Что такое служебный подлог и какая ответственность за него предусмотрена?

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ , исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Читайте также:
Какие виды отпусков предусмотрены для военнослужащих по контракту

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Что такое служебный подлог?

Если вы занимаете высокую должность или ваша работа связана с какими-либо ресурсами (например, деньгами), велика вероятность того, что у вас возникнет соблазн использовать свое положение в личных целях. Как правило, для получения выгоды приходится составлять содержащие недостоверные сведения документы или вносить изменения в уже существующие. Конечно, вы можете убеждать себя, что в ваших действиях нет ничего криминального, однако закон так не считает. У подобных «инициатив» есть вполне конкретное название — служебный подлог (СП).

Если вас обвиняют в служебном подлоге, рекомендуем заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалист защитит ваши права и сделает все возможное для смягчения наказания.

Служебный подлог: общая характеристика

Итак, что закон подразумевает под словосочетанием «служебный подлог»? СП представляет собой внесение в документы ложных сведений или, напротив, подчистку документации, а также изменение содержания документов (достоверная информация заменяется недостоверной) либо составление изначально ложных документов. На практике служебный подлог может выражаться в виде:

  • изменения даты выдачи документа;
  • подделки подписи;
  • вытравления части текста;
  • подделки печати и т.д.

Отличительная особенность служебного подлога — наличие прямого умысла, т.е. виновный должен сознательно вносить в документ искажающие его действительное содержание сведения, совершать подчистку и т.д. Если недостоверная информация появилась в документе в результате небрежности, то такие действия являются не служебным подлогом, а халатностью.

Важно! Нередко служебный подлог сопровождает совершение других преступлений. Так, например, виновный может вносить в документы ложную информацию для того, чтобы скрыть растрату.

Как доказывают факт служебного подлога?

С тем, чтобы доказать служебный подлог (факт внесения правок в документ или наличие исправлений), на данный момент проблем не возникает. Современные методы проведения криминалистической экспертизы позволяют специалистам обнаруживать выполненные практически любым способом подделку печати, штампа или фирменного бланка, вытравление знаков и т.д.

Также не вызывает сложностей проведение почерковедческой экспертизы, и выяснить, кто именно поставил подпись на определенном документе, не составит труда. Выявить факт внесения изменений в электронные версии документов также вполне реально: эксперты в своей работе используют инновационные методики.

Наказание за служебный подлог

Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).

Читайте также:
НДС при получении предмета лизинга, учитываемого на балансе лизингополучателя

Наказание за СП может быть различным — от штрафа до лишения свободы. То, какую ответственность понесет человек, совершивший служебный подлог, зависит от части ст. 292 УК РФ, по которой он будет признан виновным, а также от некоторых других обстоятельств. В частности, уголовным законом предусмотрены следующие виды наказания за СП:

  • штраф (до 500 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до 3 лет);
  • обязательные работы (до 480 часов);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 4 лет);
  • арест (до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 4 лет).

Если наказание назначается по ч. 2 ст. 292 УК РФ, то дополнительно виновному по решению суда может быть запрещено заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Также может быть решено запретить виновному занимать определенные должности в течение этого же периода.

Важно! По ст. 292 УК РФ наказание назначается должностным лицам, государственным и муниципальным служащим. Обычный гражданин не может быть привлечен к ответственности за служебный подлог.

Что еще нужно знать о служебном подлоге?

Несколько лет назад Верховный суд РФ расширил понимание служебного подлога. Раньше наказание назначалось, как правило, за действия с документами, созданными на бумаге. Но поскольку сейчас в большинстве сфер развивается электронный документооборот, СП может касаться и электронных версий официальных документов.

Кроме того, нужно учитывать, что к ответственности виновный привлекается даже тогда, когда совершенный им служебный подлог не повлек за собой никаких последствий. Т.е. если вы, например, исправили дату в документе, но не успели этим воспользоваться (получить для себя выгоду), наказание все равно будет назначено, если этот факт будет выявлен.

Таким образом, служебный подлог является преступлением, за которое виновный привлекается к уголовной ответственности. Если по какой-либо причине вам хотят назначить наказание по ст. 292 УК РФ, обратитесь за помощью к юристу. Специалист займется подготовкой необходимых документов и обеспечит представление ваших интересов.

Источник:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Ответственность за служебный подлог и фальсификацию доказательств в уголовном деле

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и должностным преступлениям и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение коррупционных и должностных преступлений, посягающих на основы государственной власти, нарушающих нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений и подрывающих их авторитет.
Так, в главе 30 УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, содержится норма, предусматривающая ответственность за совершение служебного подлога (ст.292 УК РФ); в главе 31 УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение преступлений против правосудия, закреплена норма, предусматривающая ответственность за фальсификацию доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности.
В соответствии со ст.292 УК РФ служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В соответствии со ст.303 УК РФ фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Борьба с должностными преступлениями, а также иными коррупционными проявлениями со стороны должностных лиц, государственных или муниципальных служащих является одним из приоритетных направлений в надзорной деятельности прокуратуры Новомосковского административного округа г.Москвы.
18.03.2014 прокуратурой Новомосковского административного округа г.Москвы утверждено обвинительное заключение по уголовному делу №811080, оконченному производством следственным отделом по Троицкому и Новомосковскому административным округам ГСУ СК России по г.Москве в отношении бывшего следователя следственной части по расследованию организованной преступной деятельности УВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам ГУ МВД России по г.Москве Шалыгина П.А., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.303 УК РФ и ч.2 ст.292 УК РФ.
В ходе предварительного расследования установлено, что Шалыгин П.А., осуществляя предварительное расследование по находящемуся в его производстве уголовному делу №293617, возбужденному 10.12.2012 по ч.3 ст.30, п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ в отношении Литвиненко Н.В., действуя из иной личной заинтересованности, исходя из ложно понятых интересов службы, с целью скорейшего окончания предварительного расследования, в ходе исполнения служебных обязанностей, связанных с расследованием уголовного дела №293617, 29.04.2013, находясь в служебном кабинете, имея умысел на фальсификацию доказательства по данному уголовному делу, составил протокол допроса Литвиненко Н.В. в качестве обвиняемой в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. «б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, ч.1 ст.30, п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, лично подделав в указанном протоколе подписи и записи от имени обвиняемой и ее защитника, о признании Литвиненко Н.В. вины в совершении инкриминируемых деяний, изложил от ее имени показания, после чего приобщил указанный протокол к материалам уголовного дела №293617, хотя в действительности Литвиненко Н.В., содержащаяся в ФБУ ИЗ-77/6, в качестве обвиняемой не допрашивалась. Таким образом, Шалыгин П.А. сфальсифицировал доказательство по уголовному делу, т.е. совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст.303 УК РФ.
Он же, осуществляя предварительное расследование по находящемуся в его производстве уголовному делу №293617, возбужденному 10.12.2012 по ч.3 ст.30, п.«б» ч.2 ст.228.1 УК РФ в отношении Литвиненко Н.В., действуя из иной личной заинтересованности, исходя из ложно понятых интересов службы, с целью скорейшего окончания предварительного расследования, в ходе исполнения служебных обязанностей, связанных с расследованием уголовного дела №293617, 29.04.2013, находясь в служебном кабинете, имея умысел на совершение служебного подлога, внес в официальные документы, удостоверяющие события и факты, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия, заведомо ложные сведения о предъявлении Литвиненко Н.В. обвинения, об ознакомлении Литвиненко Н.В. и ее защитника с данным постановлением, об окончании следственных действий по делу и об ознакомлении с представленными материалами, лично внеся от их имени соответствующие записи, что не соответствовало действительности, т.к. данные процессуальные действия с Литвиненко Н.В. и ее защитником Шалыгин П.А. не проводил, после чего приобщил данные протоколы к материалам уголовного дела № 293617, совершив должностной подлог, в результате чего были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства в сфере соблюдения законности при осуществлении предварительного расследования, чем дискредитирован авторитет органов внутренних дел Российской Федерации как одного из звеньев системы органов исполнительной власти.
Приговором Щербинского районного суда г.Москвы от 14.05.2014 Шалыгин П.А. признан виновным и осужден по ч.2 ст.292, ч.3 ст.303 УК РФ на основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательно к наказанию в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на 4 года, с лишением права занимать должности в правоохранительных органах, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 3 года.

Читайте также:
Сбор документов для оформления наследственного дела в Нижнем Новгороде

Уголовная ответственность

Должность руководителя государственного или муниципального учреждения налагает на замещающее ее лицо немалую ответственность. В предыдущих номерах журнала мы рассмотрели материальную, дисциплинарную и административную ответственность, а сейчас приведем обзор и проанализируем правовые и иные условия возникновения уголовной ответственности, а также последствия привлечения к ней.

Согласно типовой форме трудового договора с руководителем государственного или муниципального учреждения он может быть привлечен в том числе к уголовной ответственности. Уголовные преступления, наказания за них, порядок привлечения к такой ответственности установлены в УК РФ. Рассмотрим эти нормы более детально.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В силу ст. 285.1 УК РФ за данное деяние уголовная ответственность предусматривается, если оно совершено в крупном (более 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (более 7,5 млн руб.). Преступление заключается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным документом-основанием. Диапазон возможных видов наказаний за такое деяние достаточно широк — от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. При этом совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере — отягчающие обстоятельства.

Отметим важный момент. В отличие от ст. 15.14 КоАП РФ, в которой тоже идет речь о таком деянии, в приведенной выше формулировке прямо указывается субъект уголовной ответственности — должностное лицо получателя бюджетных средств. В трактовке бюджетного законодательства автономное учреждение не подпадает под определение «получатель бюджетных средств» (в отличие, например, от казенного учреждения (ст. 6 БК РФ)). А статья 8 УК РФ определяет, что основанием для наступления уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Поэтому с формальной точки зрения руководитель АУ не может нести уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а попытки привлечь его к этой ответственности лишены правовых оснований.

Читайте также:
Как действовать при согласовании проекта перепланировки квартиры?

Однако если речь идет о нецелевом использовании средств государственных внебюджетных фондов (в частности, автономные учреждения здравоохранения выступают получателями средств ТФОМС), уголовная ответственность здесь может быть применена и к руководителям АУ, поскольку уголовное законодательство в данном случае определяет субъект уголовной ответственности просто как «должностное лицо» (ст. 285.2 УК РФ). Наказание за это предусмотрено то же, что и за нецелевое использование бюджетных средств.

Им считается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). В деятельности автономных учреждений к таким случаям может быть отнесено, например, заключение фиктивных договоров с подрядчиками, оформление на штатные ставки «мертвых душ». Здесь речь идет о мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, — оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (зарплаты либо иного дохода осужденного за период от года до 3 лет), либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев) либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 года либо без такового. При этом отягчающим обстоятельством будет совершение мошенничества в крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 250 тыс. руб.).

А вот если мошенничество совершено организованной группой (согласно п. 3 ст. 35 УК РФ это лица, заранее объединившиеся для совершения одного или нескольких преступлений) или в особо крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 1 млн руб.), наказание строже — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб.

Присвоение или растрата

Сюда относится хищение чужого имущества, вверенного виновному лицу (ст. 160 УК РФ). Данный вид преступления нередко смешивается с мошенничеством. Например, оформление руководителем учреждения трудовых договоров с «мертвыми душами» в уголовной практике квалифицируется и по ст. 159, и по ст. 160 УК РФ. Однако между двумя этими понятиями все же есть разница: при присвоении или растрате преступник связан с собственником имущества не только доверительными, но и правовыми отношениями (например, собственник похищенного имущества — это работодатель преступника).

Если деяние совершено с использованием служебного положения, в составе организованной группы или в особо крупном размере, диапазон наказаний здесь такой же, как и при мошенничестве. Поэтому квалификация преступления как присвоения (растраты) или мошенничества не имеет какой-то практической значимости.

Читайте также:
Перечень бумаг для распоряжения средствами и какие документы нужны, чтобы воспользоваться материнским капиталом?

Согласно ст. 201 УК РФ это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (в нашем случае — руководителем автономного учреждения), своих полномочий вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Примером здесь может служить ситуация, когда руководитель организации подписывает акт сдачи-приемки строительных работ с подрядчиком, который эти работы не выполнял или выполнил их не полностью.

Деяние наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. При тяжелых последствиях наказание может быть строже — вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет. Правда, понятие «тяжкие последствия» в уголовном законодательстве не раскрывается, оно является оценочным.

Однако в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений в уголовной практике зачастую применяется отдельная статья, касающаяся злоупотребления именно должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Ее содержание идентично содержанию ст. 201 УК РФ (за исключением нескольких моментов). Злоупотребление должностными полномочиями наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий грозит лишением свободы на срок до 10 лет.

Главная особенность заключается в том, что ст. 285 УК РФ применяется исключительно к должностным лицам, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющим функции представителя власти либо выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях и некоторых других органах и организациях. Кроме того, применительно к данной статье Верховный суд хоть и «открытым списком» и тоже оценочно, но расшифровал понятие «тяжкие последствия». Под ними понимаются последствия в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Превышение должностных полномочий

Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ). При этом если при злоупотреблении полномочиями должностное лицо совершает преступное действие (бездействие) в пределах своей компетенции, превышение полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

  1. относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  2. совершаются должностным лицом единолично, хотя могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; и др

Например, преступление может быть квалифицировано подобным образом, если руководитель автономного учреждения единолично совершит крупную сделку по продаже особо ценного движимого имущества учреждения, не получив разрешения от учредителя и не согласовав эту сделку с наблюдательным советом, как того требует федеральное законодательство об автономных учреждениях

Деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий (они понимаются здесь так же, как и в случае злоупотребления должностными полномочиями) повлечет лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В силу ст. 292 УК РФ им считается внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих действительное содержание документов, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. При этом под искажением понимается отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа . Примером служебного подлога в деятельности АУ может быть случай, когда руководитель образовательного учреждения, не являясь педагогическим работником, вносит в протокол заседания экспертной группы, проводящей оценку соответствия профессиональной компетентности педагогических работников, заведомо ложные сведения о своем соответствии предъявляемым требованиям для присвоения себе квалификационной категории.

Читайте также:
Для чего необходима инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности? Как составить акт инвентаризации?

За преступление предусмотрены штраф в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные (принудительные) работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается строже. Штраф, например, увеличится до 100 тыс. — 500 тыс. руб., срок принудительных работ или лишения свободы — до 4 лет.

Это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера суды понимают предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества (в частности, автотранспорта) для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Общее покровительство по службе может проявляться в необоснованном назначении подчиненного на более высокую должность (в том числе в нарушение установленного порядка), во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. А к попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения

Пример данного преступления — получение директором муниципального дошкольного образовательного учреждения взятки за устройство ребенка в детсад без очереди. Деяние наказывается штрафом в размере до 1 млн руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет) или в размере 10 — 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 10 — 20-кратной суммы взятки или без такового.

При получении должностным лицом взятки в значительном размере (более 25 тыс. руб.) наказание ужесточается: срок лишения свободы может быть увеличен до 6 лет, как и суммы штрафов. Если взятка берется за незаконные действия или бездействие (в частности, превышение должностных полномочий), лишить свободы могут на срок от 3 до 7 лет.

При получении взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, вымогательстве или получении взятки в крупном размере (более 150 тыс. руб.) штраф может составить 70 — 90-кратную сумму взятки, а срок лишения свободы возрастет до 7 — 12 лет. Наконец, самое строгое наказание предусмотрено за взятку в особо крупном размере (более 1 млн руб.) — штраф составит 80 — 100-кратную ее сумму, а лишиться свободы можно на 8 — 15 лет.

Согласно ст. 293 УК РФ халатностью считается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к ним, если это повлекло причинение крупного ущерба (более 1,5 млн руб.) или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В частности, так будут квалифицированы действия руководителя, если при проведении в учреждении строительных работ он не примет необходимых мер для недопущения на место работ посторонних лиц, на строительную площадку попадут дети и получат травмы.

За халатность грозит штраф в размере до 120 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до года), либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо арест на срок до 3 месяцев. При ущербе в особо крупном размере (более 7,5 млн руб.) штраф возрастет до 200 тыс. — 500 тыс. руб. (размера зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет), а срок обязательных работ увеличится до 480 часов, исправительных работ — до 2 лет, ареста — до 6 месяцев.

Если деяние повлекло причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказанием станут принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на такой же срок. Под тяжким вредом здоровью здесь понимаются:

  1. вред, опасный для жизни человека;
  2. потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  3. прерывание беременности;
  4. психическое расстройство;
  5. заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  6. неизгладимое обезображивание лица;
  7. значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на треть;
  8. полная утрата профессиональной трудоспособности
Читайте также:
Пенсионный фонд в Кальчугине: особенности деятельности, режим работы, адрес

Самое строгое наказание предусмотрено в случае смерти двух или более лиц: принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 7 лет.

Злоупотребления в сфере госзакупок

Уголовная ответственность за нарушения при закупках по Закону N 44-ФЗ появилась в УК РФ в 2018 году. Руководитель автономного учреждения может быть привлечен к такой ответственности, если он является руководителем контрактной службы, членом комиссии по осуществлению закупок (именно в рамках Закона N 44-ФЗ) или лицом, осуществляющим приемку товаров, работ, услуг, и если нарушение совершено им из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб (более 2,25 млн руб.). В силу ст. 200.4 УК РФ за это предусмотрены штраф в размере до 200 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), либо принудительные работы на срок до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового), либо лишение свободы на срок до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового).

При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору или причинении особо крупного ущерба (более 9 млн руб.) наказание строже. Штраф составит уже 200 тыс. — 1 млн руб. (размер зарплаты или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 3 лет), срок принудительных работ увеличится до 5 лет, а срок лишения свободы — до 7 лет.

Что такое служебный подлог и какая ответственность за него предусмотрена?

Большинство воспринимает коррупцию исключительно как взяточничество. Однако, к коррупционным деяниям относят и другие действия, которые связаны с противоправным поведением, направленным на получение определенных выгод. Одним из таких преступлений является служебный подлог. Субъектом этого преступления могут быть как чиновники всех уровней, так и должностные лица коммерческих структур.

Понятия и признаки служебного подлога

Понятие, что такое служебный подлог, закреплено в ст. 292 Уголовного кодекса РФ. Под ним понимается любое изменение сведений в документах, искажающих их содержание, а также внесение заведомо ложных сведений, при условии, что это было совершено в корыстных целях или по причине личной заинтересованности.

Для квалификации по данной статье не имеет значение последствия совершения данных действий, преступление считается оконченным с момента внесение подложных сведений. В криминологии выделяют два вида подлога: интеллектуальный и материальный.

Интеллектуальный подлог

Составление документов, соответствующих принятым стандартам и правилам оформления или выдачи, но имеющих заведомо недостоверные сведения. Например, заведующий складом оформил акт инвентаризации скрыв в нем сведения о недостачи. Интеллектуальный подлог не связан подделкой документов.

Материальный подлог

Данный вид подлога представляет собой внесение в готовый документ изменений, носящих недостоверный характер, а также изготовление поддельного документа. Для квалификации по данному признаку необходимо установить факт внесения изменений в документ, а равно использование подложного документа.

Преступление имеет две самостоятельных разновидности, которые могут быть между собой не связаны и рассматриваться в составе преступления совместно или порознь, в соответствии с осуществлением деяния.

Принято отличать следующие его виды:

  1. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений;
  2. Внесение в официальный документ исправлений, которые искажают реальные факты и действительное содержание документа.

Зачастую во время составления отчётов вносятся «приписки» показателей эффективности, эти действия далеко не безобидны и могут быть определены в составе преступления.

Ответственность за служебный подлог

Действующая редакция УК РФ предусматривает ответственность за подлог, как должностных лиц органов государственной и муниципальной власти, так и должностные лица негосударственных организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Ст. 292 УК РФ по части первой предусматривает наказание в виде штрафа, размер которого не превышает либо восьмидесяти тысяч рублей, либо дохода виновника за пол года. Также санкцией данной статьи виновное лицо может быть приговорено к обязательными, исправительным или принудительным работам, а в отдельных случаях и к лишению свободы на срок до двух лет.

Если подлог служебных документов привел существенному нарушению прав граждан или организаций, а также общественным интересам, то виновнику грозит штраф от ста тысяч до полумиллиона рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет. Кроме того, виновное лицо может быть дисквалифицировано, срок дисквалификации не более трех лет. В данном случае лишение права занимать определенные должности является дополнительным наказанием.

Криминалистическая характеристика

Криминалистическая экспертиза является вспомогательным инструментом, тем не менее, она может сыграть существенную роль в определении подделки в документах.

Читайте также:
Возврат аванса при расторжении договора в 2022 годуПростая бухгалтерия

Путём криминалистики, определяются внесённые исправления, особенно в тех случаях, когда они были сделаны предельно искусно и не определялись по внешним признакам.

Только криминалистика может определить поддельные штампы, печати, фирменные бланки и другие важные реквизиты, используемые при подделке документов.

Криминалистическая характеристика выражается и в определении почерка должностного лица, в определении подлинности подписи.

Практически, материальный состав преступления может быть собран надлежащим образом только при совокупном рассмотрении и анализе данных, полученных при помощи деятельности криминалистов.

Что делать, если подозревают или обвиняют в служебном подлоге

В связи с тем, что круг лиц, которые могут стать субъектами преступления по ст. 292 УК РФ достаточно широк, информация, как избежать уголовного преследования по этой статье, достаточно востребована.

Прежде всего, необходимо обезопасить всю свою деятельность т.е. исключить использование в работе заведомо недостоверные сведения, и тем более подложные документы. Любой поступающий документ, вызывающий сомнения должен перепроверяться.

Если же обвинение по 292 УК РФ уже есть, то необходимо максимально подробно изложить всю имеющуюся информацию сотрудникам правоохранительных органов. Если происхождение документа неизвестно, то так и сообщить силовикам. Одновременно с этим необходимо найти и предоставить следователю документы, на основании которых составлялся документ, который теперь стал основным вещдоком. В процессе расследования необходимо указывать на то обстоятельство, что в документы вносились сведения, которые получены из других источников и воспринимались как достоверные.

Грань между служебным подлогом и ошибками в документах очень тонкая и поэтому очень важно убедить следствие, что недостоверные сведения стали следствием ошибки, допущенной по невнимательности или по другой причине. Состав преступления по ст.292 УК РФ возможен только при наличии доказательств заведомой недостоверности.

Предмет

Предметом служебного подлога являются официальные документы. Определение состава преступления во многом сводится к дифференциации официальных служебных документов, которые подтверждают факт преступного деяния.

В данном контексте под документом понимается любой материальный носитель информации, который может подтвердить наличие или отсутствие определённого факта.

Соответственно, осуществляя подлог, преступник покушается на сокрытие истинного факта или позиционирование ложного сведения. По характеристикам, документ должен иметь юридическое значение.

Этот его статус определяет:

Мотивы

Мотивом может быть получение материальной выгоды или, каких-либо привилегий, протекций, будущее лояльное отношение руководства или завышение результатов ради престижа.
Заинтересованность лица, совершающего подлог, может носить личный характер или субъект может искать выгоды для других.

При обнаружении факта подлога желаемые результаты не учитываются, как не учитывается собственно неиспользование результатов фальсификации. Подлог считается совершенным в момент окончания внесения поправок.

Установление факта

Не всегда при обнаружении официального документа можно установить факт подлога. Определяя источник поступления документа, важно определить лицо его составившее и установить были ли у субъекта полномочия на составление и подписание акта.
Если данные действия не входят в его служебные обязанности, то квалифицировать деяние как подлог не получится. В такой ситуации, или при подделке неофициального документа, действия субъекта подпадают под статью 327 УК РФ. Вполне возможна ситуация с конкуренцией обеих статей.

Для установления состава преступления не требуется установление последствий от использования нелегитимного документа. Деяние признается совершенным по окончании самого акта внесения ложных изменений или умышленного составления неверного документа.

Последующая судьба документа, использование его в каких-либо инстанциях или для каких-либо целей 292 статьей не комментируется. Но размер последствий и их эффект (он может оказаться положительным) учитывается при определении степени тяжести наказания.

Материал по теме Домашний арест: что это такое и какие существуют ограничения

Чаще всего служебный подлог производится для достижения какой-либо цели, для совершения либо сокрытия уже совершенного действия, как правило, незаконного. В такой ситуации субъект понесет ответственность одновременно за оба преступления. Либо за подлог и подготовку к иному незаконному деянию, если факт совершения удалось предотвратить.

Примеры судебной практики

Судебная практика показывает, что статистическое количество преступлений данного вида в последнее годы не изменяется и колеблется в размере не более 5 тысяч в год.
Случаи самостоятельного выявления служебного подлога довольно редки, но довольно часто подлог рассматривается в совокупности деяний. Изучая данные судебной практики можно установить, что эти деяния часто совершаются работниками системы здравоохранения, для сокрытия врачебных ошибок или халатности.

Лидируют среди них поздние внесения в медицинские карты показаний об оказании необходимой помощи. К сожалению, типичной является ситуация, когда по вине медицинского работника, в следствие непроведения необходимых процедур, пациент умирает.

Позднее, врачом, во избежание ответственности вносятся в карту пациента записи о якобы оказанной помощи. Если данный факт удается установить, то сотруднику вменяется ответственность в совокупности санкций.

Читайте также: Квалификация преступного деяния по ст. 210 УК Республики Беларусь (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями)

При проведении следственных мероприятий следует исключить любую вероятность ошибки в процессе квалификации преступлений. В судебной практике был случай, когда служащего органа местного самоуправления обвинили в получении незаконной прибыли от предоставления официальной справки с искаженными сведениями.

Читайте также:
Субвенция и субсидия: понятия, различия и общие черты, примеры

В ходе расследования было установлено, что субъект не являлся инициатором действия, а лишь выполнял функции делопроизводителя в соответствии с письменными указаниями своего прямого руководителя. Список должностных обязанностей специалиста включал в себя несколько десятков ссылок на осуществление им контроля в различных областях, фактически субъект мог и не производить перечисленных действий.

В этом случае, действия служащего были переквалифицированы и попали под ст. 292. Такой пример хорошо показывает, что закон обладает предупредительной функцией. Действие 292 статьи во многом направлено на борьбу с коррупционным развитием среди служащих.

Смотрите в следующем видео разговор в ГИБДД о подлоге:

Особенности квалификации

Квалификация преступления определяется в соответствии с предназначением незаконного документа, который может быть изготовлен с целью:

  1. Сокрытия совершённого ранее преступления;
  2. Подготовки к другому преступлению, которое имеет квалификацию средней тяжести, тяжкого преступления или, особо тяжкого.

Квалифицирующие признаки не только создают условия для признания отягчающих обстоятельств деяния, но и имеют самостоятельные характеристики, вменяя наказание по совокупности статей.

Если планируемое преступление раскрылось на стадии подлога, лицу вменяется наказание в соответствии со ст. 30 УК РФ.

Проблемы квалификации служебного подлога возникают при его отдельной квалификации в составе таких преступлений, как мошенничество, хищение и подобным им.

Как правило, данные преступления в принципе не совершаются без подлога или незаконно изготовленных документов.

Статья 285 УК РФ

Статья 285 УК РФ действует также в случаях умышленного неисполнения служащим его обязанностей. При этом ответственность наступает, если такое бездействие было совершено из корыстных целей или по другой личной заинтересованности, объективным образом не согласовывалось с задачами, для реализации которых гражданин получил свой статус, и повлекло нарушение интересов и прав государства, организаций, общества, отдельных граждан.

Если же для достижения неправомерного результата гражданин использует не служебное положение, а какие-либо связи, авторитет занимаемого им поста и пр., то на него не распространяются положения ст. 285 УК РФ. Состав преступления комментируемой нормы отсутствует.

Опасность злоупотребления должностным положением состоит главным образом в том, что противоправные действия уполномоченных лиц дискредитируют деятельность органов власти в глазах народа. Незаконное поведение подрывает авторитет структур, нарушает нормальное их функционирование. Кроме этого, причиняется существенный ущерб интересам граждан и организаций. Злоупотребление должностными полномочиями предполагает совершение действий, которые хоть и непосредственно связаны с реализацией сотрудником его обязанностей и прав, но не вызваны необходимостью. Такие поведенческие акты противоречат как общим требованиям и задачам, осуществляемым государственным аппаратом и структурами местного самоуправления, так и целям, для которых гражданин получил соответствующие правомочия. Если деяние, наказание за которое закрепляет рассматриваемая норма, совершается служащим для устранения опасности, которая непосредственно угрожает интересам и правам гражданина, общества, государства, и она не может ликвидироваться иными способами, то такое поведение не рассматривается как уголовное деяние.

Что такое служебный подлог – статья 292 УК РФ

Служебный подлог – есть противоправное действие, направленное против государственной власти. О том, что такое служебный подлог, как квалифицируется данное преступление в Уголовном кодексе РФ и какая ответственность предусмотрена за его совершение, Вы узнаете в нашей статье.

Аксёнова Марина Леонидовна — автор статьи

Что такое служебный подлог – статья 292 УК РФ

Согласно действующему законодательству, под служебным подлогом следует понимать подчистку либо вписывание в официальный документ заведомо неверной информации, искажающей истинное содержание бумаги, осуществляемой должностным лицом или муниципальным/государственным служащим. Данное преступное деяние осуществляется лицом из корыстных побуждений или при наличии персональной заинтересованности. Ответственность за данный вид преступления предусмотрена статьей 292 Уголовного кодекса РФ, при этом часть 2 статьи указывает на более опасный состав преступления, когда служебный подлог влечет собой нарушение прав граждан, общества и государства. Стоит отметить, что подлог нередко совершают совместно с другими преступлениями, например, с целью скрыть растрату либо иное. Поэтому очень важно правильно отделить один состав преступления от другого, обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Санкции за противоправные действия граждан, направленные на совершение служебного подлога, предусмотрены частями статьи 292 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 статьи устанавливает:

  • штраф в размере 80 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода осужденного (в том числе неофициального дохода, наличие которого можно доказать) за 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 48 часов (выполняются осужденным в свободное время от основной деятельности);
  • исправительные работы на срок до 2-х лет (могут быть применены по основному месту работы или в другой организации);
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев (не назначаются беременным женщинам и мамам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним);
  • лишение свободы на срок до 2-х лет (избирается только в том случае, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением).

Часть 2 статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за преступление, повлекшее за собой нарушение прав граждан или государства, в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработка осужденного в период за 1-3 года;
  • принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься деятельностью на срок до 3-х лет либо без такового;
  • лишением свободы до 4-х лет с запретом заниматься деятельностью или определенную должность на 3 года или без такового.
Читайте также:
Какие виды отпусков предусмотрены для военнослужащих по контракту

Часть 1 статья 292 Уголовного кодекса РФ – комментарий

Состав любого преступления – это объект, субъект, объективная и субъективная сторона, отсутствие в деянии этих составляющих влечет оставление лица, совершившего преступление, без наказания. Субъективной стороной служебного подлога являются два конкретных действия, которые могут быть совершены как вместе, так и по отдельности:

  1. составление заведомо ложных документов официального характера;
  2. внесение в указанные документы изменений, которые искажают общий смысл бумаги.

В данном случае под официальными документами подразумеваются нормативные акты, дипломы и аттестаты, лист временной нетрудоспособности, трудовые книжки, служебные удостоверения и другое. При этом предметом преступления могут выступать документы не только, которые уже существуют, где можно внести новые сведения или вписать исправления, но и вновь созданные бумаги, имеющие правовые последствия и удостоверяющие юридический факт.

Важно! Стоит отметить, что служебный подлог имеет место быть не только в бумагах, исходящих от конкретного органа – должностного лица, но и в других бумагах, которые поступают на его рассмотрение, например, в актах ревизии.

Окончанием преступления является момент совершения противоправных действий с документами, то есть для законодателя не имеет значения дальнейшая его судьба – будет ли документ применяться после внесения в него изменений либо нет. Служебный подлог всегда совершается только с прямым умыслом, при отсутствии такого данное деяние может быть квалифицированного как халатность, поскольку гражданин непреднамеренно проявил небрежность при исправлении документа. К уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются только должностные лица и государственные/муниципальные служащие, работники организаций и граждане ответственность по данному составу не несут.

Часть 2 статья 292 Уголовного кодекса РФ – комментарий

Общественная опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан/ организаций либо общества/ государства определена законодателем в части 2 статьи 292 УК РФ. Данные преступления носят более серьезный характер, а, следовательно, и наказание за них предусмотрено более строгое. Окончанием преступления является факт наступления последствий поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав граждан или государства. При этом следствием должна быть установлена причинно-следственная связь непосредственно между совершением деяния и наступившими после этого последствиями. В данном виде преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, ни о какой неосторожности речи идти не может.

Что еще нужно знать о служебном подлоге

По способу совершения преступления служебный подлог может быть:

  • интеллектуальным – изготовление документа на официальном бланке, при его неверном содержании;
  • материальным – трансформация содержания или вида бумаги.

Нередко подлог используется с целью сокрытия другого преступления. Например, для того, чтобы скрыть растраты, в этом случае преступные действия будут квалифицироваться по ч. 2 ст. 292 и ст. 160 УК РФ. В случае, если должностное лицо совершает подлог документов с целью дальнейшего присвоения себе имущества, то, помимо уголовной ответственности за подлог, лицо будет отвечать за хищение. Однако, служебный подлог может быть квалифицирован и как крайняя необходимость, если должностное лицо совершило противоправные действия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы наиболее опасные, чем фактически причиненный вред и если нельзя было поступить другим образом. Уголовное законодательство позволяет толковать понятие «должностное лицо» в отношении данного преступления более расширенно в плане передаваемых ему полномочий. Так, в случае, если гражданин составляет официальный документ, у него на это должны быть соответствующие должностные обязанности, при этом закрепленные за чиновником в установленном законом порядке – в трудовом договоре, должностной инструкции и другое. Если официального закрепления обязанностей нет, но должностное лицо издало документ, внеся в него заведомо ложные сведения, так как эта сфера деятельности находится в его введении, данная бумага будет признана недействительной.

Важно! Мотивом служебного подлога не всегда выступают корыстные намерения. Так, должностное лицо может внести заведомо ложные сведения в документы с целью приукрасить положение вещей либо скрыть свою некомпетентность.

Стоит отметить, что по статическим данным просматривается неуклонный рост преступлений, предусмотренных статьей 292 УК РФ. Более того, все больше проявляются новые формы подлогов, например, в сфере IT-технологий (электронных документов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: