите внимание, что услуга предоставляется бесплатно, срок оказания госуслуги — 22 рабочих дня без учета приостановлений.

4. Что произойдет после подачи заявления?

После поступления вашего заявления сотрудники Департамента городского имущества города Москвы рассмотрят его на соответствие формальным требованиям, а кроме того, направят запрос в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка. Там должны будут проверить, законно ли использовался ли и не было ли нецелевого использования. Например, не вели ли вы строительство или реконструкцию различных объектов на участке без оформления необходимых документов.

В результате рассмотрения заявления в ваш личный кабинет на сайте mos.ru будет отправлен проект договора аренды или мотивированный отказ в его заключении. И то и другое будет подписано электронно-цифровой подписью.

После подписания договора аренды с вашей стороны в течение нескольких дней он будет подписан со стороны Департамента городского имущества, и ваш экземпляр также будет либо направлен вам в личный кабинет на сайте mos.ru, либо вы сможете его получить в службе одного окна.

5. Почему могут отказать в оформлении договора аренды?

Есть несколько основных причин, почему вам могут отказать в оформлении договора аренды. Например, часто отказ связан с тем, что:

  • в отношении земельного участка не установлен вид разрешенного использования;
  • границы земельного участка не установлены;
  • здание частично расположено за границами земельного участка;
  • границы земельного участка не соответствуют проекту межевания;
  • земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет.

Во всех этих случаях вам необходимо обратиться в Департамент за госуслугой «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Если отказ получен в связи с тем, что в ЕГРН вид разрешенного использования на земельный участок не соответствует фактическому использованию, то вам необходимо внести изменения в правила землепользования и застройки. Это можно сделать, подав заявление в электронном виде. Электронная форма направления предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы доступна здесь.

Также вы получите отказ, если Госинспекция по недвижимости выявит нарушения в эксплуатации земельного участка. В таком случае для разрешения ситуации вам будет нужно обратиться непосредственно в Госинспекцию.

Правомерность аренды придомовой территории: тонкости

Участок территории у моего дома администрация сдала в аренду человеку, не имеющему к территории никакого отношения. Данная территория находится в непосредственной близости к въездным воротам моего дома (примерно в одном метре). Имеет ли право администрация сдавать постороннему человеку в аренду эту территорию? Если да, то как можно обжаловать результат этого аукциона?

На основании п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи (например, в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения).

Участниками земельных отношений на основании п. 1 ст. 5 ЗК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Результаты аукциона можно обжаловать в судебном порядке, при условии, что при проведении торгов был существенно нарушен порядок его проведения.

Данная право установлено ст. 449 ГК РФ, согласно п. 1 которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

– кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

– на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

– продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

– были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

Читайте также:
Когда доход от продажи недвижимости ИП облагается в рамках УСН

– были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно п. 2-3 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

На основании данных положений гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о том, что администрация муниципального образования имела право предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности по договору аренды, который был заключен на торгах, любому гражданину РФ, который по результатам проведения торгов был признан победителем.

Тем не менее согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Для того чтобы выяснить, не нарушены ли ваши права действиями администрации муниципального образования либо арендатором земельного участка, необходимо, в первую очередь, определить, где проходят границы земельного участка, принадлежащего вам на праве собственности (аренды), а также границы сданного в аренду спорного земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч. 10 указанной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если вам не известно, где проходят границы вашего земельного участка, необходимо посмотреть данные межевого плана при его наличии, изучить правоустанавливающие документы на принадлежащий вам земельный участок. Такими документами могут быть договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, иные документы. В правоустанавливающих документах должен быть указан кадастровый номер земельного участка. Зная кадастровый номер земельного участка, можно запросить сведения из кадастра недвижимости, единого государственного реестра недвижимости. Данные сведения предоставляются Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии. Также можно воспользоваться данными публичной кадастровой карты, которые расположены в свободном доступе на официальном сайте Росреестра в Интернете.

К основным сведениям об объекте недвижимости, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»)

Если ваш земельный участок не был поставлен на кадастровый учет либо поставлен на кадастровый учет без проведения межевания, необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Деятельность кадастровых инженеров регламентируется положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кадастровый инженер выполняет работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Результатом кадастровых работ является межевой план (ст. 37 указанного закона). После получения межевого плана земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет в предусмотренном гл. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

После определения прохождения границ вашего земельного участка будет видно, не занимает ли арендатор спорного земельного участка часть земельного участка, принадлежащего вам.

В случае если выяснится, что границы спорного земельного участка были увеличены за счет уменьшения границ вашего земельного участка либо самовольного занятия вашего земельного участка третьим лицом, вы имеете право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права и требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок.

Согласно п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Способы защиты гражданских прав также приведены в ст. 12 ГК РФ.

Статья 304 ГК РФ определяет, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Кроме этого, если границы сданного в аренду земельного участка в результате кадастровых работ были уточнены, например, в связи с отсутствием сведений о них в едином государственном реестре недвижимости, то на основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Читайте также:
Список отделов ПФР Сибирский, Алтайский край. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Также необходимо определить, не проходит ли между вашими земельными участками дорога, так как дорога является земельным участком общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Соответственно арендатор спорного земельного участка не вправе занимать территорию дороги и ограничивать право на проезд.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Кроме этого, п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Рекомендую также проверить, не нарушаете ли вы сами обязательные нормы и правила.

Например, согласно п. 6.7 Свода правил СП 53.13330.2011 “СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения”. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.12.2010 N 849, минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно- бытовым условиям должны быть от:

– жилого строения (или дома) – 3 м;

– постройки для содержания мелкого скота и птицы – 4 м;

– других построек – 1 м;

– стволов высокорослых деревьев – 4 м, среднерослых – 2 м;

– кустарника – 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).

При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок.

Как передать в аренду землю – принадлежащую муниципалитету

ЗК РФ Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 39.8. ЗК РФ

1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.

3. Утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

5. Утратил силу с 1 января 2019 года. – Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6 – 7. Утратили силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее – приведение в соответствие с установленными требованиями), договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, – обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

До 01.03.2021 арендатор вправе требовать увеличения срока действия договора, заключенного до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или ЧС, на условиях, указанных ФЗ от 01.04.2020 N 98-ФЗ. При этом п. 8. ст. 39.8 не применяется.

8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;

2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;

3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

4) утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен в целях комплексного развития территории;

Читайте также:
Как получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости на квартиру?

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

7) на срок действия охотхозяйственного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

8) на срок действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключены указанные соглашения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор;

(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

8.2) на срок, определенный законом субъекта Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

(пп. 8.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

8.3) на срок действия договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен данный договор;

(пп. 8.3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.4) на срок реализации решения о комплексном развитии территории в случае предоставления земельного участка юридическому лицу, созданному Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающему в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию такого решения;

(пп. 8.4 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

9) на срок, не превышающий оставшегося срока действия договора аренды земельного участка, досрочно прекращенного в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не менее чем на три года в случае предоставления лицу земельного участка взамен земельного участка, право аренды на который прекращено в результате изъятия такого земельного участка;

10) на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

11) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;

12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;

13) на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;

14) на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией резидента зоны территориального развития, включенного в реестр резидентов этой зоны, в случае, если земельный участок расположен в границах зоны территориального развития;

15) на срок действия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

15.1) на срок действия договора пользования рыбоводным участком в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанным договором;

(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 502-ФЗ)

16) на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в случае, если федеральным законом установлены минимальный срок и (или) максимальный срок аренды земельного участка;

17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;

18) утратил силу. – Федеральный закон от 15.10.2020 N 318-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

19) на срок реализации участником свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, если меньший срок не заявлен таким участником.

(пп. 19 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

9. В случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта. В случае, предусмотренном пунктом 7.1 настоящей статьи, срок договора аренды земельного участка устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

Читайте также:
Как и куда лучше перевести накопительную часть пенсии — нужно ли это делать — рейтинг НПФ

12. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

12.1. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута. Арендодатель не вправе отказать во внесении указанных изменений в такой договор. Данный срок определяется в соответствии с соглашением об осуществлении публичного сервитута независимо от срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи.

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

13. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности.

14. В договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом.

15. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

16. В случае, если в аренду предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, договор аренды такого земельного участка должен предусматривать возможность досрочного расторжения этого договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора такого земельного участка о расторжении этого договора.

17. Внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

18. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор аренды, в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.

Процедура аренды земли у муниципалитета

Земля может принадлежать как частному лицу, так и государству. Оба режима собственности дают возможность оформить аренду. Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, происходит с некоторыми нюансами.

Законодательная база

Все земельные угодья в России находятся в «ведомстве» Земельного Кодекса. Именно этот кодифицированный закон регулирует порядок аренды земельных участков, принадлежащих государству в лице органов местной власти.

В ст. 19 ЗК РФ дано определение муниципальных земель. Это участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администрации муниципальных образований. Большинство из них необходимо для того, чтобы обеспечить это поселение коммуникациями и инфраструктурой.

Если участок не зарезервирован местными властями для своих нужд и на него не наложены дополнительные ограничения и обременения, его можно взять в аренду. Для этого необходимо обратиться к непосредственному собственнику.

Категории земель, предоставляемых в аренду

В ст. 22 ЗК РФ указаны категории земель, которые можно взять в аренду. К таковым относятся:

  • поставленные на кадастровый учёт;
  • если участок можно использовать в тех целях, для которых его хотят арендовать;
  • чётко определена его категория;
  • он не находится в уже оформленной аренде у других пользователей.

Важно! Стать пользователями муниципальных земель могут предприятия, предприниматели, лица, имеющие российское гражданство или гражданство другой страны.

Порядок предоставления земли в аренду

Сроки аренды

Бывает краткосрочная и долгосрочная аренда. При краткосрочной аренде договор сроком от 3 до 5 лет. Если стороны придут к соглашению, его можно продлить, заключив новое соглашение или подписав дополнительное соглашение к ранее действовавшему.

При долгосрочной аренде сроки уже другие – от 5 до 49 лет. В соглашении прописываются правила и особенности пользования участком и возможность пролонгации сотрудничества.

Важно! Все договора, включая аренду, предметом которых выступает недвижимость, заключённые сроком более 1 года, должны быть зарегистрированы в Росреестре. Это не изменяет их юридического статуса. Не нужно регистрировать письменные соглашения, если срок их действия менее года или в «теле» прописано, что соглашение бессрочное.

Сроки также могут зависеть от заявленного целевого использования на участок земли:

  • граждане могут взять землю под ИЖС или ЛПХ сроком до 20 лет;
  • предприятия, для комплексного освоения земель и ведения дачного хозяйства – на срок от 3 до 5 лет;
  • если на участке расположен объект незавершённого строительства, то земля может быть предоставлена на срок до 3 лет;
  • строительство и реконструкция здания. Соглашение можно оформить на период 3-10 лет;
  • возведение линейных объектов и прокладки коммуникаций – до 49 лет;
  • выпас животных, сенокоса и разведения огорода, можно взять участок не более чем на 3 года;
  • оформление в аренду здания даёт право пользоваться землёй под ним не более 49 лет.

Данные нюансы регулируются ст. 39.8 ЗК РФ.

Сроки аренды муниципальной земли

Основания для получения земли в аренду

Получить надел сельскохозяйственного назначения в пользование можно по следующим основаниям:

  • ведение садоводства и огородничества;
  • выпас скота, сенокошение;
  • организация крестьянских, фермерских и прочих хозяйств;
  • производства сельхозпродукции.

Если земля принадлежит городу или иному населённому пункту, то её можно использовать для:

  • строительства жилья. Это может быть как индивидуальное строительство, так и многоэтажное, многоквартирное;
  • ЛПХ;
  • возведения объектов с целью удовлетворения общественных и производственных нужд;
  • строительства дорог и транспортных узлов;
  • возведения коммуникаций, которые будут обеспечивать ресурсами данный населённый пункт.
Читайте также:
В какие сроки ФСС сообщит об установленной скидке к тарифу на травматизм

Предоставление муниципальных земель под огородничество

Цель аренды необходимо заранее обговорить с собственником. Если будет выявлен факт нецелевого использования участка, это станет основанием для досрочного расторжения соответствующего соглашения.

Способы получения земли в аренду

Чтобы получить земельный надел в пользование и оформить соответствующее соглашение, необходимо обратиться напрямую к собственнику. Для этого необходимо написать подробное заявление и подготовить комплект документов.

Как арендовать землю у администрации города? Это можно сделать следующими образом:

  • без торгов;
  • через торги.

Каждый из способов имеет свои особенности.

Способы получения муниципальной земли в аренду

Без торгов

Процедура аренды земли у администрации без проведения аукциона такова:

  1. Заявление вместе с комплектом документов подаётся в местную администрацию.
  2. В течение 30 дней оно должно быть рассмотрено. Если приходит отказ, то он должен быть оформлен в письменной форме со ссылками на действующее законодательство. Если принято положительное решение, то нужно приступать к следующему шагу.
  3. Заявителю выдают на руки письменное постановление о выделении заявленного надела.
  4. Если земля не состоит на кадастровом учёте, необходимо заняться этим.
  5. Если кадастровый номер уже присвоен, то нужно подписать договор аренды и зарегистрировать право пользования.

Важно! Регистрацией вещных прав на объекты недвижимости занимается Росреестр. В него можно обратиться через МФЦ или портал Госуслуги.

С торгами

Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, может происходить через официальные торги. Тогда необходимо подать официальную заявку через электронную площадку проведения аукциона. На этой платформе аккумулируются все официальные торги, предметом которых является недвижимость (любой объект любое вещное право).

Заявка подаётся в электронном виде, поэтому необходимо пройти процедуру регистрации. После этого будет создан личный кабинет, с помощью которого можно будет управлять своими заявками и процессом торгов относительно интересующего объекта.

Подав документы в электронном виде, необходимо подать в местную администрацию бумажный комплект. В него входят:

  • копия основного документа заявителя;
  • платёжный документ, подтверждающий тот факт, что заявитель внёс задаток, являющийся обязательный условием участия в аукционе.

Победителем будет объявлен тот участник, который предложит большую арендую плату за конкретный участок земли. Для того чтобы торг состоялся, необходимо наличие минимум 2 участников. Если он будет один, то аукцион завершится, едва начавшись. Единственный участник будет признан победителем, ему вручат уведомление на руки.

После того, как победитель получит на руки на уведомление, он начинает готовить тот же комплект документов, который необходим для оформления аренду без торгов.

Предоставление земли в аренду

Для юридических лиц

Аренда земельного участка у муниципалитета юридическим лицом происходит с целью получения прибыли. Как правило, под бизнес. Но есть разграничение земель:

  • для получения прибыли;
  • для производственных целей.

Если арендатору нужно, чтобы земля приносила прибыль, то нужно брать в пользование тот участок, на котором разрешено строительство торговых объектов. Если же нужно удовлетворить производственные цели, то нужно брать надел под строительство фабрики или завода.

Отсюда различные требования к самим арендаторам. Если на участке земли планируется построить фабрику, то нужно будет представить администрации полную информацию о типе отходов, выручке, типе производимой продукции и прочее.

Если же на участке планируется возвести объект с целью получения коммерческой составляющей, то нужно будет приложить копию Устава основного арендатора. Этих сведений собственнику будет достаточно. Потом возможна субаренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Для физических лиц

Аренда муниципальной земли гражданами происходит с целью ведения садоводства или огородничества или для достижения прочих сельскохозяйственных целей. Это возможно с торгами и без проведения таковых.

Участие в открытых торгах для граждан возможно на общих основаниях.

Договор аренды

Арендные отношения между собственником земли и её пользователем должны быть оформлены в законном порядке. Нужно составить договор аренды. Если срок его действия менее 1 года или он бессрочный (о чём сделана пометка в «теле»), то его не нужно регистрировать в Росреестре.

В остальных случаях это необходимо сделать. Поэтому составляется 3 экземпляра договора – один арендатору, один собственнику и один в Росреестр. Составляется он по шаблону, здесь нужно указать следующую информацию:

  • сведения о каждой стороне сделки. Физическое лицо указывает о себе – полностью ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и контактную информацию. Юридическое лицо – полное название, ФИО и должность руководителя, документ, на основании которого осуществляется деятельность;
  • сведения об участке – адрес места расположения, кадастровый номер, площадь, назначение;
  • реквизиты документа, который подтверждает законное имущественное право на надел;
  • если уже на земле есть строения, то сведения о них – этажность, площадь, назначение;
  • арендная плата, порядок её уплаты;
  • срок действия;
  • реквизиты каждой стороны, подписи, дата подписания.

Важно! Для регистрации соглашения в Росреестре необходимо заплатить пошлину. Её размер составляет 2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для предприятий.

Регистрация договора аренды в Росреестре

Какие документы нужны

  • копии паспортов физических лиц или устава юридического лица;
  • выписку из ЕГРН, подтверждающую имущественное право у администрации муниципального образования;
  • если арендатор планирует заниматься производством, то собственнику также могут понадобиться документы об отходах (их предполагаемые объёмы и виды), о выручке и прочее;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • постановление от местной администрации о выделение участка;
  • заявление на регистрацию права пользования;
  • другие документы.

Если бумаги на регистрацию принимаются в бумажном виде через МФЦ, то предварительно делать копии не нужно. Достаточно принести оригиналы, работник «единого окна» сам снимет с них копии, проверит на подлинность и заверит.

Если же регистрация аренды проводится через Госуслуги, нужно подготовить бумаги в электронном формате pdf и прикрепить их к электронному заявлению. После принятия их ведомством (уведомление придёт на электронную почту, указанную при регистрации), нужно будет подойти в МФЦ и пройти сверку.

Стоимость аренды муниципального надела

Собственник может установить любой размер арендной платы. Для оформления аренды земельного надела цена сделки должна быть:

  • экономически обоснованной;
  • связанной с кадастровой ценой земли;
  • сравнимой с аналогичными категориями земель в этом же регионе.

Участок – объект налогообложения. В зависимости от его коммерческой ценности, размер ежегодной арендной платы не должен превышать в 2 раза сумму ежегодного налога. Последний рассчитывается, исходя из кадастровой цены. Поэтому каждый потенциальный арендатор может самостоятельно рассчитать верхний предел арендной платы.

Если цена будет сильно завышена, никто не захочет брать землю в аренду. Она может много лет не приносить прибыли своему собственнику. Поэтому к вопросу определения цены нужно подходить с умом.

Читайте также:
Есть штраф ГИБДД? Приставы спишут с карты и возьмут 1000 рублей!

Ограничения на получение земли в аренду

Не каждый земельный участок можно взять в аренду. Ограничения на получении земли в аренду наложены на участки:

  • расположенные вблизи тех объектов, которые обеспечивают безопасность нашей страны;
  • являющиеся парками, заповедниками, заказниками;
  • расположенные на территориях закрытых административных образований;
  • прилегающие к атомным электростанциям, оборонным предприятиям и прочее;
  • расположенные вблизи границ наше страны. Запрет распространяется только на арендаторов–иностранцев.

Все остальные категории земель можно брать в пользование. Но самому потенциальному пользователю необходимо тщательно проверить возможные ограничения и убедиться в том, что данный надел не находится в аренде у другого гражданина или предприятия.

Сделать это можно с помощью официального сайта Росреестра. Зная официальный адрес земельного надела, можно получить необходимые сведения об ограничениях и прочем. Эта информация находится в открытом доступе.

Особенности составления договора

Договор на право пользования земельным участком должен содержать в себе все необходимые сведения – о сторонах, предмете сделки, порядке расчёта и прочем. Но в него можно добавить некоторые детали:

  • срок аренды – не более 49 лет. Земли некоторых категорий могут быть сданы в аренду только на более короткий срок, но с условием пролонгации соглашения. Например, для ИЖС максимальный срок аренды составляет 20 лет, но его можно продлить по соглашению сторон;
  • возможность сдачи земли в субаренду. Например, участок берётся в пользование для того, чтобы организовать здесь садовый кооператив. Участок будет поделён на несколько других, каждый из которых будет сдан в субаренду;
  • возможность приватизации;
  • другие нюансы. Например, аренда земельных недр подразумевает под собой обязательную рекультивацию участка.

При составлении договора и включении в его «тело» нюансов необходимо опираться на ст. 39. 8 ЗК РФ.

Образец заявления

Как арендовать муниципальную землю? Прежде чем заключать договор на пользование земельным наделом, необходимо подготовить заявление с просьбой выделить такой участок. В нём необходимо указать все данные об арендаторе. В основной части необходимо изложить свою просьбу о выделении конкретного участка земли в пользование на определённый срок. При составлении необходимо опираться на положения ЗК РФ.

Заявление на оформление аренды муниципальной земли

Важно! Если заявитель желает получить участок земли без торгов, он может дать на это указание в «теле» заявления, сделав ссылку на ст. 39.5 ЗК РФ. Выражение такого желания ещё не даёт гарантии, что так и будет. Если желающих несколько, процедура получения территории будет проходить через аукцион.

Заключение

К выбору участка для аренды необходимо подходить с умом, особенно, если он берётся в пользование для принесения прибыли. Чтобы окупить затраты на аренду и строительство торговых площадей, нужно выбирать его место расположения правильно.

Субаренда муниципального имущества. Каких ошибок избегать местной администрации

При сдаче имущества в аренду многие органы МСУ стараются минимизировать риск его утраты и повреждения, сохранить контроль за ним. Они устанавливают в договорах аренды запрет на передачу имущества в субаренду третьим лицам без согласия собственника. Такое условие может оспорить арендатор либо контролирующий орган. Прочтите о двух решениях Верховного суда. В обоих случаях местная администрация проиграла процесс. Проверьте свои договоры аренды и убедитесь, что вы не окажетесь в подобной ситуации.

Менять в договоре аренды условие о запрете субаренды на согласие нельзя

В договоре нельзя изменить условие, установленное в конкурсной или аукционной документации

Прямого запрета на заключение договора субаренды в законодательстве нет. Если местная администрация предоставила муниципальное имущество по итогам торгов либо на основании муниципального контракта, то для его дальнейшей передачи в субаренду не нужно проводить конкурс или аукцион (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Вопросы субаренды регулируются договором аренды, нормами гражданского законодательства и условиями конкурсной (аукционной) документации.

Если вы изначально предусмотрели в договоре аренды условие о запрете субаренды, то отменять его позднее небезопасно. Это показали итоги судебного разбирательства, которое в 2016 году завершилось в Верховном суде.

В чем суть дела

Муниципалитет передал компании в аренду помещение. В договоре установили запрет на передачу имущества в субаренду. Но позднее муниципалитет и компания решили изменить договор. Его новая редакция разрешала передачу имущества в субаренду с согласия собственника. Компания такой возможностью воспользовалась. Но это не понравилось прокуратуре. Прокурор посчитал, что муниципалитет нарушил требования статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. Он обратился в суд и потребовал признать договор субаренды недействительным.

Что решил суд

Суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора, однако апелляция и кассация с этим решением не согласились. Они исходили из того, что законодательство не ограничивает передачу прав и обязанностей арендатора муниципального имущества другим лицам по договору субаренды с согласия собственника (п. 2 ст. 615 ГК, п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Документ: Верховный суд согласился с доводами прокурора в определении от 25.02.2016 № 301-ЭС15-13990

Дело дошло до Верховного суда. Он принял позицию прокурора. Когда местная администрация изменила условия договора аренды и предусмотрела возможность субаренды, она нарушила правила проведения аукциона. Другие компании могли принять участие в аукционе, но не сделали этого из-за изначального запрета на передачу имущества в субаренду. Если она в соответствии с аукционной документацией не допускалась, то изменять такое условие договора аренды впоследствии нельзя.

Выводы для муниципалитета

Прежде чем принимать решение о сдаче муниципального имущества в аренду, просчитайте пользу и риски включения в договор условия о возможности субаренды. Имущество, которое можно сдать третьим лицам, коммерчески более интересное. Поэтому число участников торгов может оказаться больше. Это серьезно осложнит контроль исхода торгов.

Условие о запрете на субаренду в договоре впоследствии может поставить стороны перед необходимостью его расторжения. Это произойдет, если победитель торгов не сможет организовать использование имущества своими силами. Отменить полный запрет субаренды вы будете уже не вправе. Такое решение может оспорить прокурор.

При долгосрочной аренде земли субаренда возможна без согласия муниципалитета

Условие о необходимости согласовывать субаренду земельного участка с местной администрацией можно предусмотреть в договоре с арендатором в двух случаях.

1. Срок аренды не превышает пяти лет (п. 6 и 9 ст. 22 ЗК).

2. Договор заключен до 30 октября 2001 года, то eсть до введения в действие Земельного кодекса (п. 2 и 17 постановления Пленума ВАС от 24.03.2005 № 11). В этом случае договор может предусматривать необходимость согласия собственника, вне зависимости от срока аренды.

Читайте также:
Переуступка права требования долга между юридическими лицами

В иные договоры аренды земельного участка условие о предварительном согласовании субаренды с местной администрацией не включайте. Арендатор обязан всего лишь направить ей уведомление. В 2021 году это подтвердил Верховный суд.

В чем суть дела

Местная администрация передала компании в пользование муниципальный участок на 49 лет. Стороны заключили договор аренды. В нем было указано, что субаренду арендатор обязан предварительно согласовывать с арендодателем.

Позднее арендатор уведомил орган МСУ о намерении сдать в субаренду часть участка. Администрация ответила, что это невозможно: участок не поставлен на кадастровый учет. Она предложила два других варианта.

1. Заключить новый договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора.

2. Разделить участок и заключить новые договоры аренды, а впоследствии передать землю третьим лицам.

Несмотря на отказ чиновников, компания передала в субаренду часть участка на прежних условиях аренды. Узнав об этом, администрация потребовала в судебном порядке расторгнуть договор аренды и вернуть землю.

Что решил суд

Первая инстанция чиновникам в иске отказала. При аренде публичного участка на срок более пяти лет можно передать его в пользование третьему лицу без согласия арендодателя. Достаточно только уведомить собственника (ст. 309, 310, 450, 452, 619 ГК, п. 9 ст. 22, ст. 46 ЗК, п. 18 постановления Пленума ВАС от 24.03.2005 № 11). При этом суд высказался о пункте 5.1 договора, где администрация прописала условие о необходимости согласования субаренды с арендодателем. Оно, по мнению суда, противоречит действующему законодательству.

Документ: Верховный суд поддержал арендатора в определении от 22.07.2021 № 305-ЭС21-4791

Апелляция и кассация поддержали муниципалитет. Пункт 5.1 договора аренды не оспорен арендатором и недействительным не признан. Компания заключила договор добровольно, но затем сама же нарушила его условия. Поэтому местная администрация была вправе расторгнуть договор аренды.

Точку в споре поставил Верховный суд. Он указал, что по договору аренды участка на срок более пяти лет арендатор имеет более широкий объем прав. В том числе он может сдать участок в субаренду без согласия публичного собственника. Это право нельзя ограничить договором. Верховный суд отменил акты судов апелляционной и кассационной инстанций, а решение суда первой инстанции оставил в силе.

Выводы для муниципалитета

Если заключаете долгосрочный договор аренды участка, не требуйте, чтобы арендатор согласовывал с администрацией передачу земли в субаренду. Такое условие будет противоречить действующему законодательству. Его можно будет впоследствии оспорить в судебном порядке.

В отношении иного муниципального имущества при передаче его в субаренду без согласия собственника последний вправе потребовать расторжения договора аренды или применить иные предусмотренные в договоре санкции.

Порядок аренды муниципального имущества

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.

Вопрос: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом).
Плата за аренду здания, используемого для производственных нужд организации, за март составляет 144 000 руб. (в том числе НДС 24 000 руб.). Организация перечисляет арендную плату не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем пользования арендованным зданием, на основании счета, ежемесячно выставляемого арендодателем на последнее число каждого месяца аренды.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ

Основные особенности заключения соглашения

Нюансы заключения договора устанавливаются статьей 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года. Оформлено такое соглашение может быть данными путями:

  • По итогам проведенных торгов.
  • Без торгов.

6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.

Торги на право оформления договора

Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды. Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.

Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:

  1. Направление извещения об организации торгов.
  2. Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
  3. Прием и рассмотрение заявок.
  4. Проведение мероприятия.
  5. Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.

Вопрос: Можно ли взыскать с налогового агента — арендатора (покупателя, получателя) государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени (п. 3 ст. 161, пп. 5 п. 3 ст. 45, п. 1 ст. 75 НК РФ)?
Посмотреть ответ

В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:

  • Дата и место проведения мероприятия.
  • Предмет торгов (муниципальное помещение).
  • Наличие обременений.
  • Порядок проведения аукциона или конкурса.
  • Начальная стоимость.

Вопрос: Является ли налоговым агентом арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, если предоставление этих участков в аренду освобождено от НДС (п. 3 ст. 161, пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:

  • На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
  • Не отправлен нужный перечень документов.
  • В предоставленных бумагах имеются неточности.
  • Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.

ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.

Заключение договора без проведения торгов

Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:

  • Товарищества собственников недвижимости.
  • Лицо, являющееся единственным участником торгов.
  • Образовательный субъект.
  • Частное медицинское учреждение.
Читайте также:
Образец договора займа между нерезидентом и резидентом в иностранной валюте

Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:

  • Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
  • Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.

Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».

Заключение договора аренды

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Можно ли расторгнуть договор?

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.

Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

  • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
  • Установлен точный размер арендной платы.
  • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

Проводки

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

Как приобрести право на бесхозяйные объекты недвижимости?

Заброшенные земельные участки, ветхие бесхозяйные дома на данный период времени является частым явлением в городах, особенно в садоводческих, дачных товариществах или деревнях. Однако, возникают случаи, когда у собственников соседних земельных участков возникает потребность в использовании таких земельных участков и строений и как следствие, оформления их на себя.

На наш сайт поступает много вопросов на данную тему. Мы решили более детально рассмотреть этот вопрос. В статье вы узнаете, как найти информацию о бесхозяйных участках, как убедится, что у них нет собственников и правообладателей и как найти хозяина бесхозного земельного участка. А также обо всех нюансах оформления таких объектов недвижимости.

1. Определение. Что такое бесхозяйный земельный участок и бесхозяйный дом

Согласно Гражданскому кодексу РФ (Далее – ГК РФ), бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Статья 236 ГК РФ указывает, что «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество».

Однако, «Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом».

Отметим, что сделать это Вы можете, подав заявление в Росреестр. Об этом мы писали ранее в статье: «Отказ от права собственности».

Необходимо отметить, что недвижимость может оказаться без владельца в том случае, если, например, собственник умер, а наследники не вступили в права собственности в нужный срок или отказались от имущества или у собственника вовсе не было наследников. А также заброшенной земля с домом или без могут оказаться, если правообладатель переехал и оставил свою недвижимость без присмотра, “на произвол судьбы”.

2. Как найти бесхозяйный объект недвижимости?

Отметим сразу, что единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН), если объект поставлен на государственный кадастровой учет. Выписка из ЕГРН поможет узнать о характеристиках объекта, его собственнике и возможных обременениях.

Также сведения о заброшенном земельном участке вы можете получить из публичной кадастровой кары Росреестра. Посредством данной карты можно определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Как это сделать?

Находите свой земельный участок, при помощи адреса или кадастрового номера, и соответственно, по местоположению с ним можно определить и заброшенный участок. И первое, что нужно сделать, это определить, кто является собственником интересующей земли. Нужно также знать, что принадлежащие муниципалитету или государству участки, могут быть переданы в собственность гражданам за плату. Производится данное действие путем осуществления торгов.

Читайте также:
Срок подачи заявления в ЗАГС: как расписаться быстрее без лишних нервов

Как найти собственника объекта недвижимости?

Прежде всего необходимо заказать выписку из ЕГРН о данном объекте. Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней. Кроме этого можно сделать запрос сведений посредством сайта Росреестра: выберете раздел «Электронные услуги», после чего оформите запрос на получение информации из ЕГРН. Далее, на указанный вами адрес электронной почты поступит инструкция о способах оплаты. Спустя 5 дней сюда же поступит сообщение с ссылкой для ознакомления и скачивания электронного документа.

Кроме этого, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы местного самоуправления и власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Определив кому выдавалось разрешение на строительство можно информацию о предполагаемом владельце дома.

Если земля с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), то для начала необходимо обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера.

Хотим отметить также, что с 29 июня 2021 года в силу вступает в силу Федеральный Закон № 518-ФЗ, согласно статье 69 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут устанавливать правообладателей ране учтенных объектов недвижимости (права на которые предоставлены до 31.01.1998), путем направления запросов в различные органы. Читайте статью: “Право собственности зарегистрируют без вас”

Документы, подтверждающие, что у земельного участка нет собственника:

1. Документы, которые выдал орган учета государственного и муниципального имущества о том, что конкретный участок не является учтенным в реестре федерального имущества, имущественных объектов субъектов Российской Федерации или имущественного комплекса муниципалитета;
2. Документы, которые выдал компетентный орган, регистрирующий наличие прав на недвижимые объекты до принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Порядок оформления бесхозяйного дома и земельного участка.

Есть несколько способов стать собственником заброшенных объектов недвижимости. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным участков 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем.

Когда хозяина объектов недвижимости удалось найти, то передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, по договору купли-продажи. Однако, перед этим желательно поставить земельный участок и дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН. Это нужно для Вас, чтобы знать точно, что Вы приобретаете.

Отметим, что согласно Земельному кодексу РФ установлено, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, то есть оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Если же собственник не был найден вам необходимо подать заявление о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду.

Для начала, направьте заявление в органы местного самоуправления о желании получить конкретной земельный участок, к которому желательно приложить документы, подтверждающие то, что объект бесхозяйный.

Органы местного самоуправления осуществят постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли и форма заявления о постановки на учет устанавливается Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”.

После этого необходимо будет выждать 12 месяцев, для того, чтобы вероятные владельцы могли огласить свои права на него. По истечении одного года, муниципальное образование обращается в суд, для признания собственного права на данный земельный участок.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Если суд принимает решение о признании земли бесхозяйным объектом и предоставляет его во владение муниципальных властей, то вы можете заключить договор аренды такого участи или выкупить его.

Как это сделать?
После того как заброшенный земельный участок будет передан в собственность органов власти они выходят на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть такой аукцион.

Существует ряд случаев, когда купить землю с домом, в том числе бесхозяйный, можно без проведения торгов. Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу.

Важно! Бесхозяйный объект недвижимости, который не был признан решением суда муниципальной собственностью, может опять быть принят во владение лицом, оставившим его, либо получен во владение на основе приобретательной давности. В этой ситуации получение бесхозяйной земли заключается в подаче заявки на участие в торгах, после чего участок подлежит оформлению во владение. Если единственная заявка на участие в торгах по реализации участка земли, который находится в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, соответствующим указанным в извещении о проведении торгов требованиям к участникам аукциона, а также поданная заявка соответствует тем же требованиям, то продажа данного участка производится этому лицу.

4. Оформление бесхозяйного участка в силу приобретательной давности

Данное понятие регламентировано статьей 234 ГК РФ: «Лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество».

Это значит, что гражданин может ухаживать за земельным участком или занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если в течение 15 лет не объявляются законные правообладатели на такие объекты недвижимости, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником.

Читайте также:
Переуступка права требования долга между юридическими лицами

Однако, должно быть соблюдено 3 принципиальных обстоятельства:

  1. добросовестное владение (уход за землей, оплата коммунальных услуг и т.д.);
  2. открытое владение (не скрывать факта нахождения заброшенного имущества в вашем использовании);
  3. непрерывность владения (Это значит, что лицо владело и пользовалось недвижимостью на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть все 15 лет).

Простыми словами, если Вы проживали в бесхозяйном доме и такой дом был единственным жильем на протяжении 15 лет, то такой дом может перейти в вашу собственность. Отметим, что владение таким домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты коммунальных услуг или проведения ремонтно-строительных работ.

Однако, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Если владение имуществом осуществляется на основе договора статья 234 ГК РФ не применяется.

Оформление бесхозяйных объектов в собственность через суд

Кроме этого, стать законным владельцем бесхозного дома и земельного участка на основании приобретательной давности можно по решению суда. Но для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. Потому что к 15-летнему сроку необходимо прибавлять 3 года исковой давности. После вынесения решения суда о признании права собственности на бесхозные объекты недвижимости вы можете зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться ими как полноправный собственник.

Во время судебного заседания фактический владелец обязан предъявить доказательства того факта, что на протяжении 15 лет он непрерывно, открыто и добросовестно обладал и эксплуатировал участок и дом.

Добросовестное владение значит, что во время получения объекта предполагал, допустимо находясь в заблуждении относительно фактических обстоятельств, по причинам которых он стал его обладателем. То есть владелец не ведал и не мог ведать о неправомерности собственного владения.

Открытое владение значит, что не было совершено никаких специальных действий для сокрытия факта обладания объектами.

Непрерывное владение значит, что обладание и эксплуатация участка обязаны происходить без перерывов на протяжении полного срока, установленного законодательством для приобретательной давности.

Отметим, что владеть объектами недвижимости необходимо как своим собственным, относится к нему таким же образом как к другому своему имуществу (производить коммунальные платежи, налоговые и страховые, делать ремонт и так далее).

Регистрация права на бесхозяйные объекты требует оплаты государственной пошлины и может быть произведена вне зависимости от того, когда данные объекты были поставлены на государственный кадастровый учет.

5. Регистрация прав собственности

Регистрация права собственности на объекты недвижимости является конечной целью всех вышеперечисленных процедур.

Для того, чтобы зарегистрировать свое право на здание и земельный участок в Росрестре, необходимо подготовить пакет документов, который будет направлен в Росреестр (например через МФЦ).

Данный пакет включает в себя:
• документ, удостоверяющий вашу личность;
• межевой план, подготовленный кадастровым инженером;
• технический план;
• квитанцию об оплате государственной пошлины;
• соглашение о купле-продаже участка.

В среднем, подсчитано, что срок прохождения процедуры оформления бесхозяйных объектов недвижимости составляет примирено чуть больше года.

6. Невостребованные земельные доли

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Оформление невостребованных земельных долей состоит из нескольких этапов. Большая часть работ приходится на подготовительный этап. На этом этапе выявляется полная и достоверная информация о правовом статусе земельных участков, сформированных в ходе приватизации (исходного земельного участка), сведений о собственниках, а также подготовка документов, необходимых впоследствии для обращения в суд с иском о признании права на выделенные в счет невостребованных земельных долей участки.

Можно выделить следующие этапы выполнения работ:

  1. Подготовительный этап. Составление списка невостребованных земельных долей;
  2. Проведение работ, необходимых для утверждения списка невостребованных долей (публикация извещения о проведении собрания);
  3. Утверждение списка невостребованных земельных долей;
  4. Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
  5. Государственная регистрация прав на земельные доли и земельные участки.

Более подробно читайте здесь.

7. Нюансы и особенности.


Выше мы поговорили о том, что такое бесхозяйные, бесхозные объекты недвижимости, как их оформить, как найти правообладателя.

Теперь расскажем о сложностях, с которыми можно столкнуться.

Необходимо понимать, что в течение 15-летнего срока, что в любой момент времени, может появиться собственник земельного участка или дома и потребует покинуть его территорию. В данном случае придется съезжать, так как прав у проживающего еще никаких не появилось.

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил бесхозяйные объект недвижимости в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно появился предыдущий владелец, который утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных органов власти, Росреестра и не знал о том, что его недвижимость числится бесхозяйной.
Данный вопрос придется решать только через судебные органы.

За ремонт средства взыскать будет очень сложно. Необходимо будет доказать, что Вы сделали все, чтобы найти владельца дома, потом доказать, что данные ремонт был необходим, иначе дом бы разрушился. Те же вложения, которые Вы можете «отделить» – Вы можете забрать.

Заключение

Выводы напрашиваются сами по себе. Прежде чем занимать бесхозную недвижимость нужно быть готовым к тому, что это риски. Нужно понимать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений, в особенности если выбранные вами участок с домом требуют вложений, ухода или ремонта.

Поэтому советуем убедится в том, что данные объекты в реальности никому не нужны и не понадобятся через некоторое количество лет.

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .

Рекламный материал создан про поддержке “Центра предпринимательства Оренбургской области”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: