Что должно содержать Положение о закупке по 223-ФЗ? Порядок утверждения и размещения в ЕИС, типовой образец для ООО

Применение Типового положения при проведении закупок по 223-ФЗ

С начала 2018 года в № 223-ФЗ появился ряд изменений, связанных с Типовым положением о закупке. Учредителей и собственников заказчиков обязали разработать такие положения и определить, какие из подведомственных учреждений и организаций должны руководствоваться типовыми документами при разработке собственных положений.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующего контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливает единые правила организации закупок. Каждый заказчик самостоятельно определяет свои правила, процедуры закупок, сроки и прочее и закрепляет их в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному. Каждый заказчик может применять любые способы закупок, и он не всегда обязан заключать договор с победителем.

В Закон № 223-ФЗ введено новое для закупок понятие «типовое положение». Хотя отдельного определения такого понятия в законе не приведено, можно сделать вывод, что это документ, утверждаемый органами власти и обязательный для применения и исполнения лицами, в отношении которых органы власти имеют полномочия учредителя или собственника. Типовое положение дополняет и конкретизирует требования Закона № 223-ФЗ применительно к закупкам того органа власти, который его принимает.

Например, в соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ администрации городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре своими постановлениями от 04.10.2018 № 3479 и от 13.09.2018 № 2027-па утвердили Типовые положения о закупках товаров, работ, услуг, поскольку полномочия по утверждению такого нормативного акта возложены на орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного либо автономного учреждения, а также полномочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный местной администрацией орган.

Ввиду того, что орган местного самоуправления также обязан определить, для кого применение утвержденного Типового положения является обязательным, в постановлении администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 13.09.2018 № 2027-па установлено, что при утверждении положения о закупке или внесении в него изменений Типовое положение обязаны применять:

· муниципальные унитарные предприятия;

· муниципальные автономные учреждения;

· муниципальные бюджетные учреждения, подведомственные отделу культуры администрации г. Комсомольска-на-Амуре, перечень которых определен в постановлении администрации города от 04.12.2017 № 2972-па «Об организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных учреждений культуры в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в совокупности превышает 50 процентов.

Типовые положения содержат сведения, которые заказчики не имеют права изменить при разработке конкурсной документации:

· требования к подготовке и проведению торгов; способы закупочных процедур, порядок и особенности их применения;

· время, отведенное на заключение договора по итогам торгов.

Кроме того, в Типовые положения включены требования к планированию закупочной деятельности и участникам закупки, способам осуществления закупок и условия их применения, особенности проведения закрытых процедур закупок, организации закупок в электронной форме и у субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Установлено, что при осуществлении закупок приоритет отдается товарам российского происхождения, работам и услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В Типовом положении, утвержденном администрацией г. Хабаровска от 04.10.2018 № 3479, дополнительно урегулирован механизм проведения совместных закупок, в случае необходимости заказчикам приобрести одноименные (одни и те же, однородные) товары, работы, услуги любым способом, предусмотренным в положении.

Читайте также:
Имеют ли право привлекать в качестве свидетеля человека, который находился на лечении?

Еще одной особенностью Типового положения, утвержденного администрацией г. Хабаровска, является установленный механизм проведения конкурсов с этапами предквалификации и обсуждения. Это такие конкурсы, при которых информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем ее размещения в единой информационной системе извещения о его проведении и конкурсной документации. На этапе предквалификации к участникам закупки предъявляются обязательные требования и дополнительные требования, а победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. На этапе обсуждения к участникам закупки также предъявляются обязательные требования либо обязательные и дополнительные требования. Победителем признается участник конкурса, принявший участие в проведении этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам) и предложивший лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа конкурса.

Заказчикам необходимо привести имеющиеся у них положения о закупках в соответствие с требованиями Типового положения. Для этого требуется предусмотреть в положении конкурентные и неконкурентные закупки, прописать перечень случаев организации закупок у единственного поставщика. Теперь нужно разрабатывать закупочную документацию всегда (исключением являются только запросы котировок) и др.

Если заказчики не внесут необходимые изменения, то лишатся права работать по № 223-ФЗ, и на них будут распространяться требования № 44-ФЗ.

ЕЛЕНА ТИМОШ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ОБЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ОТДЕЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РИЦ «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» В ХАБАРОВСКЕ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 12 (194) дата выхода от 20.12.2018.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Составляем положение о закупках по правилам 2022 года

Положение о закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ на 2022 год — это документ организации-заказчика, работающего по нормам этого федерального закона. В нем прописывают все правила для проведения тендеров: процедуры, требования, условия.

Скачать типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений на 2022 год из ЕИС
Скачать образец положения о закупках по 223-ФЗ на 2022 год из КонсультантПлюс

Какие задачи решает положение

Заказчики, которые работают по 223-ФЗ, обязаны разработать положение о закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ на 2022 год. Этот документ имеет особый характер, т. к. регламентирует всю закупочную деятельность. Вот какие сведения в положении о закупке должен изучить участник закупки для дальнейшего успешного участия в тендерах по 223-ФЗ:

  • порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
  • способы осуществления заказов по 223-ФЗ;
  • какие условия, связанные с заключением договора, регулирует положение о закупке заказчика по 223-ФЗ: порядок заключения и исполнения по результатам конкурентных процедур и правила работы с единственным поставщиком;
  • иные вопросы, связанные с обеспечением процедур по нормам 223-ФЗ.

Именно на эти разделы, рекомендуем обратить внимание заказчикам при подготовке стандарта. Этот перечень является открытым, определите самостоятельно структуру положения и включить сведения, максимально подробно регламентирующие процесс закупки.

Следуя правилам иерархии нормативно-правовых актов, эксперты отвечают, к какому виду подзаконных актов относится положение о закупке, — локальные нормативные акты, т. е. такие, которые регулируют работу внутри конкретной организации и не имеют нормативного характера.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разработать положение о закупках по 223-ФЗ без ошибок и нарушений.

Читайте также:
Является ли приватизированная квартира совместно нажитым имуществом в 2022 году?

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Как утвердить и разместить

Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт, в зависимости от организационно-правовой формы, следующими органами управления:

  • государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • кто утверждает положение о закупке в унитарном предприятии — руководитель (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • автономное учреждение — наблюдательным советом (№ 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • положение о закупке государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается его учредителем (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания — наблюдательным советом (№ 236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий вправе изучить документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе. Это указано в ч. 1 ст. 4 223-ФЗ.

В законе о закупках отдельными видами юрлиц не указано, с каким федеральным органом исполнительной власти заказчики по 223-ФЗ согласовывают положение о закупке в 2022 году. Минфин в письме № 24-04-08/84947 от 29.09.2020 указал, что 223-ФЗ не устанавливает требований к юридическо-техническим средствам и приемам, применяемым при формировании и утверждении положения о закупке. Такие средства и приемы заказчик, органы управления определяют самостоятельно с учетом ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ.

Учитывайте и другие сроки утверждения:

  • для новых бюджетных учреждений стандарт закупочной деятельности утверждается в срок 3 месяца. Это правило распространяется и на других новых заказчиков по 223-ФЗ. Для вновь образованных компаний срок считают с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Для компаний, которые стали заказчиками по 223-ФЗ из-за изменения доли госучастия в уставном капитале, срок течет с момента получения уведомления об этих изменениях. Это указано в ч. 5, 6 ст. 8 223-ФЗ. Если в этот срок документ не разместить, то придется закупать товары, работы, услуги по основным правилам 44-ФЗ. Это закреплено в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ;
  • для проведения тендеров по закону о закупках отдельными видами юрлиц бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать не позже 31 декабря предыдущего года. Это урегулировано в п. 4, 5 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ. Это правило распространяется и на унитарные предприятия.

Вот пошаговая инструкция, как разместить в ЕИС положение о закупках по 223-ФЗ на 2022 год:

Шаг 1. Авторизуйтесь в личном кабинете ЕИС.

Как разместить положение о закупках в ЕИС

Шаг 2. Заполните общие сведения: наименование, дата утверждения и вступления в силу, утвердивший орган.

Шаг 3. Загрузите файл-положение.

Шаг 4. Отметьте способы закупок.

Шаг 5. Подпишите введенные сведения электронной подписью.

В ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ указано, что заказчики, которые не разместили положение, вплоть до дня его размещения руководствуются при закупке товаров нормами 44-ФЗ. Закон о контрактной системе применяется не полностью. Нормы, распространяющиеся на заказчиков в случае неразмещения стандарта закупочной деятельности, прописаны в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ.

Содержание положения

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Читайте также:
Как подать показания счетчиков воды через Госуслуги в 2022 году - через интернет

Типовое положение о процедурах отдельными видами юрлиц содержит разделы:

  • термины и определения;
  • цели и принципы закупочной деятельности;
  • утверждение стандарта и внесение изменений;
  • формирование и корректировка плана заказов;
  • выбор способа и формы заказа;
  • правила подготовки и проведения;
  • принципы формирования требований и критериев оценки;
  • требования к описанию объекта;
  • требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
  • подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
  • порядок проведения процедуры;
  • контроль и обжалование;
  • отчетность по закупочной деятельности;
  • требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

Как использовать типовые шаблоны

Согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223-ФЗ включают такие сведения:

  • регламент подготовки и реализации госзакупок;
  • способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
  • срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных документов.

В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в подготовленными стандартами (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти.

Как найти опубликованные положения

В ЕИС доступны для ознакомления готовые утвержденные шаблоны. Вот инструкция, где посмотреть положение о закупках по 223-ФЗ заказчика: во вкладке «Планирование» на верхней панели на главной странице в ЕИС.

223‑ФЗ простыми словами. Часть 2.

Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.

Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам ( ч. 6.1 ст. 3):

  • В нем указывают потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при необходимости — эксплуатационные характеристики.
  • Оно не должно содержать требования, которые могут неправомерно ограничить число участников, и указания на товарные знаки (ТЗ) и фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров — кроме случаев, когда нет другого способа более точно описать предмет закупки.
  • При указании на товарный знак нужно в скобках добавлять слова «или эквивалент» — кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, технических ограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения государственного или муниципального контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров.

Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.

Читайте также:
Как вернуть долги: все возможные судебные и досудебные способы

Конкурентные способы закупки

  1. Конкурс — вид торгов, где побеждает участник, предложение которого лучше других отвечает требованиям заказчика — в результате сопоставления заявок по указанным заранее критериям.
  2. Аукцион — вид торгов, где побеждает тот, чья заявка отвечает требованиям заказчика и кто предложил самую низкую цену. Участники снижаются от НМЦД на установленную в документации величину — шаг аукциона. Если цена снизится до нуля, борьба пойдет за право заключить договор — тогда победит участник, который предложил наибольшую цену.
  3. Запрос котировок — вид торгов, где победителем становится участник, заявка которого соответствует требованиям и содержит наименьшую цену.
  4. Запрос предложений — вид торгов, где побеждает участник, заявка которого наиболее полно отвечает требованиям заказчика и содержит лучшие условия. В отличие от конкурса здесь участники могут улучшать первоначальные предложения и направлять заказчику окончательные.
  5. Закон предусматривает иные способы, которые заказчик может установить в своем Положении о закупках. Эти способы должны отвечать указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

Способ закупки

Разновидности

Сроки размещения в ЕИС извещения и документации

— конкурс в электронной форме,

не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок

— аукцион в электронной форме,

не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок

— запрос котировок в электронной форме,

— закрытый запрос котировок

не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока приема заявок

— запрос предложений в электронной форме,

— закрытый запрос предложений

не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса

Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности

Основные документы в закупках по 223-ФЗ

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:

  • Основные понятия и термины;
  • Область применения ;
  • Требования к закупке и участникам;
  • Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора (НМЦД);
  • Формулу расчета сумм, которые заказчик должен выплатить поставщику по договору;
  • Определение и обоснование цены единицы товара, работы или услуги;
  • Определение максимального значения цены договора;
  • Правила подготовки и проведения закупок, условия использования конкурентных и неконкурентных способов закупки;
  • Особенности проведения закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) и при предоставлении других преимуществ;
  • Содержание извещения и документации о закупке;
  • Порядок заключения, исполнения и расторжения договоров;
  • Иные положения, связанные с обеспечением закупки.

Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.

План закупки

Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.

План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.

Извещение о закупке

Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.

Читайте также:
Налоговый вычет по ИИС: как получить налоговую компенсацию

Документация о закупке

Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают:

  • Предмет закупки, указание количества необходимого товара или объема работ и услуг, кроме случаев, когда объемы определить невозможно.
  • Требования к качеству товаров, техническим и функциональным характеристикам продукции, а также к условиям их поставки.
  • Требования к содержанию, форме, составу и сроку действия заявки на участие в конкурентных закупках, инструкцию по подготовке заявок.
  • Требования к описанию поставляемых товаров, работ или услуг, их количественных и качественных характеристик.
  • Место, условия, сроки или периоды поставки.
  • НМЦД или формулу цены с обозначением максимального ее значения либо цену единицы товара и максимальное значение цены договора.
  • Условия оплаты.
  • Регламент предоставления поставщикам разъяснений по документации о закупке и порядок запроса у участников дополнительных документов.
  • Другие важные условия, указанные Положением о закупке.

Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.

Документы в составе заявки участников

Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке.

О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.

Протоколы

Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.

Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку.

В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.

Договор

Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении.

Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Положение о закупках в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусмотрено тщательное регулирование закупочного процесса, как это осуществляется в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Именно по этой причине государственные и муниципальные заказчики, а также приравненные к ним юридические лица коммерческого типа (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т. д.) обязаны создать специальное Положение о закупках. Этот документ предусматривает подробную и тщательную регламентацию всей закупочной деятельности, проводимой в той или иной организации.

Читайте также:
Порядок разграничения государственной собственности на землю

Понятие Положения о закупках по 223-ФЗ

Положение о закупках разрабатывается на основании специально утвержденного Федеральной антимонопольной службой «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Кроме того, при проведении работы по разработке этого документа заказчик обязан пользоваться положениями Федерального закона «О защите конкуренции» (имеет номер 135-ФЗ от 26 июля 2006 года), а также принятыми во исполнение такого закона иными подзаконными нормативными актами.

На Положение о закупках накладывается также обязательство проводить тщательную проработку подавляющего большинства случаев проведения закупочных мероприятий заказчиком, а также определить те случаи, когда такие мероприятия не должны регулироваться указанным документом.

Для различных коммерческих организаций, например, обществ с ограниченной ответственностью (ООО) принятие такого Положения становится обязательным в случаях:

  • если речь идет о необходимости проведения всех закупок или какой-либо их части в формате электронных закупочных процедур;
  • если совокупный годовой объем закупок такой организации приравнивает ее к крупнейшим организациям, которые обязаны проводить все закупочные мероприятия с использованием Единой информационной системы и функционирующих во взаимосвязи с ней электронных торговых площадок.

Что необходимо отразить?

При составлении Положения о закупках на основании требований Федерального закона №223-ФЗ следует понимать, что данный документ может быть признан юридически значимым только в том случае, если при его создании соблюдены требования указанного нормативного акта к содержанию. Так, потребуется отразить информацию о следующем:

  • о понятиях, терминах, а также расшифровывающих их сведениях, которые используются в составляемом документе с целью облегчения его толкования и правоприменения;
  • о целях, для достижения которых происходит осуществление закупочной деятельности конкретным заказчиком, принимающим такой документ;
  • о принципах, которые лежат в основе осуществления закупочной деятельности конкретного заказчика;
  • о порядке, в котором происходит утверждение самого Положения, а также о внесении необходимых изменений в него;
  • о формировании и корректировке планирующих документов в части потребностей самого заказчика и порядка осуществления закупок в соответствии с такими планирующими документами;
  • о выборе форм и способов осуществления конкретной закупочной процедуры, а также обосновании такого выбора;
  • о правилах подготовки и проведения закупочной процедуры;
  • о принципах, на основании которых происходит формирование критериев оценки потенциальных исполнителей по заключенному контракту или договору;
  • о требованиях в отношении описания объекта закупки как отдельного документа, позволяющего определить, какой именно товар или какая услуга будут закупаться;
  • о требованиях, предъявляемых к договору, контракту или иному документу, подтверждающему возникновение правоотношений между заказчиком и исполнителем по такому соглашению;
  • о порядке подготовки, утверждения и последующего согласования документов, посвященных закупочному мероприятию;
  • об алгоритме собственно проведения закупочного мероприятия;
  • о контроле за законностью проводимых закупочных процедур и их результатов, а также о порядке обжалования вынесенных решений по результатам закупочных процедур, в том числе о порядке взаимодействия с потенциальными исполнителями, которые стали авторами таких заявлений об обжаловании;
  • о порядке составления и подачи в уполномоченные контролирующие и проверяющие органы отчетности о проведении закупочной деятельности в организации-заказчике;
  • о требованиях, предъявляемых к хранению всех документов, сопровождающих всю закупочную процедуру.
Читайте также:
Регистрация брака в ЗАГСе: порядок и правила проведения государственной процедуры

Порядок утверждения Положения и его размещения в ЕИС

В зависимости от того, о каком заказчике идет речь, порядок утверждения Положения о закупках может существенным образом различаться.

Если речь идет о государственном или муниципальном заказчике, то принятое Положение утверждается руководителем организации путем принятия специального приказа, в котором указываются реквизиты такого Положения, а также дата вступления его в силу.

Если в рамках Федерального закона №223-ФЗ осуществляет деятельность государственная корпорация или приравненная к ней организация, то принять сформированное Положение имеет право только высший орган, осуществляющий управление такой организацией.

В случае с автономными учреждениями речь будет идти о наблюдательных советах, которые сформированы для контроля за деятельностью такого автономного учреждения.

В случае с акционерными обществами принятие Положения о закупках происходит советом директоров либо другим органом управления. При этом итог такого принятия должен быть зафиксирован в виде специального протокола, на основании которого издается последующий приказ о принятии документа.

Общество с ограниченной ответственностью принимает свое Положение о закупках только с помощью общего собрания участников, совета директоров или коллегиального органа управления таким обществом. Так же, как и в случае с акционерным обществом, вынесенное решение должно быть оформлено с помощью протокола специального собрания.

После того как Положение было утверждено, у заказчика есть не более пятнадцати дней на размещение его в Единой информационной системе с целью отображения информации о законности проведения своей закупочной деятельности.

В том случае, если заказчик в указанный срок не разместит в Единой информационной системе Положение и документы, подтверждающие легитимность их принятия, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с регламентами проведения специальных проверок Федеральной антимонопольной службы.

Инструкция: готовим положение о закупках по новым правилам

Положение о закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ на 2021 год — это внутренний документ, регулирующий торговую деятельность заказчика в рамках закона № 223. Составлять локальный акт необходимо в соответствии с действующими законодательными нормативами.

Что такое положение о закупках

Действие Федерального закона № 223 распространяется на отдельные типы организаций: заказ в рамках этого закона носит обобщенный характер и не имеет строгих ограничений. В 223-ФЗ указано, что представляет собой положение об отделе закупок, — это локальный норматив, который регламентирует порядок торгов для организации. Заказчики обязаны проводить закупочную деятельность в полном соответствии с утвержденным нормативным актом — осуществлять торги разрешено только после разработки, утверждения и размещения положения о закупках.

По правилам, для проведения закупок по 223-ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать положение о закупке. Локальный документ составляют в соответствии с 223-ФЗ и законе о защите конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006. При формировании акта следует ориентироваться и на стандарт осуществления закупочной деятельности от Федеральной антимонопольной службы.

При подготовке содержательной части документа каждый заказчик обязан следовать определенным принципам (ч. 1 ст. 3 223-ФЗ):

  • информационная открытость заказов;
  • равенство всех участников;
  • отсутствие необоснованных ограничений к участникам торгов;
  • эффективность и целесообразность при расходовании бюджета, предназначенного для заказов;
  • адекватные требования, не ограничивающие допуск участников к закупочным процедурам.

Дублировать блоки и разделы из законодательных нормативов в локальном акте не обязательно: все нормы прямого действия заказчик применяет, даже если они не включены в закупочный документ организации (письмо Минфина № 24-04-08/84947).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно составить положение о закупках для улучшения закупочных процессов.

Когда его размещать

Для заказчиков из числа бюджетных учреждений положение о закупках должно быть утверждено до начала нового отчетного периода, то есть до 31 декабря текущего года. Если организация не успеет, ей придется закупать товары, работы и услуги только в рамках Федеральной контрактной системы.

Читайте также:
Договор на оказание коммунальных услуг: образец, бланк, скачать

Правила подготовки локального акта для бюджетников практически ничем не отличаются от других заказчиков (некоторые заказы регулируются иными нормативами). Но закупать товары, работы и услуги бюджетным учреждениям разрешено не сразу, а только на следующий год после размещения положения в Единой информационной системе (п. 4 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ).

Порядок и сроки утверждения локального акта для остальных категорий заказчиков представим в таблице (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ):

Категория организаций-заказчиков Кто утверждает положение о закупках Срок утверждения
Государственные корпорации и компании Высший орган управления В течение 3 месяцев с момента регистрации в ЕГРЮЛ
ГУП и МУП Руководитель
Автономные учреждения Наблюдательный совет
Акционерные общества Совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, общее собрание акционеров
Государственные, муниципальные бюджетные учреждения Учредитель
Публично-правовые компании Наблюдательный совет

После утверждения положение о закупках необходимо разместить в Единой информационной системе в течение 15 дней с даты его согласования. Те же сроки установлены и для публикации изменений ПЗ. А вот положение о закупках 44-ФЗ составлять не требуется, так как нормативы действующего законодательства о госзаказе строго регулируют закупочную деятельность организаций.

Как использовать типовое положение

Учредители бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий вправе утверждать типовые положения, определять область правоприменения такой документации и период, в течение которого организации-заказчики обязаны привести в соответствие собственные стандарты госзакупок (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Если федеральные, региональные и муниципальные органы власти утвердили типовой документ, подведомственные заказчики обязаны скорректировать актуальное или разработать новое положение о закупке, основанное на выпущенном регламенте. Новые локальные стандарты и вносимые в них изменения подлежат публикации в ЕИС в срок до 15 дней с момента их утверждения.

В типовые ПЗ включаются следующие сведения (ч. 2.3, 2.4 ст. 2):

  • регламент подготовки и осуществления заказа;
  • применяемые способы и условия их использования;
  • особенности участия в торгах субъектов МСП;
  • порядок и срок заключения договоров.

Типовые ПЗ находятся в открытом доступе в Единой информационной системе. Каждая организация-заказчик имеет возможность свободно ознакомиться с представленной документацией.

Все действующие типовые положения об отделе закупок по 223-ФЗ опубликованы в специальном разделе ЕИС. Чтобы его найти, пользователю следует перейти в блок «Планирование», а затем — «Типовые положения о закупке».

Типовые положения о закупках

Что включить в акт

При разработке документа необходимо рассмотреть следующие критерии (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ):

  • порядок планирования закупочной деятельности;
  • способы заказа и возможности их применения;
  • требования к участникам и составу документации заказа;
  • регламент подготовки закупочной процедуры и условия ее осуществления;
  • порядок и сроки заключения и исполнения договоров;
  • иные существенные условия.

Заказчики предусматривают в своем регламенте все способы, которыми они определяют поставщиков, и условия выбора такого способа, описывают порядок подготовки к торгам, обозначают правила определения начальной (максимальной) цены договора. А в отдельном разделе локального акта следует закрепить порядок работы с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) и самозанятыми лицами. Структура и содержание внутреннего норматива законом не ограничены. Это означает, что заказчик включает те разделы и главы, которые необходимы, чтобы подробно описать регламент закупочной деятельности в соответствии с отраслевой и организационной спецификой.

Примерное содержание локального закупочного стандарта таково:

  1. Общие положения.
  2. Порядок планирования заказов.
  3. Способы закупки, условия их применения.
  4. Порядок обоснования НМЦД.
  5. Порядок проведения закупок (отдельно для каждого способа).
  6. Заказы у субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых лиц.
  7. Заключение и исполнение договора.
Читайте также:
Что должны знать кадровики о внесении записи о выдаче вкладыша в трудовую книжку?

Основания для закупок у СМСП и самозанятых для автономных учреждений отличаются от других организаций. Такие заказчики проводят торги с малым бизнесом и самозанятыми, если в прошлом году заключили договоры на сумму 250 миллионов рублей и больше. Это необходимо отразить в соответствующем разделе локального нормативного акта.

Как размещать в ЕИС

Для всех организаций действует одинаковый порядок публикации документов в Единой информационной системе. Вот как опубликовать положение о закупке в ЕИС:

  1. Зайти в личный кабинет.
  2. Заполнить специальную форму и внести общие сведения: название документа, даты утверждения и вступления в силу, наименование утвердившего органа.
  3. Подписать документ усиленной квалифицированной электронной подписью и разместить в системе.

Организация вправе дополнительно публиковать локальный стандарт и на своем официальном сайте.

Какова ответственность за нарушения

Если организация-заказчик не размещает ПЗ в установленный срок, то при проведении закупочной деятельности ей предстоит руководствоваться нормами и правилами 44-ФЗ (ч. 4-6 ст. 8 223-ФЗ). Кроме того, предусмотрена и административная ответственность по ст. 7.32.3 КоАП РФ. За нарушение сроков публикации должностным лицам придется заплатить от 2000 до 5000 рублей, а юридическим — от 10 000 до 30 000 рублей. За неразмещение обязательной информации штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, для юридического — от 100 000 до 300 000 рублей.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Положение о закупке: кому нужно и что включить

Положение о закупке: кому нужно и что включить

Заказчики по 223-ФЗ в своей закупочной деятельности руководствуются Положением о закупке. Это основной документ, в котором необходимо прописать наиболее важные моменты закупочной деятельности. Если он отсутствует либо составлен с нарушениями, заказчик теряет право применять закон 223-ФЗ. В этом случае он обязан осуществлять закупки по 44-ФЗ.

Кто должен разработать и принять документ

Все заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, до начала закупочной деятельности обязаны разработать Положение о закупке. К ним относятся:

  1. Объекты естественных монополий. Сюда относятся предприятия, реализующие продукцию энергетического комплекса, услуги водоснабжения и водоотведения, связи, транспорта. Субъектами естественных монополий являются не только крупные организации типа ФГУП «Почта России» или ГУП «Московский Метрополитен», но и компании, реализующие, например, электроэнергию потребителям небольшого поселка Ивановской области.
  2. Государственные компании от таких именитых корпораций, как «Роснефть», «Ростехнологии», «Росатом», «Газпром», до небольших организаций любой правовой формы, основные средства которых находятся в государственной или муниципальной собственности.
  3. Автономные учреждения. Это некоммерческие структуры, созданные органами федеральной, региональной или муниципальной власти в сфере здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта и подобных.
  4. Дочерние структуры указанных выше предприятий и учреждений, а также дочерние структуры самих этих дочерних структур, при условии, что доля их участия составляет 50 и более процентов. То есть «дочки» и «внучки» госкорпораций и естественных монополий.
  5. Бюджетные учреждения — в части закупок за счет грантов, собственных заработанных средств, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают через закупки поставщиков необходимых товаров и услуг (исполнители работ).
  6. ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет грантов и в рамках контрактов, по которым они сами выступают исполнителями.
  7. Аптечные унитарные предприятия — в рамках закупок, осуществляемых не за счет бюджетных средств.
Читайте также:
Если начальная максимальная цена контракта снижена более чем на 25

Важность Положения о закупке

Когда Положение о закупке утверждено или в него внесены изменения, в течение 15 дней его необходимо разместить в ЕИС. Если заказчик этого не сделал, равно как и не утвердил Положение, он теряет право закупаться по 223-ФЗ и переводится на работу по закону 44-ФЗ. Этот закон является гораздо более строгим и все четко регламентирует. Перейдя на 44-ФЗ, заказчик теряет возможность:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • выбирать любой способ проведения процедуры определения поставщика;
  • устанавливать собственные требования к участникам;
  • устанавливать основания и правила закупки у единственного поставщика;
  • определять сроки проведения процедур и прочие параметры, а при необходимости — оперативно менять информацию в плане закупок.

По сути, 223-ФЗ дает заказчиком несоизмеримо больше свободы в выборе действий, благодаря чему закупки могут быть более эффективными. Другая сторона медали — больше простора для нарушения, коррупции и прочих негативных явлений.

В Положении о закупке необходимо прописать следующие параметры:

  • что оно регламентирует, какие определения и термины используются;
  • как следует готовить процедуру закупки;
  • какие способы заказчик будет применять для определения поставщика;
  • какие требования и условия он будет предъявлять к участникам;
  • что должно содержаться в извещение о закупке, закупочной документации;
  • в каком порядке будет проводиться закупочная процедура,
  • порядок и правила заключения и исполнения контракта.

Существует множество нюансов, которые должны быть предусмотрены в Положении. Например, следует указать требования, которые необходимы, чтобы ответить на вопрос — отвечает ли предлагаемый товар условиям приоритета российских товаров над иностранными? И подобных тонкостей немало. Эксперты советуют составлять Положение о закупке самым подробным образом, чтобы каждый сотрудник, привлекаемый в рамках закупочной деятельности, мог найти в нем ответы на все свои вопросы. Именно такое Положение будет являться наиболее функциональным.

При необходимости Положение о закупке можно корректировать. Новое издание документа публикуется в ЕИС вместе с перечнем всех внесенных корректировок. Ограничений на количество изменений Положения нет.

Документ должен быть утвержден уполномоченным органом или лицом, а именно:

  • руководителем МУП или ГУП;
  • высшим органом правления государственной корпорации (компании);
  • Наблюдательным советом автономного учреждения;
  • учредителем бюджетных учреждений;
  • Советом директоров, Наблюдательным советом или общим собранием участников хозяйственных обществ.

В практике ФАС есть дела, основанием для которых послужило Положение о закупке, утвержденное неуполномоченным лицом. Например, в Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15 указано, что Положение утвердил генеральный директор бюджетного учреждения, тогда как это должен был сделать его учредитель (министерство). В этом случае, помимо штрафа, Положение считается неутвержденным, следовательно, заказчик должен работать по 44-ФЗ.

Утвердив Положение о закупке, заказчик обязан действовать в строгом соответствии с этим документом. За нарушение предусмотрены штрафы по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Должностное лицо может быть оштрафовано на 20-30 тыс. рублей, а юридическое — на 50-100 тыс. рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: